Отвод прокурору коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Отвод прокурору коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Московского городского суда от 11.03.2024 N 7-3292/2024 (УИД 77RS0027-02-2023-004486-31)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ в указанных целях.
Решение: Удовлетворено.Ссылка в жалобе на то, что в нарушение требований части 4 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Н. не был ознакомлен с определением инспектора 2 отделения ОООП УВД по адрес ГУ МВД России по адрес лейтенанта полиции фио от 16 января 2023 года об истребовании сведений и назначении проведения лингвистического исследования, в связи с чем, Н. был лишен права заявлять отвод эксперту, просить о привлечении в качестве экспертов указанных им лиц, ставить перед экспертом вопросы, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела, - не могут повлиять на законность судебного постановления и явиться основанием для признания справки об исследовании N 44/23 от 14 февраля 2023 года недопустимыми доказательствами по делу, так как данное исследование проведено до возбуждения прокурором дела об административном правонарушении.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ в указанных целях.
Решение: Удовлетворено.Ссылка в жалобе на то, что в нарушение требований части 4 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Н. не был ознакомлен с определением инспектора 2 отделения ОООП УВД по адрес ГУ МВД России по адрес лейтенанта полиции фио от 16 января 2023 года об истребовании сведений и назначении проведения лингвистического исследования, в связи с чем, Н. был лишен права заявлять отвод эксперту, просить о привлечении в качестве экспертов указанных им лиц, ставить перед экспертом вопросы, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела, - не могут повлиять на законность судебного постановления и явиться основанием для признания справки об исследовании N 44/23 от 14 февраля 2023 года недопустимыми доказательствами по делу, так как данное исследование проведено до возбуждения прокурором дела об административном правонарушении.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение законности в сфере экспорта лесных ресурсов средствами прокурорского надзора
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Находящиеся на балансе 13 беспилотных авиационных систем вертолетного типа для профилактики лесных пожаров фактически не использовались из-за того, что сотрудники лесоохранной организации не проходили соответствующего обучения. К выполнению лесоавиационных работ привлекались лица, не обученные должным образом. Не изжиты факты несвоевременной оплаты выполняемых авиапредприятиями лесоавиационных работ, несвоевременного доведения лимитов бюджетных средств до уполномоченных учреждений на цели охраны лесов от пожаров. Транспортные прокуроры выявили нарушения антимонопольного законодательства при реализации мероприятия государственной программы Новосибирской области "Развитие лесного хозяйства Новосибирской области" (утв. Постановлением правительства области от 24 ноября 2014 г. N 464-п). Установлено, что Новосибирская база авиационной охраны лесов провела 6 аукционов на право оказания услуг по защите лесов от пожаров с использованием авиации, по результатам которых заключены договоры. Оплата работ осуществлялась за счет средств субвенции из федерального бюджета, в связи с чем заказчик обязан был применять конкурентные процедуры, чего не было сделано. Кроме того, руководитель авиабазы при проведении аукционов в нарушение требований закона в приоритетном порядке предоставлял одному из участников таких закупок информацию о ходе процедур, иных участниках, а также координировал его действия в целях заключения договоров, тем самым создавая дискриминационные условия для иных добросовестных участников закупок. Этот руководитель освобожден от должности и привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП.
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Находящиеся на балансе 13 беспилотных авиационных систем вертолетного типа для профилактики лесных пожаров фактически не использовались из-за того, что сотрудники лесоохранной организации не проходили соответствующего обучения. К выполнению лесоавиационных работ привлекались лица, не обученные должным образом. Не изжиты факты несвоевременной оплаты выполняемых авиапредприятиями лесоавиационных работ, несвоевременного доведения лимитов бюджетных средств до уполномоченных учреждений на цели охраны лесов от пожаров. Транспортные прокуроры выявили нарушения антимонопольного законодательства при реализации мероприятия государственной программы Новосибирской области "Развитие лесного хозяйства Новосибирской области" (утв. Постановлением правительства области от 24 ноября 2014 г. N 464-п). Установлено, что Новосибирская база авиационной охраны лесов провела 6 аукционов на право оказания услуг по защите лесов от пожаров с использованием авиации, по результатам которых заключены договоры. Оплата работ осуществлялась за счет средств субвенции из федерального бюджета, в связи с чем заказчик обязан был применять конкурентные процедуры, чего не было сделано. Кроме того, руководитель авиабазы при проведении аукционов в нарушение требований закона в приоритетном порядке предоставлял одному из участников таких закупок информацию о ходе процедур, иных участниках, а также координировал его действия в целях заключения договоров, тем самым создавая дискриминационные условия для иных добросовестных участников закупок. Этот руководитель освобожден от должности и привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП.
