П 71 основ ценообрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу П 71 основ ценообрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Амурского областного суда от 24.07.2024 по делу N 33АП-2427/2024 (УИД 28RS0004-01-2024-001163-94)
Категория спора: С органами государственной власти и местного самоуправления.
Требования: 1) О признании незаконным решения; 2) О возложении обязанности установить понижающий коэффициент; 3) О производстве перерасчета платы за электрическую энергию.
Обстоятельства: Истец обратился в суд с требованием о признании незаконным решения ответчика об отказе в смене тарифа по электроснабжению, так как не был предоставлен технический паспорт на индивидуальный жилой дом. Истец предоставил технический план, содержащий информацию о наличии в доме электрического отопления, установлении электроплиты и электрокотла.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.До внесения изменений в п. 71 Основ ценообразования разъяснениями, содержащимися в письме Федеральной антимонопольной службы от 3 мая 2018 года N ВК/31589/18, со ссылкой на позицию по аналогичным вопросам Минстроя России, было указано, что при применении тарифов на электрическую энергию необходимо руководствоваться техническим паспортом, содержащим техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям, согласно п. 5 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации. Несмотря на то, что данный документ также не носит нормативного характера, однако в целом свидетельствует о едином подходе к вопросу применения пониженного тарифа при оборудовании электроплитами жилых домов и жилых помещений.
Категория спора: С органами государственной власти и местного самоуправления.
Требования: 1) О признании незаконным решения; 2) О возложении обязанности установить понижающий коэффициент; 3) О производстве перерасчета платы за электрическую энергию.
Обстоятельства: Истец обратился в суд с требованием о признании незаконным решения ответчика об отказе в смене тарифа по электроснабжению, так как не был предоставлен технический паспорт на индивидуальный жилой дом. Истец предоставил технический план, содержащий информацию о наличии в доме электрического отопления, установлении электроплиты и электрокотла.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.До внесения изменений в п. 71 Основ ценообразования разъяснениями, содержащимися в письме Федеральной антимонопольной службы от 3 мая 2018 года N ВК/31589/18, со ссылкой на позицию по аналогичным вопросам Минстроя России, было указано, что при применении тарифов на электрическую энергию необходимо руководствоваться техническим паспортом, содержащим техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям, согласно п. 5 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации. Несмотря на то, что данный документ также не носит нормативного характера, однако в целом свидетельствует о едином подходе к вопросу применения пониженного тарифа при оборудовании электроплитами жилых домов и жилых помещений.
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 08.08.2023 по делу N 66а-2181/2023 (УИД 50OS0000-01-2023-000021-87)
Об оставлении без изменения решения Московского областного суда от 26.04.2023 об отказе в признании не действующим в части распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.11.2022 N 213-Р "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на период с 01.12.2022 по 31.12.2023 года".В рамках реализации положений пунктов 71 и 71(1) Основ ценообразования не исключается возможность органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов установить равнозначные значения понижающего коэффициента как для категории населения, так и для приравненных к нему категорий потребителей.
Об оставлении без изменения решения Московского областного суда от 26.04.2023 об отказе в признании не действующим в части распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.11.2022 N 213-Р "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на период с 01.12.2022 по 31.12.2023 года".В рамках реализации положений пунктов 71 и 71(1) Основ ценообразования не исключается возможность органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов установить равнозначные значения понижающего коэффициента как для категории населения, так и для приравненных к нему категорий потребителей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация полномочий прокурора в нормотворческом процессе как один из наиболее эффективных способов защиты интересов граждан
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2024, N 4)В силу п. 71 Основ ценообразования (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178) при утверждении цен и тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую гражданам, проживающим в городских населенных пунктах и домах, оборудованных в установленном порядке стационарными плитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2024, N 4)В силу п. 71 Основ ценообразования (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178) при утверждении цен и тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую гражданам, проживающим в городских населенных пунктах и домах, оборудованных в установленном порядке стационарными плитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Вопрос: Как определяется необходимая валовая выручка регулируемых организаций?
