Педагогическая нагрузка директора
Подборка наиболее важных документов по запросу Педагогическая нагрузка директора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 08.08.2024 N 88-18577/2024 (УИД 43RS0035-01-2023-000344-32)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу было отказано в удовлетворении заявления о назначении пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части.Удовлетворяя исковые требования в части включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы в качестве музыкального работника в Верхнеуслонском детском комбинате - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что объяснениями истца и представленными доказательствами подтверждается факт работы М. в Верхнеуслонском детском комбинате в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника, которая является тождественной должности музыкального руководителя, а также выработка ею нормы педагогической нагрузки на ставку заработной платы, доказательств обратного не представлено.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу было отказано в удовлетворении заявления о назначении пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части.Удовлетворяя исковые требования в части включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы в качестве музыкального работника в Верхнеуслонском детском комбинате - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что объяснениями истца и представленными доказательствами подтверждается факт работы М. в Верхнеуслонском детском комбинате в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника, которая является тождественной должности музыкального руководителя, а также выработка ею нормы педагогической нагрузки на ставку заработной платы, доказательств обратного не представлено.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.07.2024 N 33-11111/2024 (УИД 78RS0002-01-2023-006723-05)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании права на досрочное оформление страховой пенсии по старости; 2) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, однако получил отказ, обоснованный невключением в специальный стаж педагогической деятельности периодов работы в должностях заместителя директора на 0,5 ставки и учителя информатики.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.Отклоняя доводы ответчика о том, что истец работала в должности заместителя директора на 0,5 ставки и имела педагогическую нагрузку учителя информатики на ставку заработной платы без занятия штатной должности, в связи с чем указанный спорный период не может быть включен в трудовой стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции отметил, что для оценки пенсионных прав истца правовое значение имеет лишь установление факта выполнения ей обязанностей учителя в ГБОУ СОШ N <адрес> Санкт-Петербурга на полную ставку, что нашло свое подтверждение, поскольку Правила от <дата> N... не содержат в качестве ограничивающего условия для назначения досрочной трудовой пенсии обязательное занятие штатной должности, наименование которой предусмотрено Списком.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании права на досрочное оформление страховой пенсии по старости; 2) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, однако получил отказ, обоснованный невключением в специальный стаж педагогической деятельности периодов работы в должностях заместителя директора на 0,5 ставки и учителя информатики.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.Отклоняя доводы ответчика о том, что истец работала в должности заместителя директора на 0,5 ставки и имела педагогическую нагрузку учителя информатики на ставку заработной платы без занятия штатной должности, в связи с чем указанный спорный период не может быть включен в трудовой стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции отметил, что для оценки пенсионных прав истца правовое значение имеет лишь установление факта выполнения ей обязанностей учителя в ГБОУ СОШ N <адрес> Санкт-Петербурга на полную ставку, что нашло свое подтверждение, поскольку Правила от <дата> N... не содержат в качестве ограничивающего условия для назначения досрочной трудовой пенсии обязательное занятие штатной должности, наименование которой предусмотрено Списком.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какая максимальная педагогическая нагрузка (сколько часов) у директора школы, заведующей?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2024
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2024
Статья: Участие педагога, педагогического работника и психолога в судебной деятельности: вопросы унификации процессуального законодательства
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Таким образом, очевидно, что круг лиц, которые могут выполнять роль педагога или педагогического работника в уголовном, гражданском и административном судопроизводствах, различается: педагогические работники, выполняющие исключительно обязанности по организации образовательной деятельности, могут участвовать в допросе несовершеннолетних свидетелей в гражданском и административном судопроизводствах, а в уголовном процессе - нет. Значит, используемые в УПК РФ и ГПК РФ, КАС РФ понятия "педагог" и "педагогический работник" тождественными признать нельзя. Чем обусловлен такой подход законодателя, объяснить трудно, хотя и сложно представить, чтобы директор или завуч школы либо колледжа были полностью освобождены от педагогической нагрузки, т.е. не участвовали в процессе обучения детей.