Статья: Об унификации в различных видах судопроизводства порядка разрешения отвода (самоотвода) судьей, рассматривающим дело единолично
(Рыбкова К.О.)
("Российская юстиция", 2020, N 12)Заметим, что проектом процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях <9>, подготовленным Министерством юстиции Российской Федерации, в ст. 2.17 предусмотрено, что заявление об отводе разрешается судом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в совещательной комнате. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или заявления об отводе прокурора, секретаря судебного заседания, помощника судьи, эксперта, специалиста, переводчика, должностного лица (представителя органа), возбудившего дело об административном правонарушении, должностного лица (представителя органа), вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, выносится мотивированное определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении. Вышеуказанный проект процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях еще не внесен на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ, поэтому вопрос правовой регламентации порядка разрешения отвода в производстве по делам об административных правонарушениях до сих пор остается нерешенным.
(Рыбкова К.О.)
("Российская юстиция", 2020, N 12)Заметим, что проектом процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях <9>, подготовленным Министерством юстиции Российской Федерации, в ст. 2.17 предусмотрено, что заявление об отводе разрешается судом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в совещательной комнате. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или заявления об отводе прокурора, секретаря судебного заседания, помощника судьи, эксперта, специалиста, переводчика, должностного лица (представителя органа), возбудившего дело об административном правонарушении, должностного лица (представителя органа), вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, выносится мотивированное определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении. Вышеуказанный проект процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях еще не внесен на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ, поэтому вопрос правовой регламентации порядка разрешения отвода в производстве по делам об административных правонарушениях до сих пор остается нерешенным.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. При наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29.2 настоящего Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.
(ред. от 04.11.2025)2. При наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29.2 настоящего Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.
Приказ Казначейства России от 28.11.2017 N 328
(ред. от 20.05.2025)
"Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства производства по делам об административных правонарушениях"- об отказе в удовлетворении заявленных участниками производства по делу ходатайств или их удовлетворении в порядке, установленном статьей 24.4 КоАП;
(ред. от 20.05.2025)
"Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства производства по делам об административных правонарушениях"- об отказе в удовлетворении заявленных участниками производства по делу ходатайств или их удовлетворении в порядке, установленном статьей 24.4 КоАП;
Вопрос: Какой порядок заявления отвода судье, рассматривающему дело об административном правонарушении?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также право заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу по вышеуказанным основаниям имеют лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель и прокурор (ч. 2 ст. 29.3 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также право заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу по вышеуказанным основаниям имеют лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель и прокурор (ч. 2 ст. 29.3 КоАП РФ).
Статья: Процессуальные особенности проведения судебно-медицинской экспертизы в рамках уголовного, гражданского судопроизводств и производства по делам об административных правонарушениях
(Божченко А.П.)
("Медицинское право", 2024, NN 3, 4; 2025, N 1)ГПК РФ в целом похожим образом определяет основания для отвода эксперта: эксперт не может участвовать в рассмотрении дела, если он находится (ранее находился) в какой-либо зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей (ст. 18 "Основания для отвода прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика"). На эксперта распространяются еще и основания для отвода, указанные для судьи: является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле; лично заинтересован в исходе дела, или же имеются иные обстоятельства, которые вызывают сомнение в его объективности (ст. 16 "Основания для отвода судьи"). Как видно, основания более широкие в сравнении с УПК РФ и КоАП РФ (является свойственником, т.е. в отношении с родственниками супруга; "иные обстоятельства", круг которых строго не очерчен и может трактоваться очень широко). Вопрос о некомпетентности эксперта отдельно не рассматривается - в ст. 19 "Заявления о самоотводах и об отводах" указано лишь то, что "отвод [для судьи, прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, эксперта и др.] должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела по существу". Как и в рамках УПК РФ, не является основанием для отвода участие эксперта в предыдущем рассмотрении данного дела в качестве эксперта (специалиста).
(Божченко А.П.)
("Медицинское право", 2024, NN 3, 4; 2025, N 1)ГПК РФ в целом похожим образом определяет основания для отвода эксперта: эксперт не может участвовать в рассмотрении дела, если он находится (ранее находился) в какой-либо зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей (ст. 18 "Основания для отвода прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика"). На эксперта распространяются еще и основания для отвода, указанные для судьи: является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле; лично заинтересован в исходе дела, или же имеются иные обстоятельства, которые вызывают сомнение в его объективности (ст. 16 "Основания для отвода судьи"). Как видно, основания более широкие в сравнении с УПК РФ и КоАП РФ (является свойственником, т.е. в отношении с родственниками супруга; "иные обстоятельства", круг которых строго не очерчен и может трактоваться очень широко). Вопрос о некомпетентности эксперта отдельно не рассматривается - в ст. 19 "Заявления о самоотводах и об отводах" указано лишь то, что "отвод [для судьи, прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, эксперта и др.] должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела по существу". Как и в рамках УПК РФ, не является основанием для отвода участие эксперта в предыдущем рассмотрении данного дела в качестве эксперта (специалиста).
