Перечень научных сотрудников
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень научных сотрудников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность (штраф) за нарушение правил организованной перевозки группы детей
(КонсультантПлюс, 2025)В список детей и сопровождающих, отъезжающих на автобусную экскурсию, включены 23 ребенка и 1 сопровождающий. Однако в автобусе в процессе перевозки фактически находились 23 ребенка и 2 сопровождающих, а именно: в автобусе находилась научный сотрудник МАУК... которая не включена в список лиц помимо водителя, которым разрешается находиться в автобусе в процессе перевозки.
(КонсультантПлюс, 2025)В список детей и сопровождающих, отъезжающих на автобусную экскурсию, включены 23 ребенка и 1 сопровождающий. Однако в автобусе в процессе перевозки фактически находились 23 ребенка и 2 сопровождающих, а именно: в автобусе находилась научный сотрудник МАУК... которая не включена в список лиц помимо водителя, которым разрешается находиться в автобусе в процессе перевозки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оптимизация правового статуса научно-педагогических работников в контексте обеспечения технологического суверенитета государства
(Куренев Д.С., Дитковская К.Д.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Согласно Закону N 127-ФЗ научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Оценка научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, обеспечивается государственной системой научной аттестации, предусматривающей присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий. Перечень должностей научных работников, а также порядок проведения конкурса на замещение этих должностей утверждены Приказом Минобрнауки России от 5 августа 2021 г. N 715.
(Куренев Д.С., Дитковская К.Д.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Согласно Закону N 127-ФЗ научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Оценка научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, обеспечивается государственной системой научной аттестации, предусматривающей присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий. Перечень должностей научных работников, а также порядок проведения конкурса на замещение этих должностей утверждены Приказом Минобрнауки России от 5 августа 2021 г. N 715.
Статья: Развитие российского законодательства о конкурсном порядке замещения должностей научных работников
(Соколова Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Рассматриваемое Положение РАН от 23 мая 2007 г. фактически утратило силу <16> в связи с принятием Приказа Минобрнауки России от 2 сентября 2015 г. N 937 "Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса" <17> (далее - Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2015 г.). Данный документ распространяется на научные организации, организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, а также на иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
(Соколова Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Рассматриваемое Положение РАН от 23 мая 2007 г. фактически утратило силу <16> в связи с принятием Приказа Минобрнауки России от 2 сентября 2015 г. N 937 "Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса" <17> (далее - Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2015 г.). Данный документ распространяется на научные организации, организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, а также на иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок проведения указанного конкурса определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(ред. от 29.09.2025)Перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок проведения указанного конкурса определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"5. Организация практической подготовки обучающихся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 4 настоящей статьи, осуществляется на основании договора между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья. Типовая форма указанного договора утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Указанный договор должен содержать положения, определяющие виды деятельности, по которым осуществляется практическая подготовка обучающихся, сроки осуществления практической подготовки в соответствии с учебным планом, перечень работников образовательной организации, работников научной организации, количество обучающихся, участвующих в практической подготовке, порядок и условия использования необходимого для организации практической подготовки имущества сторон договора, порядок участия обучающихся, работников образовательной организации, работников научной организации в соответствующей деятельности, включая порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, ответственность образовательной организации, научной организации за вред, причиненный при осуществлении практической подготовки обучающихся, в том числе пациентам.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"5. Организация практической подготовки обучающихся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 4 настоящей статьи, осуществляется на основании договора между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья. Типовая форма указанного договора утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Указанный договор должен содержать положения, определяющие виды деятельности, по которым осуществляется практическая подготовка обучающихся, сроки осуществления практической подготовки в соответствии с учебным планом, перечень работников образовательной организации, работников научной организации, количество обучающихся, участвующих в практической подготовке, порядок и условия использования необходимого для организации практической подготовки имущества сторон договора, порядок участия обучающихся, работников образовательной организации, работников научной организации в соответствующей деятельности, включая порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, ответственность образовательной организации, научной организации за вред, причиненный при осуществлении практической подготовки обучающихся, в том числе пациентам.
Статья: Аттестация научных и научно-педагогических работников: к вопросу об ученом звании старшего научного сотрудника
(Нарутто С.В., Збарацкий Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 N 74 (в ред. от 28.09.2018) "Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней" <15> (далее - Постановление N 74) установлено, что в качестве документов о присвоении ученых званий, предусмотренных государственной системой аттестации научных и научно-педагогических работников, имеют силу только аттестаты, выданные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или иными государственными органами бывшего Союза ССР и Российской Федерации, ранее наделенными соответствующими функциями в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, а также документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признанные в Российской Федерации эквивалентными дипломам и аттестатам государственного образца (п. 2). Иными словами, права лиц, которым ученое звание было присвоено в рамках существовавшего в период с 1994 по 2002 г. механизма "самостоятельного присвоения" научными и образовательными организациями, оказались вне пределов нормативной регламентации. Учитывая, что ранее действовавшее Положение предусматривало возможность не обращаться в ВАК России для учета материалов о присвоении ученого звания старшего научного сотрудника, Постановление N 74 допустило возможность нарушения прав неограниченного круга лиц, исключив из перечня документов о присвоении ученых званий приказ (его копию) руководителя организации о присвоении ученого звания. Таким образом, федеральное нормативно-правовое регулирование создало правовую коллизию между существовавшими ранее источниками права и Постановлением N 74, а, как известно, практические проблемы выявляются намного позднее нормативной регламентации и имеют более индивидуальные негативные последствия, которые проявляются вплоть до сего дня.
