Озелененные территории общего пользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Озелененные территории общего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 6 "Объекты земельных отношений" ЗК РФ"Поскольку земельный участок истца не образован, не поставлен на государственный кадастровый учет, то при подготовке проекта правил в 2020 году сформировать границы территориальных зон специализированной общественной застройки (О2) и озелененных территорий общего пользования (Пл) с учетом существующих границ землепользования с учетом расположенного на земельном участке жилого дома не представлялось возможным.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 23 "Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Ссылка административного истца на несоответствие нормативного правового акта в оспариваемой части пункту 2 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации является несостоятельной, так как положения указанной статьи предусматривают, что материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме должны содержать обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, муниципального округа, городского округа, однако на земельном участке с кадастровым номером 64:48:030351:11, расположенном в границах функциональной зоны - зоны озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса), размещение объектов местного значения не предполагается. Также вопреки доводам административного истца, материалы по проекту генерального плана содержат финансово-экономическое обоснование.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) минимально допустимая площадь озелененных территорий общего пользования в границах городских округов и поселений.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) минимально допустимая площадь озелененных территорий общего пользования в границах городских округов и поселений.
Статья: Памятники садово-паркового искусства как особо охраняемая природная территория местного значения
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Так, в ст. 34.1 Закона Калужской области под памятниками садово-паркового искусства понимаются "искусственно созданные человеком озелененные территории общего пользования, предназначенные для сохранения исторических приемов и принципов садово-паркового искусства", а в ст. 1 Закона Липецкой области - "озелененные территории общего пользования, искусственно созданные человеком и предназначенные для рекреации и сохранения исторических приемов и принципов садово-паркового искусства". Как видим, определения практически совпадают. В таких случаях всегда возникает вопрос, кто у кого позаимствовал определение. С учетом того, что определение памятников садово-паркового искусства было введено в Закон Липецкой области 19 августа 2008 г., а в Закон Калужской области только 24 апреля 2014 г., можно утверждать, что именно калужский законодатель заимствовал данное определение у липецкого законодателя.
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Так, в ст. 34.1 Закона Калужской области под памятниками садово-паркового искусства понимаются "искусственно созданные человеком озелененные территории общего пользования, предназначенные для сохранения исторических приемов и принципов садово-паркового искусства", а в ст. 1 Закона Липецкой области - "озелененные территории общего пользования, искусственно созданные человеком и предназначенные для рекреации и сохранения исторических приемов и принципов садово-паркового искусства". Как видим, определения практически совпадают. В таких случаях всегда возникает вопрос, кто у кого позаимствовал определение. С учетом того, что определение памятников садово-паркового искусства было введено в Закон Липецкой области 19 августа 2008 г., а в Закон Калужской области только 24 апреля 2014 г., можно утверждать, что именно калужский законодатель заимствовал данное определение у липецкого законодателя.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)29 декабря 2004 года N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)29 декабря 2004 года N 190-ФЗ
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- минимально допустимая площадь озелененных территорий общего пользования в границах муниципальных округов, городских округов и поселений;
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- минимально допустимая площадь озелененных территорий общего пользования в границах муниципальных округов, городских округов и поселений;
Статья: Лес и растительный мир: правовые проблемы разграничения
(Минина Е.Л., Шуплецова Ю.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)Данная позиция в целом соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, относящего к территориям общего пользования земельные участки, занятые скверами, бульварами и другими объектами. Однако далеко не все озелененные городские территории относятся к территориям общего пользования. Поэтому в данном случае часть территорий, на которых расположена городская растительность, выпадает из сферы правового регулирования.
(Минина Е.Л., Шуплецова Ю.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)Данная позиция в целом соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, относящего к территориям общего пользования земельные участки, занятые скверами, бульварами и другими объектами. Однако далеко не все озелененные городские территории относятся к территориям общего пользования. Поэтому в данном случае часть территорий, на которых расположена городская растительность, выпадает из сферы правового регулирования.
Готовое решение: Каковы особенности залога государственного (муниципального) имущества
(КонсультантПлюс, 2025)На муниципальном уровне также могут предусматриваться перечни ограничений для залога муниципального имущества. Обычно предметом залога не могут быть объекты, которые изъяты из оборота, подлежат обязательной приватизации или приватизация которых запрещена. Так, в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области запрещено передавать в залог объекты муниципальной собственности, если при обращении взыскания на них ущерб может быть больше, чем из-за неисполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В м.о. Егорьевск Московской области запрещен залог городских лесов, озелененных территорий общего пользования, лесопарковых зеленых поясов и т.д. (ч. 1 ст. 64 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025, п. 2.4 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского м.р-на МО от 27.06.2012 N 24/4-МЗ, п. 14.3 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов м.о. Егорьевск МО от 19.02.2025 N 287/21, п. 2.2 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов Павлово-Посадского г.о. МО от 29.02.2024 N 150/10).
