Перечень госкорпораций
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень госкорпораций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственные компании и корпорации. Особенности правового регулирования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В качестве примеров создания государственных корпораций можно привести:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В качестве примеров создания государственных корпораций можно привести:
Ситуация: Какие документы могут потребовать при устройстве на работу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера - для граждан, претендующих на замещение некоторых должностей, в частности на замещение должностей государственной службы, должностей, включенных в специальные перечни, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера - для граждан, претендующих на замещение некоторых должностей, в частности на замещение должностей государственной службы, должностей, включенных в специальные перечни, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях;
Нормативные акты
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)<1> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривает государственные компании наряду с государственными корпорациями (ст. 7.1, 7.2), но п. 14 ст. 50 ГК РФ в исчерпывающем перечне некоммерческих организаций указывает только государственные корпорации. Видимо, государственная компания - разновидность государственной корпорации. См. также: Суханов Е.А. О гражданской правосубъектности государственных юридических лиц // Журнал российского права. 2018. N 1. С. 5 - 15.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)<1> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривает государственные компании наряду с государственными корпорациями (ст. 7.1, 7.2), но п. 14 ст. 50 ГК РФ в исчерпывающем перечне некоммерческих организаций указывает только государственные корпорации. Видимо, государственная компания - разновидность государственной корпорации. См. также: Суханов Е.А. О гражданской правосубъектности государственных юридических лиц // Журнал российского права. 2018. N 1. С. 5 - 15.
Статья: Введение режима чрезвычайной ситуации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями. Перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1007.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями. Перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1007.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, неспособность государственных органов и государственных организаций вести хозяйственную деятельность в том объеме, который необходим для достижения поставленных государством задач, а также недостаточная эффективность коммерческих организаций для реализации публичных целей явились предпосылками поиска новых моделей участия государства в обороте посредством создаваемых им юридических лиц. В связи с этим была предусмотрена возможность учреждения государственных корпораций (далее - госкорпорации) на основании специально принимаемого федерального закона с целью осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма государственной корпорации включена в перечень некоммерческих организаций в связи с принятием Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ "О внесении дополнения в федеральный закон "О некоммерческих организациях" <36>. В период с 2003 по 2015 гг. было создано девять госкорпораций <37>. В подчинении некоторых из них находятся хозяйственные общества, государственные унитарные предприятия <38>. Являясь юридическими лицами, госкорпорации вправе осуществлять самостоятельное управление переданными государством пакетами акций акционерных обществ, реализовывать права акционера вне общеобязательных публичных процедур. Например, при создании госкорпорации "Росатом" в качестве имущественного взноса государства переданы 100% акций открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс", в уставный капитал которого, в свою очередь, были переданы государственные пакеты акций большинства акционерных обществ атомной энергетики и промышленности. В госкорпорацию "Ростех" в качестве имущественного взноса Российской Федерации также переданы акции более 200 открытых акционерных обществ, а также акции преобразуемых в акционерные общества федеральных государственных унитарных предприятий <39>. Органами управления госкорпорации являются наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Специальным законом о создании госкорпорации ей могут делегироваться отдельные государственные полномочия <40>. Однако в процессе деятельности данных юридических лиц выявились системные несовершенства их правовой конструкции. Так, при проверках их деятельности в 2009 г. Генеральной прокуратурой РФ, осуществленных по поручению Президента РФ, было выявлено нерациональное использование госкорпорациями переданного государством имущества и финансовых средств, а также незаконное распоряжение имуществом. Это стало возможным вследствие недостатков правового статуса госкорпораций и, как следствие, - непрозрачности их деятельности, нецелевого использования выделенных средств, недостаточных возможностей контроля за ней со стороны государства. Данные факторы являлись предметом обсуждений как в средствах массовой информации <41>, так и в научной литературе <42>. В Концепции развития гражданского законодательства РФ предлагалось законодательно исключить возможность создания госкорпораций. