Пенсионный возраст для женщин на Севере
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионный возраст для женщин на Севере (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам" Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации""По смыслу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимым условием для назначения социальной пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), является как факт принадлежности к числу коренных малочисленных народов Севера, так и факт постоянного проживание на день назначения пенсии в районах проживания малочисленных народов Севера и занятия традиционными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 32 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан" Федерального закона "О страховых пенсиях""С учетом периода работы с 28 октября 1992 г. по 7 июня 1994 г. в должности продавца, заведующего отделом в магазине ПКП "ПАРМО", зачтенного судом в стаж работы в местности, приравненной к работам Крайнего Севера, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховой пенсии" на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, составил 20 лет, что соответствует периоду работы в районах Крайнего Севера - 15 лет и дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по указанному выше основанию при достижении женщинами возраста 50 лет.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как назначается пенсия по старости северянам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)достижение установленного для северян пенсионного возраста, который в период по 2028 г. постепенно повышается до 60 и 55 лет (соответственно для мужчин и женщин);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)достижение установленного для северян пенсионного возраста, который в период по 2028 г. постепенно повышается до 60 и 55 лет (соответственно для мужчин и женщин);
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Отметим, что п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении регламентирован вопрос о праве "северян" на социальную пенсию (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца). Такая пенсия назначается нетрудоспособным лицам по достижении ими установленного законом возраста и без требований к величине стажа работы. Речь идет о гражданах из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающих в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии. Реформа повышения пенсионного возраста (2019 - 2028 гг.) не коснулась данных пенсионеров.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Отметим, что п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении регламентирован вопрос о праве "северян" на социальную пенсию (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца). Такая пенсия назначается нетрудоспособным лицам по достижении ими установленного законом возраста и без требований к величине стажа работы. Речь идет о гражданах из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающих в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии. Реформа повышения пенсионного возраста (2019 - 2028 гг.) не коснулась данных пенсионеров.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:
Вопрос: О включении отпуска по уходу за ребенком в стаж работы женщин в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
(Письмо Минтруда России от 07.02.2025 N 21-1/10/В-1965)Так, в соответствии с указанным положением статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
(Письмо Минтруда России от 07.02.2025 N 21-1/10/В-1965)Так, в соответствии с указанным положением статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1.5. Пункт 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусматривает назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, то есть в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Пенсия назначается при наличии не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Кроме того, необходимое условие, при невыполнении которого досрочная пенсия по старости назначена быть не может, связано со страховым стажем. Его продолжительность должна составлять 25 лет для мужчин или 20 лет для женщин.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1.5. Пункт 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусматривает назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, то есть в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Пенсия назначается при наличии не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Кроме того, необходимое условие, при невыполнении которого досрочная пенсия по старости назначена быть не может, связано со страховым стажем. Его продолжительность должна составлять 25 лет для мужчин или 20 лет для женщин.
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Обращает внимание также то обстоятельство, что из всех установленных для назначения досрочной страховой пенсии по старости "северных оснований" возраст повышен только по одному, которое условно можно именовать "общим", - п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Повышение возраста не затронуло специальные "северные основания", предусмотренные в п. п. 2 и 7 указанной нормы. В последнем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает, как правило, у лиц, относящихся к малочисленным народам Севера и занятых традиционными видами хозяйственной деятельности. Сохранение для них ранее установленного пенсионного возраста направлено, с одной стороны, на решение проблемы занятости в местах их проживания, а с другой - на защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры коренных малочисленных народов. Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях формально не связан с пунктом 6 ч. 1 этой статьи. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях до принятия Закона N 350-ФЗ, по сути, являлся специальной нормой по отношению к п. 6 ч. 1 данной статьи. В нем закреплялась льгота для женщин, родивших двух и более детей, работавших на Крайнем Севере, - право на пенсию возникало за 12 лет, а не за 15 лет работы в районах Крайнего Севера или за 17 лет, а не 20 лет работы в приравненных к ним местностях. Остальные условия (возраст и страховой стаж) оставались такими же, как и при назначении соответствующей досрочной страховой пенсии на общих основаниях. На данное обстоятельство также указывает Е.Г. Азарова, поясняя, что льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных районах <15>. В таком случае не ясно, почему при повышении возраста выхода на досрочную страховую пенсию по "общему северному основанию" одновременно не претерпело изменений связанное с ним специальное основание. Возможно, причина в общей тенденции сохранения ранее действовавших условий для тех досрочных пенсий, где критерием дифференциации служит рождение и воспитание детей (как уже отмечалось, перечень таких оснований даже расширен). Однако в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях рождение женщиной, указанной в п. 2 ч. 1 данной статьи, двух и более детей не являлось непосредственным основанием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости. Таковым выступал факт трудовой деятельности на Крайнем Севере. А наличие детей учитывалось только в установлении требуемой продолжительности северного стажа. То есть законодатель исходил из ограничения у таких женщин возможности выработки северного стажа по причине необходимости освобождения от работы в связи с рождением и воспитанием нескольких детей. При такой взаимосвязи нормативных предписаний повышение возраста выхода на пенсию для лиц, работавших на Крайнем Севере, неизбежно должно было затронуть и женщин из их числа, родивших двух и более детей. Хотя, как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение в этом случае прежнего возраста позволило сгладить существующую проблему, связанную с невозможностью для таких женщин суммирования периодов стажа, если их трудовая деятельность протекала как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, поскольку необходимые для этого правила содержатся только в п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях <16>.
