Пенсия при банкротстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсия при банкротстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Доверенность при банкротстве
(КонсультантПлюс, 2025)В ответ фонд... сообщил, что в силу пунктов 1, 3, 5 - 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве доставка пенсии лицу, признанному банкротом, должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством, и только сам пенсионер (его законный представитель) имеет право подать заявление о доставке пенсии.
(КонсультантПлюс, 2025)В ответ фонд... сообщил, что в силу пунктов 1, 3, 5 - 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве доставка пенсии лицу, признанному банкротом, должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством, и только сам пенсионер (его законный представитель) имеет право подать заявление о доставке пенсии.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 29 "Удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""Исходя из пункта 1 статьи 101 Закона об исполнительном производстве, пункта 1 статьи 29 Закона о пенсиях во взаимосвязи с положениями Закона о банкротстве страховая пенсия, в том числе по инвалидности, выплачиваемая должнику-гражданину после введения процедуры реализации имущества должника, по общему правилу является имуществом, приобретенным гражданином после признания его банкротом, и в силу пункта 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве подлежит включению в конкурсную массу."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) физических лиц
(Зарочинцева Е.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)Закон о банкротстве регулирует отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, и содержит специальные нормы, имеющие приоритет по отношению к нормам пенсионного законодательства в случае банкротства получателя пенсии.
(Зарочинцева Е.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)Закон о банкротстве регулирует отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, и содержит специальные нормы, имеющие приоритет по отношению к нормам пенсионного законодательства в случае банкротства получателя пенсии.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 186.4. Особенности установления требований кредиторов в деле о банкротстве негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) деятельность по формированию долгосрочных сбережений
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 186.4. Особенности установления требований кредиторов в деле о банкротстве негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) деятельность по формированию долгосрочных сбережений
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)В соответствии с Законом о банкротстве с момента признания должника банкротом все права на его имущество, подлежащее реализации, осуществляет финансовый управляющий должника, который осуществляет все права и обязанности арбитражного управляющего. В случае банкротства лиц пенсионного возраста и иных должников - физических лиц на финансового управляющего возлагается обязанность по реализации имущества путем открытия и закрытия специализированных (целевых) банковских счетов на имя должника, а также распоряжения средствами должника на счетах и вкладах, в том числе открытых до признания должника банкротом. В связи с данным нормативным положением на практике возникают споры между финансовым управляющим и Пенсионным Фондом Российской Федерации (его территориальными отделениями). Суды в таких спорах, как правило, занимают сторону финансового управляющего и указывают, что в данном случае законодательство о несостоятельности (банкротстве), выступая в качестве специального нормотворчества, регулирующего имущественные отношения в сфере несостоятельности, имеет приоритет над пенсионным. Так, в одном из дел финансовый управляющий, реализуя свои полномочия, обратился в Пенсионный фонд с заявлением о перечислении денежных средств, выплачиваемых должнику в качестве страховой пенсии по старости, на основной счет должника, открытый в целях расчета с кредиторами, по соответствующим реквизитам. В ответ Пенсионный фонд письмом сообщил, что в силу пунктов 1, 3, 5 - 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве доставка пенсии лицу, признанному банкротом, должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством, и только сам пенсионер (его законный представитель) имеет право подать заявление о доставке пенсии. Финансовый управляющий обратился в суд, указав, что в рассматриваемом случае Закон о банкротстве, регулирующий отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, содержит специальные нормы, которые имеют преимущественное значение перед иными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе и имеют приоритет по отношению к нормам пенсионного законодательства. Суд, разрешая указанное дело по существу, указал, что перечисление сумм пенсии и иных выплат Пенсионным фондом на банковский счет, открытый для гражданина-банкрота, может производиться только по заявлению самого пенсионера или по заявлению его представителя по доверенности <158>. Таким образом, судебной практикой был сформирован подход, в соответствии с которым финансовый управляющий, осуществляющий полномочия по распоряжению имуществом должника, имеет право требовать перечисления пенсии должника на общий счет погашения задолженности пенсионера. В то же время Верховный Суд указал, что "сами по себе предусмотренные пенсионным законодательством правила выплаты пенсий не противоречат положениям банкротного законодательства в части решения вопроса о расходовании соответствующих средств в рамках процедуры банкротства. В данной связи выводы судов об отнесении полученной должником пенсии, за исключением установленной величины прожиточного минимума (в соответствии со ст. 446 ГПК РФ), к конкурсной массе, а также о том, что именно финансовый управляющий определяет, какая сумма пенсии (после вычета размера прожиточного минимума на должника и находящихся на его иждивении лиц) должна поступить в конкурсную массу, правильны" <159>.