(Нарутто С.В., Збарацкий Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 N 74 (в ред. от 28.09.2018) "Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней" <15> (далее - Постановление N 74) установлено, что в качестве документов о присвоении ученых званий, предусмотренных государственной системой аттестации научных и научно-педагогических работников, имеют силу только аттестаты, выданные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или иными государственными органами бывшего Союза ССР и Российской Федерации, ранее наделенными соответствующими функциями в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, а также документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признанные в Российской Федерации эквивалентными дипломам и аттестатам государственного образца (п. 2). Иными словами, права лиц, которым ученое звание было присвоено в рамках существовавшего в период с 1994 по 2002 г. механизма "самостоятельного присвоения" научными и образовательными организациями, оказались вне пределов нормативной регламентации. Учитывая, что ранее действовавшее Положение предусматривало возможность не обращаться в ВАК России для учета материалов о присвоении ученого звания старшего научного сотрудника, Постановление N 74 допустило возможность нарушения прав неограниченного круга лиц, исключив из перечня документов о присвоении ученых званий приказ (его копию) руководителя организации о присвоении ученого звания. Таким образом, федеральное нормативно-правовое регулирование создало правовую коллизию между существовавшими ранее источниками права и Постановлением N 74, а, как известно, практические проблемы выявляются намного позднее нормативной регламентации и имеют более индивидуальные негативные последствия, которые проявляются вплоть до сего дня.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и Порядок проведения указанного конкурса утвержден Приказом Минобрнауки России от 2 сентября 2015 г. N 937.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и Порядок проведения указанного конкурса утвержден Приказом Минобрнауки России от 2 сентября 2015 г. N 937.
Вопрос: В организации научный работник избран по конкурсу на должность на 0,5 ставки, место работы - основное. Можно ли его перевести на полную ставку без проведения конкурсных процедур?
(Консультация эксперта, 2024)Перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок проведения указанного конкурса определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(Консультация эксперта, 2024)Перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок проведения указанного конкурса определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Вопрос: Какие существуют особенности приема на работу совместителей в научную организацию (по конкурсу)?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2024)Перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок проведения указанного конкурса определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 3 ст. 336.1 ТК РФ).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2024)Перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок проведения указанного конкурса определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 3 ст. 336.1 ТК РФ).
Ситуация: Каковы права и обязанности студентов, получающих среднее профессиональное образование или высшее образование?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, студенты, получающие высшее образование, имеют право на занятие должностей учебно-вспомогательных работников и работников сферы научного обслуживания в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, например, работать в должности техника, лаборанта (ч. 7.1 ст. 34 Закона N 273-ФЗ; п. п. 2, 3 Перечня, утв. Приказом Минобрнауки России от 04.10.2023 N 947).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, студенты, получающие высшее образование, имеют право на занятие должностей учебно-вспомогательных работников и работников сферы научного обслуживания в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, например, работать в должности техника, лаборанта (ч. 7.1 ст. 34 Закона N 273-ФЗ; п. п. 2, 3 Перечня, утв. Приказом Минобрнауки России от 04.10.2023 N 947).
Статья: О необходимости административной регламентации вопроса категоризации отечественных научных периодических изданий
(Караваева Ю.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Перечислены только общероссийские рейтинги. В то же время с целью определения авторитетных, качественных изданий, с отсутствием репутационных рисков во многих образовательных организациях утверждены списки рецензируемых изданий, рекомендованных сотрудникам данной образовательной, научной организации к публикации материалов. Так, например:
(Караваева Ю.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Перечислены только общероссийские рейтинги. В то же время с целью определения авторитетных, качественных изданий, с отсутствием репутационных рисков во многих образовательных организациях утверждены списки рецензируемых изданий, рекомендованных сотрудникам данной образовательной, научной организации к публикации материалов. Так, например:
Статья: Виды объектов авторского права, создаваемых и используемых в сфере науки и образования
(Титова Н.С.)
("Юрист", 2025, N 10)Итак, точный перечень создаваемых работниками объектов авторского права, на которые распространяется исключительное право образовательной или научной организации, не определен. Примечательно, что разграничить статус объекта авторского права достаточно сложно, все зависит от фактических обстоятельств и целей его создания. При этом законодательство не содержит четких правил отнесения создаваемых объектов к служебным, устанавливая только легальные ориентиры. В то же время на такие научные работы, как монографии, лекции, презентации, иные работы, подготовленные с целью достижения карьерных целей и повышения заработной платы, без конкретного задания работодателя, зачастую без какого-либо независимого юридического обоснования образовательная (научная) организация присваивает исключительные права себе, тем самым, потенциально подавляя творческий потенциал работника.
(Титова Н.С.)
("Юрист", 2025, N 10)Итак, точный перечень создаваемых работниками объектов авторского права, на которые распространяется исключительное право образовательной или научной организации, не определен. Примечательно, что разграничить статус объекта авторского права достаточно сложно, все зависит от фактических обстоятельств и целей его создания. При этом законодательство не содержит четких правил отнесения создаваемых объектов к служебным, устанавливая только легальные ориентиры. В то же время на такие научные работы, как монографии, лекции, презентации, иные работы, подготовленные с целью достижения карьерных целей и повышения заработной платы, без конкретного задания работодателя, зачастую без какого-либо независимого юридического обоснования образовательная (научная) организация присваивает исключительные права себе, тем самым, потенциально подавляя творческий потенциал работника.