(Консультация эксперта, 2025)При применении метода доходности инвестированного капитала необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма текущих расходов, средств, обеспечивающих возврат инвестированного капитала, и средств, обеспечивающих получение дохода на инвестированный капитал (п. п. 57 - 71 Основ ценообразования N 406, п. п. 33 - 36 Основ ценообразования N 1178, п. п. 64 - 69 Основ ценообразования N 484, п. п. 57 - 69 Основ ценообразования N 1075, разд. VI Методических указаний N 1746-э, разд. V Методических указаний N 1638/16, разд. VI Методических указаний N 760-э, Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утв. Приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э).
(Консультация эксперта, 2025)При применении метода доходности инвестированного капитала необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма текущих расходов, средств, обеспечивающих возврат инвестированного капитала, и средств, обеспечивающих получение дохода на инвестированный капитал (п. п. 57 - 71 Основ ценообразования N 406, п. п. 33 - 36 Основ ценообразования N 1178, п. п. 64 - 69 Основ ценообразования N 484, п. п. 57 - 69 Основ ценообразования N 1075, разд. VI Методических указаний N 1746-э, разд. V Методических указаний N 1638/16, разд. VI Методических указаний N 760-э, Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утв. Приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")В решении исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, отдельно указываются объемы электрической энергии (мощности), использованные при расчете указанных цен (тарифов), дифференцированных в соответствии с пунктами 70 и 71 Основ ценообразования с учетом принятых решений об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности). При утверждении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в решении об установлении единых (котловых) тарифов указывают:
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")В решении исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, отдельно указываются объемы электрической энергии (мощности), использованные при расчете указанных цен (тарифов), дифференцированных в соответствии с пунктами 70 и 71 Основ ценообразования с учетом принятых решений об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности). При утверждении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в решении об установлении единых (котловых) тарифов указывают:
Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 N 614
(ред. от 31.08.2023)
"О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)"
(вместе с "Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)")В случае если на момент введения социальной нормы поставщик электрической энергии осуществлял поставку электрической энергии (мощности) в жилые дома (жилые помещения многоквартирного дома) с применением понижающего коэффициента, устанавливаемого в соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, предоставление указанных подтверждений не требуется.
(ред. от 31.08.2023)
"О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)"
(вместе с "Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)")В случае если на момент введения социальной нормы поставщик электрической энергии осуществлял поставку электрической энергии (мощности) в жилые дома (жилые помещения многоквартирного дома) с применением понижающего коэффициента, устанавливаемого в соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, предоставление указанных подтверждений не требуется.
Вопрос: По вопросу учета утвержденных в течение долгосрочного периода регулирования нормативов удельного расхода топлива при корректировке тарифов на тепловую энергию (мощность).
("Официальный сайт ФАС России", 2021)Ответ: В силу пунктов 34, 35, 61, 71, 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), при установлении долгосрочных тарифов с применением метода индексации установленных тарифов в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на топливо, рассчитываемые по каждому источнику тепловой энергии исходя из удельного расхода топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, определяемого в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива, утвержденными уполномоченными органами, указанными в пункте 36 Основ ценообразования.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)Ответ: В силу пунктов 34, 35, 61, 71, 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), при установлении долгосрочных тарифов с применением метода индексации установленных тарифов в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на топливо, рассчитываемые по каждому источнику тепловой энергии исходя из удельного расхода топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, определяемого в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива, утвержденными уполномоченными органами, указанными в пункте 36 Основ ценообразования.
Вопрос: Какой порядок применения понижающего коэффициента 0,7 при установлении тарифов на электроэнергию?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: В соответствии с абз. 1 п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских и сельских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения или иными документами, подтверждающими наличие соответствующего оборудования, а также населению, проживающему в сельских населенных пунктах в домах, не оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте РФ, по решению исполнительного органа соответствующего субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: В соответствии с абз. 1 п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских и сельских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения или иными документами, подтверждающими наличие соответствующего оборудования, а также населению, проживающему в сельских населенных пунктах в домах, не оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте РФ, по решению исполнительного органа соответствующего субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.