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Таким образом, очевидно, что круг лиц, которые могут выполнять роль педагога или педагогического работника в уголовном, гражданском и административном судопроизводствах, различается: педагогические работники, выполняющие исключительно обязанности по организации образовательной деятельности, могут участвовать в допросе несовершеннолетних свидетелей в гражданском и административном судопроизводствах, а в уголовном процессе - нет. Значит, используемые в УПК РФ и ГПК РФ, КАС РФ понятия "педагог" и "педагогический работник" тождественными признать нельзя. Чем обусловлен такой подход законодателя, объяснить трудно, хотя и сложно представить, чтобы директор или завуч школы либо колледжа были полностью освобождены от педагогической нагрузки, т.е. не участвовали в процессе обучения детей.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Е. считала причину отказа в приеме на работу не соответствующей действительности, поскольку по состоянию на 31 января 2023 г. в федеральной государственной информационной системе "Работа в России" имелась информация о наличии в колледже вакансий, в том числе должностей преподавателей дисциплин, которые Е. могла занимать с учетом имеющихся у нее образования и квалификации. По мнению Е., отказ в принятии ее на работу вызван конфликтной ситуацией, произошедшей до увольнения в 2022 году между ней и директором колледжа по вопросу распределения работодателем учебной нагрузки между педагогическими работниками.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Е. считала причину отказа в приеме на работу не соответствующей действительности, поскольку по состоянию на 31 января 2023 г. в федеральной государственной информационной системе "Работа в России" имелась информация о наличии в колледже вакансий, в том числе должностей преподавателей дисциплин, которые Е. могла занимать с учетом имеющихся у нее образования и квалификации. По мнению Е., отказ в принятии ее на работу вызван конфликтной ситуацией, произошедшей до увольнения в 2022 году между ней и директором колледжа по вопросу распределения работодателем учебной нагрузки между педагогическими работниками.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30
(ред. от 28.05.2019)
"О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил.
(ред. от 28.05.2019)
"О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Режим работы руководителей образовательных организаций определяется графиком работы с учетом необходимости обеспечения руководящих функций.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Режим работы руководителей образовательных организаций определяется графиком работы с учетом необходимости обеспечения руководящих функций.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Режим работы руководителей образовательных организаций определяется графиком работы с учетом необходимости обеспечения руководящих функций.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Режим работы руководителей образовательных организаций определяется графиком работы с учетом необходимости обеспечения руководящих функций.
Статья: Оптимизация правового статуса научно-педагогических работников в контексте обеспечения технологического суверенитета государства
(Куренев Д.С., Дитковская К.Д.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Кроме того, в отношении и педагогических, и научных работников вуза, объединенных законодателем в категорию "научно-педагогические работники", в законодательстве прямо не определены критерии (ориентиры), которым должны следовать руководители вузов и работники при определении соотношения педагогической и научной работы в общем объеме нагрузки.
(Куренев Д.С., Дитковская К.Д.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Кроме того, в отношении и педагогических, и научных работников вуза, объединенных законодателем в категорию "научно-педагогические работники", в законодательстве прямо не определены критерии (ориентиры), которым должны следовать руководители вузов и работники при определении соотношения педагогической и научной работы в общем объеме нагрузки.
Готовое решение: Каковы особенности оформления трудовых договоров с педагогами
(КонсультантПлюс, 2025)Трудовой договор с педагогом составляйте в целом в общем порядке. Но, отражая отдельные условия трудового договора, учтите некоторые особенности, в частности, требования к наименованию должности, продолжительности работы и отдыха, указанию учебной нагрузки.
(КонсультантПлюс, 2025)Трудовой договор с педагогом составляйте в целом в общем порядке. Но, отражая отдельные условия трудового договора, учтите некоторые особенности, в частности, требования к наименованию должности, продолжительности работы и отдыха, указанию учебной нагрузки.