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Обращает внимание также то обстоятельство, что из всех установленных для назначения досрочной страховой пенсии по старости "северных оснований" возраст повышен только по одному, которое условно можно именовать "общим", - п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Повышение возраста не затронуло специальные "северные основания", предусмотренные в п. п. 2 и 7 указанной нормы. В последнем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает, как правило, у лиц, относящихся к малочисленным народам Севера и занятых традиционными видами хозяйственной деятельности. Сохранение для них ранее установленного пенсионного возраста направлено, с одной стороны, на решение проблемы занятости в местах их проживания, а с другой - на защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры коренных малочисленных народов. Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях формально не связан с пунктом 6 ч. 1 этой статьи. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях до принятия Закона N 350-ФЗ, по сути, являлся специальной нормой по отношению к п. 6 ч. 1 данной статьи. В нем закреплялась льгота для женщин, родивших двух и более детей, работавших на Крайнем Севере, - право на пенсию возникало за 12 лет, а не за 15 лет работы в районах Крайнего Севера или за 17 лет, а не 20 лет работы в приравненных к ним местностях. Остальные условия (возраст и страховой стаж) оставались такими же, как и при назначении соответствующей досрочной страховой пенсии на общих основаниях. На данное обстоятельство также указывает Е.Г. Азарова, поясняя, что льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных районах <15>. В таком случае не ясно, почему при повышении возраста выхода на досрочную страховую пенсию по "общему северному основанию" одновременно не претерпело изменений связанное с ним специальное основание. Возможно, причина в общей тенденции сохранения ранее действовавших условий для тех досрочных пенсий, где критерием дифференциации служит рождение и воспитание детей (как уже отмечалось, перечень таких оснований даже расширен). Однако в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях рождение женщиной, указанной в п. 2 ч. 1 данной статьи, двух и более детей не являлось непосредственным основанием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости. Таковым выступал факт трудовой деятельности на Крайнем Севере. А наличие детей учитывалось только в установлении требуемой продолжительности северного стажа. То есть законодатель исходил из ограничения у таких женщин возможности выработки северного стажа по причине необходимости освобождения от работы в связи с рождением и воспитанием нескольких детей. При такой взаимосвязи нормативных предписаний повышение возраста выхода на пенсию для лиц, работавших на Крайнем Севере, неизбежно должно было затронуть и женщин из их числа, родивших двух и более детей. Хотя, как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение в этом случае прежнего возраста позволило сгладить существующую проблему, связанную с невозможностью для таких женщин суммирования периодов стажа, если их трудовая деятельность протекала как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, поскольку необходимые для этого правила содержатся только в п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях <16>.
Статья: Алименты как составляющая системы социальной поддержки и защиты малообеспеченных (малоимущих) категорий граждан
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Легальное определение нетрудоспособных граждан сформулировано в ст. 2 Федерального закона N 166-ФЗ. Указанный нормативный правовой акт к ним относит инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей-инвалидов, как было указано выше, детей в возрасте до восемнадцати лет, а также старше этого возраста, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста двадцати трех лет, потерявших одного или обоих родителей, и детей умершей одинокой матери, детей, оба родителя которых неизвестны, граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждан, достигших возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины). При этом пенсионный возраст на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О страховых пенсиях" <3> составляет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Именно этот возраст и был обозначен в прежней редакции указанного нормативного правового акта до пенсионной реформы и увеличения возрастных ограничений для назначения социальной пенсии, следовательно, законодатель намеренно причисляет к нетрудоспособным лицам не всех пенсионеров, т.е. лиц с момента назначения им соответствующей социальной выплаты государством, а лиц по истечении пяти лет от указанного возраста. Представленная в Федеральном законе N 166-ФЗ формулировка определения нетрудоспособных граждан объединяет в себе как совершеннолетних лиц, так и несовершеннолетних. При этом перечисленные категории лиц не совпадают с указанными в СК РФ алиментополучателями.
