Ознакомление с материалами налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Ознакомление с материалами налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры в связи с налоговыми проверками и иными мероприятиями налогового контроля: Проверяемое лицо оспаривает решение по результатам камеральной проверки из-за процедурных нарушений
(КонсультантПлюс, 2025)Также можно сослаться на отсутствие протокола ознакомления с материалами налоговой проверки, составленного Налоговым органом >>>
(КонсультантПлюс, 2025)Также можно сослаться на отсутствие протокола ознакомления с материалами налоговой проверки, составленного Налоговым органом >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В акте подробно изложены обстоятельства допущенных нарушений налогового законодательства, а также приведено содержание документов, полученных налоговым органом в ходе проверки. Следовательно, налогоплательщик не был лишен возможности ознакомления с материалами налоговой проверки и заявления своих возражений.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В акте подробно изложены обстоятельства допущенных нарушений налогового законодательства, а также приведено содержание документов, полученных налоговым органом в ходе проверки. Следовательно, налогоплательщик не был лишен возможности ознакомления с материалами налоговой проверки и заявления своих возражений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамПорядок ознакомления проверяемого лица с материалами налоговой проверки закреплен в п. 2 ст. 101 НК РФ. Это означает, что для обоих видов налоговых проверок, установленных в п. 1 ст. 87 НК РФ, - камеральной и выездной - применяются одинаковые правила такого ознакомления.
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера"Суд: инспекция обязана ознакомить со всеми материалами проверки, нельзя ссылаться на налоговую тайну (10.10.2025)
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера бюджетной организации"Суд: инспекция обязана ознакомить со всеми материалами проверки, нельзя ссылаться на налоговую тайну (10.10.2025)
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Обществом направлено в инспекцию заявление об ознакомлении с материалами налоговой проверки и получен отказ.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Обществом направлено в инспекцию заявление об ознакомлении с материалами налоговой проверки и получен отказ.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Налоговым органам при принятии по результатам налоговых проверок решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения необходимо наиболее взвешенно, а также с учетом рекомендаций сотрудников следственного органа по результатам предварительного ознакомления с материалами налоговых проверок подходить к вопросу квалификации действий налогоплательщиков в качестве умышленных.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Налоговым органам при принятии по результатам налоговых проверок решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения необходимо наиболее взвешенно, а также с учетом рекомендаций сотрудников следственного органа по результатам предварительного ознакомления с материалами налоговых проверок подходить к вопросу квалификации действий налогоплательщиков в качестве умышленных.
Статья: Особенности организационного обеспечения расследования налоговых преступлений
(Бурынин С.С.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)<15> В частности, Протоколом N 1 к Соглашению о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13 февраля 2012 г. N 101-162-12/ММВ-27-2/3 предусмотрен механизм предварительного ознакомления следователей СК России с материалами налоговых проверок.
(Бурынин С.С.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)<15> В частности, Протоколом N 1 к Соглашению о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13 февраля 2012 г. N 101-162-12/ММВ-27-2/3 предусмотрен механизм предварительного ознакомления следователей СК России с материалами налоговых проверок.
Статья: Обязана ли инспекция выдать копию акта проверки, если компания получала акт?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 25)Доводы компании об утрате права на ознакомление с материалами налоговой проверки с целью подготовки возражений были отклонены как основанные на неверном толковании норм налогового законодательства. В силу п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с ее материалами в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений п. 6 ст. 100 НК РФ и п. 6.2 ст. 101 НК РФ. Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Однако компания с ходатайством об ознакомлении с материалами налоговой проверки в установленный срок в налоговый орган не обращалась.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 25)Доводы компании об утрате права на ознакомление с материалами налоговой проверки с целью подготовки возражений были отклонены как основанные на неверном толковании норм налогового законодательства. В силу п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с ее материалами в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений п. 6 ст. 100 НК РФ и п. 6.2 ст. 101 НК РФ. Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Однако компания с ходатайством об ознакомлении с материалами налоговой проверки в установленный срок в налоговый орган не обращалась.