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 12.11.2009 также отметил, что данная форма в современных условиях бесперспективна. Так, Президент РФ отметил: "Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе... или будут реализованы частным инвесторам" <43>. Как следствие были даны поручения подготовить предложения о порядке и сроках реорганизации действующих в конкурентной среде госкорпораций в акционерные общества <44>. Но такая реорганизация была осуществлена лишь в отношении двух госкорпораций (Российская корпорация нанотехнологий <45> и Государственная корпорация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" <46>). Другие же госкорпорации, за исключением одной, ликвидированной в связи с достижением целей деятельности и решением поставленных перед ней задач <47>, продолжают функционировать.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, неспособность государственных органов и государственных организаций вести хозяйственную деятельность в том объеме, который необходим для достижения поставленных государством задач, а также недостаточная эффективность коммерческих организаций для реализации публичных целей явились предпосылками поиска новых моделей участия государства в обороте посредством создаваемых им юридических лиц. В связи с этим была предусмотрена возможность учреждения государственных корпораций (далее - госкорпорации) на основании специально принимаемого федерального закона с целью осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма государственной корпорации включена в перечень некоммерческих организаций в связи с принятием Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ "О внесении дополнения в федеральный закон "О некоммерческих организациях" <36>. В период с 2003 по 2015 гг. было создано девять госкорпораций <37>. В подчинении некоторых из них находятся хозяйственные общества, государственные унитарные предприятия <38>. Являясь юридическими лицами, госкорпорации вправе осуществлять самостоятельное управление переданными государством пакетами акций акционерных обществ, реализовывать права акционера вне общеобязательных публичных процедур. Например, при создании госкорпорации "Росатом" в качестве имущественного взноса государства переданы 100% акций открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс", в уставный капитал которого, в свою очередь, были переданы государственные пакеты акций большинства акционерных обществ атомной энергетики и промышленности. В госкорпорацию "Ростех" в качестве имущественного взноса Российской Федерации также переданы акции более 200 открытых акционерных обществ, а также акции преобразуемых в акционерные общества федеральных государственных унитарных предприятий <39>. Органами управления госкорпорации являются наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Специальным законом о создании госкорпорации ей могут делегироваться отдельные государственные полномочия <40>. Однако в процессе деятельности данных юридических лиц выявились системные несовершенства их правовой конструкции. Так, при проверках их деятельности в 2009 г. Генеральной прокуратурой РФ, осуществленных по поручению Президента РФ, было выявлено нерациональное использование госкорпорациями переданного государством имущества и финансовых средств, а также незаконное распоряжение имуществом. Это стало возможным вследствие недостатков правового статуса госкорпораций и, как следствие, - непрозрачности их деятельности, нецелевого использования выделенных средств, недостаточных возможностей контроля за ней со стороны государства. Данные факторы являлись предметом обсуждений как в средствах массовой информации <41>, так и в научной литературе <42>. В Концепции развития гражданского законодательства РФ предлагалось законодательно исключить возможность создания госкорпораций. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 12.11.2009 также отметил, что данная форма в современных условиях бесперспективна. Так, Президент РФ отметил: "Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе... или будут реализованы частным инвесторам" <43>. Как следствие были даны поручения подготовить предложения о порядке и сроках реорганизации действующих в конкурентной среде госкорпораций в акционерные общества <44>. Но такая реорганизация была осуществлена лишь в отношении двух госкорпораций (Российская корпорация нанотехнологий <45> и Государственная корпорация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" <46>). Другие же госкорпорации, за исключением одной, ликвидированной в связи с достижением целей деятельности и решением поставленных перед ней задач <47>, продолжают функционировать.
Статья: Особенности ESG-облигаций как инструмента ответственного финансирования
(Жаравин Н.А., Шмарова Л.В.)
("Аудитор", 2025, N 5)Сектор устойчивого развития состоит из трех самостоятельных сегментов, представленных на рис. 3. На текущий момент в Секторе устойчивого развития Московской биржи обращаются 35 выпусков ESG-облигаций, также включенных в одноименный индекс. Каждый выпуск имеет соответствующую независимую внешнюю оценку от одного или нескольких верификаторов, входящих в перечень Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ". Как правило, верификаторами отечественных выпусков ESG-облигаций выступают российские рейтинговые агентства Эксперт РА и АКРА, формирующие собственные заключения о соответствии конкретных выпусков ESG-облигаций международным и/или национальным требованиям в формате пресс-релизов.