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)В соответствии с Законом о банкротстве с момента признания должника банкротом все права на его имущество, подлежащее реализации, осуществляет финансовый управляющий должника, который осуществляет все права и обязанности арбитражного управляющего. В случае банкротства лиц пенсионного возраста и иных должников - физических лиц на финансового управляющего возлагается обязанность по реализации имущества путем открытия и закрытия специализированных (целевых) банковских счетов на имя должника, а также распоряжения средствами должника на счетах и вкладах, в том числе открытых до признания должника банкротом. В связи с данным нормативным положением на практике возникают споры между финансовым управляющим и Пенсионным Фондом Российской Федерации (его территориальными отделениями). Суды в таких спорах, как правило, занимают сторону финансового управляющего и указывают, что в данном случае законодательство о несостоятельности (банкротстве), выступая в качестве специального нормотворчества, регулирующего имущественные отношения в сфере несостоятельности, имеет приоритет над пенсионным. Так, в одном из дел финансовый управляющий, реализуя свои полномочия, обратился в Пенсионный фонд с заявлением о перечислении денежных средств, выплачиваемых должнику в качестве страховой пенсии по старости, на основной счет должника, открытый в целях расчета с кредиторами, по соответствующим реквизитам. В ответ Пенсионный фонд письмом сообщил, что в силу пунктов 1, 3, 5 - 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве доставка пенсии лицу, признанному банкротом, должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством, и только сам пенсионер (его законный представитель) имеет право подать заявление о доставке пенсии. Финансовый управляющий обратился в суд, указав, что в рассматриваемом случае Закон о банкротстве, регулирующий отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, содержит специальные нормы, которые имеют преимущественное значение перед иными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе и имеют приоритет по отношению к нормам пенсионного законодательства. Суд, разрешая указанное дело по существу, указал, что перечисление сумм пенсии и иных выплат Пенсионным фондом на банковский счет, открытый для гражданина-банкрота, может производиться только по заявлению самого пенсионера или по заявлению его представителя по доверенности <158>. Таким образом, судебной практикой был сформирован подход, в соответствии с которым финансовый управляющий, осуществляющий полномочия по распоряжению имуществом должника, имеет право требовать перечисления пенсии должника на общий счет погашения задолженности пенсионера. В то же время Верховный Суд указал, что "сами по себе предусмотренные пенсионным законодательством правила выплаты пенсий не противоречат положениям банкротного законодательства в части решения вопроса о расходовании соответствующих средств в рамках процедуры банкротства. В данной связи выводы судов об отнесении полученной должником пенсии, за исключением установленной величины прожиточного минимума (в соответствии со ст. 446 ГПК РФ), к конкурсной массе, а также о том, что именно финансовый управляющий определяет, какая сумма пенсии (после вычета размера прожиточного минимума на должника и находящихся на его иждивении лиц) должна поступить в конкурсную массу, правильны" <159>.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за апрель 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 6)6. Распоряжение страховой и негосударственной пенсией в период банкротных процедур в отсутствие каких-либо действий финансового управляющего, направленных на ограничение права гражданина-должника пользоваться счетами и снимать с них указанные денежные средства, не дает оснований для вывода о недобросовестности гражданина-должника.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 6)6. Распоряжение страховой и негосударственной пенсией в период банкротных процедур в отсутствие каких-либо действий финансового управляющего, направленных на ограничение права гражданина-должника пользоваться счетами и снимать с них указанные денежные средства, не дает оснований для вывода о недобросовестности гражданина-должника.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Особенности банкротства НПФ, осуществляющего деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, сводятся к следующему. В случае введения в отношении НПФ процедуры наблюдения временный управляющий выявляет обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению и учитывает их в реестре требований кредиторов.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Особенности банкротства НПФ, осуществляющего деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, сводятся к следующему. В случае введения в отношении НПФ процедуры наблюдения временный управляющий выявляет обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению и учитывает их в реестре требований кредиторов.