Вопрос: Отличается ли статус гимназии от статуса школы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Гимназии и школы имеют статус общеобразовательных организаций. При этом в образовательной программе гимназии предусматривается дополнительное проведение индивидуальной внеурочной работы по развитию творческой и исследовательской деятельности обучающихся, организации отдельных лекций, циклов, курсов, кружков, клубов, студий, научных обществ и других объединений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Кроме того, установлены особенности к наполняемости классов гимназии, учебной нагрузке преподавателей, оплате труда руководителей, их заместителей, педагогических и библиотечных работников гимназии. За обучающимися гимназий сохраняется право свободного перехода в соответствующий класс средней общеобразовательной школы.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Гимназии и школы имеют статус общеобразовательных организаций. При этом в образовательной программе гимназии предусматривается дополнительное проведение индивидуальной внеурочной работы по развитию творческой и исследовательской деятельности обучающихся, организации отдельных лекций, циклов, курсов, кружков, клубов, студий, научных обществ и других объединений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Кроме того, установлены особенности к наполняемости классов гимназии, учебной нагрузке преподавателей, оплате труда руководителей, их заместителей, педагогических и библиотечных работников гимназии. За обучающимися гимназий сохраняется право свободного перехода в соответствующий класс средней общеобразовательной школы.
Статья: Может ли суд обязать работодателя заключить трудовой договор при необоснованном отказе в приеме на работу?
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 6)Работница посчитала отказ необоснованным, поскольку по состоянию на 31 января 2023 г. в федеральной государственной информационной системе "Работа в России" имелись данные о наличии в колледже вакансий преподавателей, которые работница могла занимать с учетом имеющихся у нее образования и квалификации. По ее мнению, отказ был вызван конфликтной ситуацией с директором колледжа, произошедшей до ее увольнения в 2022 г. ввиду обращений работницы в Департамент образования области, прокуратуру города по вопросу распределения работодателем учебной нагрузки между педагогическими работниками.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 6)Работница посчитала отказ необоснованным, поскольку по состоянию на 31 января 2023 г. в федеральной государственной информационной системе "Работа в России" имелись данные о наличии в колледже вакансий преподавателей, которые работница могла занимать с учетом имеющихся у нее образования и квалификации. По ее мнению, отказ был вызван конфликтной ситуацией с директором колледжа, произошедшей до ее увольнения в 2022 г. ввиду обращений работницы в Департамент образования области, прокуратуру города по вопросу распределения работодателем учебной нагрузки между педагогическими работниками.
Статья: Комментарий к Определению Верховного Суда РФ от 27.01.2025 N 2-КГ24-8-кз <ВС РФ: соискатель вправе обжаловать отказ в приеме на работу>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 6)Дело в другом, считает преподаватель. До увольнения был конфликт между ней и директором из-за ее обращений в Департамент образования и прокуратуру города по вопросу распределения работодателем учебной нагрузки между педагогическими работниками.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 6)Дело в другом, считает преподаватель. До увольнения был конфликт между ней и директором из-за ее обращений в Департамент образования и прокуратуру города по вопросу распределения работодателем учебной нагрузки между педагогическими работниками.
Ситуация: В каком случае страховая пенсия по старости назначается педагогу досрочно?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Особенности предусмотрены, в частности, в отношении работы учителя начальной школы и музыкального руководителя. Так, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. В свою очередь, работа в должности учителя начальных классов школы включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки (п. п. 3, 5, 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 781; Список, утв. Постановлением Правительства РФ N 781).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Особенности предусмотрены, в частности, в отношении работы учителя начальной школы и музыкального руководителя. Так, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. В свою очередь, работа в должности учителя начальных классов школы включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки (п. п. 3, 5, 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 781; Список, утв. Постановлением Правительства РФ N 781).
Статья: Личностный фактор в трудовом праве
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)В контексте данной проблематики представляется важным поиск ответа на вопрос, чем же именно определяется включение личностных качеств в состав деловых и кто уполномочен на такое включение. Очевидно, здесь должна иметь место связь между конкретными качествами и трудовой функцией либо условиями ее выполнения. Так, разный уровень устойчивости к стрессам и психофизическим нагрузкам требуется от руководителя организации и "рядового сотрудника"; разные коммуникативные качества - от менеджера по продажам, педагога и программиста и т.д.
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)В контексте данной проблематики представляется важным поиск ответа на вопрос, чем же именно определяется включение личностных качеств в состав деловых и кто уполномочен на такое включение. Очевидно, здесь должна иметь место связь между конкретными качествами и трудовой функцией либо условиями ее выполнения. Так, разный уровень устойчивости к стрессам и психофизическим нагрузкам требуется от руководителя организации и "рядового сотрудника"; разные коммуникативные качества - от менеджера по продажам, педагога и программиста и т.д.