(КонсультантПлюс, 2025)На муниципальном уровне также могут предусматриваться перечни ограничений для залога муниципального имущества. Обычно предметом залога не могут быть объекты, которые изъяты из оборота, подлежат обязательной приватизации или приватизация которых запрещена. Так, в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области запрещено передавать в залог объекты муниципальной собственности, если при обращении взыскания на них ущерб может быть больше, чем из-за неисполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В м.о. Егорьевск Московской области запрещен залог городских лесов, озелененных территорий общего пользования, лесопарковых зеленых поясов и т.д. (ч. 1 ст. 64 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025, п. 2.4 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского м.р-на МО от 27.06.2012 N 24/4-МЗ, п. 14.3 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов м.о. Егорьевск МО от 19.02.2025 N 287/21, п. 2.2 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов Павлово-Посадского г.о. МО от 29.02.2024 N 150/10).
Статья: Генеральный план и правила землепользования и застройки: соотношение и пределы внесения изменений
(Бражникова О.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Так, Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июля 2019 г. N 53-АПА19-23 решение Красноярского краевого суда от 20 февраля 2019 г. признано не действующим с момента вступления решения Суда в законную силу. Решение Красноярского городского Совета депутатов от 21 ноября 2016 г. N В-190 в части изменения функциональной зоны с зоны застройки индивидуальными жилыми домами (1 - 3 этажа) на зону озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения лесопаркового типа), и решение Красноярского городского Совета депутатов от 8 июня 2017 г. N 18-223 в части изменения территориальной зоны с зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) на зону городской рекреации (Р-3), и решение от 24 апреля 2018 г. N В-276 в части территориальной зоны городской рекреации (Р-3) оставлены без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
(Бражникова О.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Так, Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июля 2019 г. N 53-АПА19-23 решение Красноярского краевого суда от 20 февраля 2019 г. признано не действующим с момента вступления решения Суда в законную силу. Решение Красноярского городского Совета депутатов от 21 ноября 2016 г. N В-190 в части изменения функциональной зоны с зоны застройки индивидуальными жилыми домами (1 - 3 этажа) на зону озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения лесопаркового типа), и решение Красноярского городского Совета депутатов от 8 июня 2017 г. N 18-223 в части изменения территориальной зоны с зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) на зону городской рекреации (Р-3), и решение от 24 апреля 2018 г. N В-276 в части территориальной зоны городской рекреации (Р-3) оставлены без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)По результатам осуществления муниципального контроля в г. Ханты-Мансийске в 2023 г. объявлено 11 предписаний и устранено 6 нарушений по ранее объявленным предписаниям. Наиболее часто встречающимися нарушениями обязательных требований в сфере благоустройства были: 1) нарушения правил относительно внешнего вида фасадов (размещение надписей, объявлений вне предназначенных для этих целей мест); 2) несоблюдение мер по поддержанию эстетического состояния территории, выразившееся в размещении, складировании и хранении строительных материалов, разукомплектованных транспортных средств; 3) нарушения требований к содержанию территорий общего пользования (несанкционированный сброс ТКО), совершенные гражданами, индивидуальными предпринимателями; 4) наезд и размещение транспортных средств на озелененных территориях общего пользования, придомовых территориях многоквартирных домов; 5) нарушения правил по содержанию многоквартирных домов, индивидуальных домов, а также нежилых зданий, строений, в том числе гаражей, гаражных боксов, несвоевременное принятие мер по содержанию (реставрации, ремонту и покраске фасадов и их отдельных внешних конструктивных элементов, заборов и ограждений).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)По результатам осуществления муниципального контроля в г. Ханты-Мансийске в 2023 г. объявлено 11 предписаний и устранено 6 нарушений по ранее объявленным предписаниям. Наиболее часто встречающимися нарушениями обязательных требований в сфере благоустройства были: 1) нарушения правил относительно внешнего вида фасадов (размещение надписей, объявлений вне предназначенных для этих целей мест); 2) несоблюдение мер по поддержанию эстетического состояния территории, выразившееся в размещении, складировании и хранении строительных материалов, разукомплектованных транспортных средств; 3) нарушения требований к содержанию территорий общего пользования (несанкционированный сброс ТКО), совершенные гражданами, индивидуальными предпринимателями; 4) наезд и размещение транспортных средств на озелененных территориях общего пользования, придомовых территориях многоквартирных домов; 5) нарушения правил по содержанию многоквартирных домов, индивидуальных домов, а также нежилых зданий, строений, в том числе гаражей, гаражных боксов, несвоевременное принятие мер по содержанию (реставрации, ремонту и покраске фасадов и их отдельных внешних конструктивных элементов, заборов и ограждений).
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Например, в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 03.07.2019 N 53-АПА19-23 указано, что разработчиком проекта внесения изменений в генеральный план визуально обследовалась территория земельного участка и было установлено, что данный земельный участок покрыт лесными насаждениями, в результате чего была изменена функциональная зона с жилой на зону озелененных территорий общего пользования.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Например, в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 03.07.2019 N 53-АПА19-23 указано, что разработчиком проекта внесения изменений в генеральный план визуально обследовалась территория земельного участка и было установлено, что данный земельный участок покрыт лесными насаждениями, в результате чего была изменена функциональная зона с жилой на зону озелененных территорий общего пользования.
Статья: Модель понятия "окружающая среда" в экологическом праве России
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)озелененные территории общего пользования - территории, используемые для рекреации всего населения города;
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)озелененные территории общего пользования - территории, используемые для рекреации всего населения города;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) минимально допустимая площадь озелененных территорий общего пользования в границах муниципальных округов, городских округов и поселений.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) минимально допустимая площадь озелененных территорий общего пользования в границах муниципальных округов, городских округов и поселений.