(Жаравин Н.А., Шмарова Л.В.)
("Аудитор", 2025, N 5)Сектор устойчивого развития состоит из трех самостоятельных сегментов, представленных на рис. 3. На текущий момент в Секторе устойчивого развития Московской биржи обращаются 35 выпусков ESG-облигаций, также включенных в одноименный индекс. Каждый выпуск имеет соответствующую независимую внешнюю оценку от одного или нескольких верификаторов, входящих в перечень Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ". Как правило, верификаторами отечественных выпусков ESG-облигаций выступают российские рейтинговые агентства Эксперт РА и АКРА, формирующие собственные заключения о соответствии конкретных выпусков ESG-облигаций международным и/или национальным требованиям в формате пресс-релизов.
Готовое решение: Чем отличаются текущий и капитальный ремонт помещений
(КонсультантПлюс, 2025)Замена всех или части окон в здании может проводиться в рамках капитального ремонта и предусматриваться его проектом. Например, замена окон на энергоэффективные в местах общего пользования многоквартирного дома осуществляется в ходе его капитального ремонта (Перечень мероприятий, утвержденный Правлением Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 10.02.2017). Работы и услуги по замене окон и связанные с их заменой также квалифицированы в качестве работ (услуг) по капремонту общего имущества в многоквартирном доме в Приложении к Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Минстроя России от 29.12.2022 N 1159/пр).
(КонсультантПлюс, 2025)Замена всех или части окон в здании может проводиться в рамках капитального ремонта и предусматриваться его проектом. Например, замена окон на энергоэффективные в местах общего пользования многоквартирного дома осуществляется в ходе его капитального ремонта (Перечень мероприятий, утвержденный Правлением Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 10.02.2017). Работы и услуги по замене окон и связанные с их заменой также квалифицированы в качестве работ (услуг) по капремонту общего имущества в многоквартирном доме в Приложении к Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Минстроя России от 29.12.2022 N 1159/пр).
Статья: Правовое регулирование "зеленого" финансирования в целях устойчивого развития Российской Федерации
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2023, N 4)При включении финансовых инструментов в соответствующий сегмент обязательно наличие независимой внешней оценки о соответствии указанным принципам. Лица, подготовившие независимую внешнюю оценку, должны входить в перечень верификаторов Государственной корпорации развития ВЭБ.РФ.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2023, N 4)При включении финансовых инструментов в соответствующий сегмент обязательно наличие независимой внешней оценки о соответствии указанным принципам. Лица, подготовившие независимую внешнюю оценку, должны входить в перечень верификаторов Государственной корпорации развития ВЭБ.РФ.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Перечень субсидий юридическим лицам, в том числе государственным корпорациям и Государственной компании "Российские автомобильные дороги", бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на которые не распространяются положения части 2 статьи 5 Федерального закона N 359-ФЗ, был утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2016 г. N 530-р и включал в себя 116 направлений расходов федерального бюджета в 2016 г., в том числе: субсидий - 102; взносов в уставный капитал - 5; государственной поддержки - 2; грантов - 2; имущественных взносов - 2; мероприятий - 1; премий - 1.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Перечень субсидий юридическим лицам, в том числе государственным корпорациям и Государственной компании "Российские автомобильные дороги", бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на которые не распространяются положения части 2 статьи 5 Федерального закона N 359-ФЗ, был утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2016 г. N 530-р и включал в себя 116 направлений расходов федерального бюджета в 2016 г., в том числе: субсидий - 102; взносов в уставный капитал - 5; государственной поддержки - 2; грантов - 2; имущественных взносов - 2; мероприятий - 1; премий - 1.
Готовое решение: Как контролируются закупки, проводимые по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)госкорпораций, госкомпаний, ФГУП особого значения, включенных в Перечень Правительства, федеральных автономных учреждений, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50%, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых совокупная доля участия РФ и субъекта превышает 50%, при этом доля участия РФ превышает долю участия субъекта;
(КонсультантПлюс, 2025)госкорпораций, госкомпаний, ФГУП особого значения, включенных в Перечень Правительства, федеральных автономных учреждений, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50%, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых совокупная доля участия РФ и субъекта превышает 50%, при этом доля участия РФ превышает долю участия субъекта;