Статья: Ознакомление с материалами налогового контроля при вызове для дачи пояснений
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 23)Инспекция в выдаче копий и документов отказала. Компания обратилась в суд с требованием о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в ознакомлении с материалами налоговой проверки и налогового контроля о возможном занижении базы для начисления страховых взносов и обязании налогового органа ознакомить компанию с указанными материалами.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 23)Инспекция в выдаче копий и документов отказала. Компания обратилась в суд с требованием о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в ознакомлении с материалами налоговой проверки и налогового контроля о возможном занижении базы для начисления страховых взносов и обязании налогового органа ознакомить компанию с указанными материалами.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)После разграничения этих сроков Верховный Суд РФ счел необходимым отметить, что в отличие от процедуры взыскания задолженности нарушение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах может быть обусловлено совокупностью причин, имеющих различный характер - как объективный (например, непоступление ответов налоговому органу на направленные им запросы иным лицам, позднее поступления ответов от уполномоченных органов других государств в рамках обмена информацией), так и субъективный (необходимость обеспечения реализации прав налогоплательщика, в том числе на ознакомление с материалами налоговой проверки, на подготовку дополнительных возражений и т.п.) <1>.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)После разграничения этих сроков Верховный Суд РФ счел необходимым отметить, что в отличие от процедуры взыскания задолженности нарушение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах может быть обусловлено совокупностью причин, имеющих различный характер - как объективный (например, непоступление ответов налоговому органу на направленные им запросы иным лицам, позднее поступления ответов от уполномоченных органов других государств в рамках обмена информацией), так и субъективный (необходимость обеспечения реализации прав налогоплательщика, в том числе на ознакомление с материалами налоговой проверки, на подготовку дополнительных возражений и т.п.) <1>.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)При этом налогоплательщик с ходатайством об ознакомлении с материалами налоговой проверки в установленный срок в налоговый орган не обращался. Налогоплательщик не был лишен права на всех стадиях рассмотрения материалов проверки участвовать в процессе рассмотрения материалов и представлять свои объяснения и возражения (Постановление АС ДО от 18.06.2024 N Ф03-2319/2024 по делу N А73-16901/2023).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)При этом налогоплательщик с ходатайством об ознакомлении с материалами налоговой проверки в установленный срок в налоговый орган не обращался. Налогоплательщик не был лишен права на всех стадиях рассмотрения материалов проверки участвовать в процессе рассмотрения материалов и представлять свои объяснения и возражения (Постановление АС ДО от 18.06.2024 N Ф03-2319/2024 по делу N А73-16901/2023).
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Проверяемый налогоплательщик извещается о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Руководитель организации, в отношении которой была проведена проверка, вправе участвовать в этом мероприятии лично или через представителя. Налоговый орган обязан обеспечить указанному лицу возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Проверяемый налогоплательщик извещается о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Руководитель организации, в отношении которой была проведена проверка, вправе участвовать в этом мероприятии лично или через представителя. Налоговый орган обязан обеспечить указанному лицу возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ.
Статья: Дополнительные мероприятия налогового контроля: при каких обстоятельствах назначаются?
(Сергеева И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 3)Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее 2 дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий (см. Письмо Минфина России от 03.09.2018 N 03-02-08/62690).
(Сергеева И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 3)Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее 2 дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий (см. Письмо Минфина России от 03.09.2018 N 03-02-08/62690).
Статья: Знакомиться нельзя копировать, или История одной таможенной проверки
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)Представляется, что трактовка оспариваемых положений законодательства таможенными органами и судами могла быть осуществлена на основании сравнительного подхода, в частности, сравнения с аналогичной процедурой при налоговых проверках. Конституционный Суд РФ справедливо указал на то, что налоговое законодательство содержит более конкретный порядок ознакомления с материалами налоговой проверки (п. 2 ст. 101 Налогового кодекса РФ), более того, процедура такого ознакомления регламентирована и на ведомственном уровне, что позволяет избежать возникновения споров относительно ограничения права проверяемого лица на такое ознакомление. Аналогичный подход должен быть применен и в регламентации таможенной проверки.
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)Представляется, что трактовка оспариваемых положений законодательства таможенными органами и судами могла быть осуществлена на основании сравнительного подхода, в частности, сравнения с аналогичной процедурой при налоговых проверках. Конституционный Суд РФ справедливо указал на то, что налоговое законодательство содержит более конкретный порядок ознакомления с материалами налоговой проверки (п. 2 ст. 101 Налогового кодекса РФ), более того, процедура такого ознакомления регламентирована и на ведомственном уровне, что позволяет избежать возникновения споров относительно ограничения права проверяемого лица на такое ознакомление. Аналогичный подход должен быть применен и в регламентации таможенной проверки.