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Легальное определение нетрудоспособных граждан сформулировано в ст. 2 Федерального закона N 166-ФЗ. Указанный нормативный правовой акт к ним относит инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей-инвалидов, как было указано выше, детей в возрасте до восемнадцати лет, а также старше этого возраста, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста двадцати трех лет, потерявших одного или обоих родителей, и детей умершей одинокой матери, детей, оба родителя которых неизвестны, граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждан, достигших возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины). При этом пенсионный возраст на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О страховых пенсиях" <3> составляет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Именно этот возраст и был обозначен в прежней редакции указанного нормативного правового акта до пенсионной реформы и увеличения возрастных ограничений для назначения социальной пенсии, следовательно, законодатель намеренно причисляет к нетрудоспособным лицам не всех пенсионеров, т.е. лиц с момента назначения им соответствующей социальной выплаты государством, а лиц по истечении пяти лет от указанного возраста. Представленная в Федеральном законе N 166-ФЗ формулировка определения нетрудоспособных граждан объединяет в себе как совершеннолетних лиц, так и несовершеннолетних. При этом перечисленные категории лиц не совпадают с указанными в СК РФ алиментополучателями.
Статья: Комментарий к Письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.02.2025 N 21-1/10/В-1965 <Досрочная пенсия у женщин, работающих на Крайнем Севере: какие периоды включают в стаж>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 17)Так, право на досрочную пенсию предоставлено женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали:
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 17)Так, право на досрочную пенсию предоставлено женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали:
Ситуация: Кто имеет право на досрочную страховую пенсию по старости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Досрочная страховая пенсия по старости назначается при наличии необходимой величины ИПК также другим категориям граждан в зависимости от их семейного положения, состояния здоровья, работы и проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в частности следующим гражданам (ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Досрочная страховая пенсия по старости назначается при наличии необходимой величины ИПК также другим категориям граждан в зависимости от их семейного положения, состояния здоровья, работы и проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в частности следующим гражданам (ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ):
Ситуация: Как оформить социальную пенсию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии (устанавливается социальная пенсия по старости);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии (устанавливается социальная пенсия по старости);
Статья: Функция дифференциации пенсионного обеспечения по территориальному признаку
(Шайхатдинов В.Ш., Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Право на страховую пенсию по старости предоставляется мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков
(Шайхатдинов В.Ш., Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Право на страховую пенсию по старости предоставляется мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков
Статья: Условия и возможности Программы долгосрочных сбережений
("Официальный сайт Банка России", 2024)Ответ: Независимо от возраста гражданина при заключении договора долгосрочных сбережений и наличия оснований для досрочного назначения страховой пенсии (особые условия труда, проживание в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях и так далее) за назначением периодических выплат и единовременной выплаты по Программе можно обращаться по истечении 15 лет действия договора долгосрочных сбережений или при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин (в зависимости от того, что наступит ранее).
("Официальный сайт Банка России", 2024)Ответ: Независимо от возраста гражданина при заключении договора долгосрочных сбережений и наличия оснований для досрочного назначения страховой пенсии (особые условия труда, проживание в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях и так далее) за назначением периодических выплат и единовременной выплаты по Программе можно обращаться по истечении 15 лет действия договора долгосрочных сбережений или при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин (в зависимости от того, что наступит ранее).
Статья: Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Следующий этап пенсионной реформы приходится на 2019 - 2024 гг., сущность которого заключается в планомерном увеличении пенсионного возраста для женщин и для мужчин (60 лет и 65 лет соответственно). Исключением при этом являются работники сферы медицины, образования, военной сферы и так далее, а также лица, являющиеся коренными народами Крайнего Севера, и многодетные матери. Целью данной реформы является постепенное перенаправление высвобождающихся средств для увеличения размера пенсий на регулярной ежегодной основе.
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Следующий этап пенсионной реформы приходится на 2019 - 2024 гг., сущность которого заключается в планомерном увеличении пенсионного возраста для женщин и для мужчин (60 лет и 65 лет соответственно). Исключением при этом являются работники сферы медицины, образования, военной сферы и так далее, а также лица, являющиеся коренными народами Крайнего Севера, и многодетные матери. Целью данной реформы является постепенное перенаправление высвобождающихся средств для увеличения размера пенсий на регулярной ежегодной основе.