Статья: Механизм функционирования института административно-судебной юрисдикции
(Петрова В.Т.)
("Российский судья", 2023, N 11)Перейдем к рассмотрению производства по делу об административном правонарушении, которое начинается с возбуждения дела на основании протокола, который направляется в суд или в орган, уполномоченный на рассмотрение данного дела. Затем, если протокол поступил в суд, судья проверяет правильность составления протокола, извещение лиц, наличие ходатайств и отводов, иные обстоятельства. Если протокол об административном правонарушении составлен неверно, он подлежит возвращению должностному лицу, его составившему, которое не может обжаловать возврат (не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу). Если препятствий для проведения заседания не имеется, то выносится определение о дате и месте рассмотрения дела. Дело рассматривается по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, также может проводиться по месту органа, который проводил расследование. Дело об административном правонарушении рассматривается 2 месяца, по необходимости срок может быть продлен, по некоторым категориям дел имеются сокращенные сроки рассмотрения. В ходе рассмотрения дела объявляется, какое дело рассматривается, кто его рассматривает, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности, проверяется явка, разъясняются права и обязанности, рассматриваются ходатайства и отводы, оглашается протокол об административном правонарушении, заслушиваются объяснения, заключение прокурора (в случае его присутствия) и выносится постановление по делу либо о назначении наказания, либо о прекращении производства по делу. К тому же при отсутствии спора судья вправе одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Суд может изменить статью КоАП РФ, по которой лицо привлекается к административной ответственности, если назначаемое наказание не ухудшит положение привлекаемого лица, при малозначительности правонарушения вправе освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием <12>. Постановление может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления по делу. По большинству дел жалоба рассматривается в течение 10 дней. Суд рассматривает законность и обоснованность вынесенного постановления и принимает решение, которое также может быть обжаловано. Постановление вступает в силу после истечения срока на обжалование или после вынесения решения по жалобе. Постановление также может быть опротестовано прокурором <13>. Сроки рассмотрения жалобы аналогичны срокам рассмотрения дела об административном правонарушении. По результатам проверки жалобы выносится решение, которое может быть обжаловано или опротестовано прокурором в кассационные суды общей юрисдикции и ВС РФ. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов обжалуются в ВС РФ в порядке надзора, если исчерпаны иные способы обжалования. Жалоба подается в уполномоченный суд, постановление по ней выносится не позднее 2 месяцев без проведения заседания (предусмотрены и сокращенные сроки).
(Петрова В.Т.)
("Российский судья", 2023, N 11)Перейдем к рассмотрению производства по делу об административном правонарушении, которое начинается с возбуждения дела на основании протокола, который направляется в суд или в орган, уполномоченный на рассмотрение данного дела. Затем, если протокол поступил в суд, судья проверяет правильность составления протокола, извещение лиц, наличие ходатайств и отводов, иные обстоятельства. Если протокол об административном правонарушении составлен неверно, он подлежит возвращению должностному лицу, его составившему, которое не может обжаловать возврат (не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу). Если препятствий для проведения заседания не имеется, то выносится определение о дате и месте рассмотрения дела. Дело рассматривается по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, также может проводиться по месту органа, который проводил расследование. Дело об административном правонарушении рассматривается 2 месяца, по необходимости срок может быть продлен, по некоторым категориям дел имеются сокращенные сроки рассмотрения. В ходе рассмотрения дела объявляется, какое дело рассматривается, кто его рассматривает, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности, проверяется явка, разъясняются права и обязанности, рассматриваются ходатайства и отводы, оглашается протокол об административном правонарушении, заслушиваются объяснения, заключение прокурора (в случае его присутствия) и выносится постановление по делу либо о назначении наказания, либо о прекращении производства по делу. К тому же при отсутствии спора судья вправе одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Суд может изменить статью КоАП РФ, по которой лицо привлекается к административной ответственности, если назначаемое наказание не ухудшит положение привлекаемого лица, при малозначительности правонарушения вправе освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием <12>. Постановление может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления по делу. По большинству дел жалоба рассматривается в течение 10 дней. Суд рассматривает законность и обоснованность вынесенного постановления и принимает решение, которое также может быть обжаловано. Постановление вступает в силу после истечения срока на обжалование или после вынесения решения по жалобе. Постановление также может быть опротестовано прокурором <13>. Сроки рассмотрения жалобы аналогичны срокам рассмотрения дела об административном правонарушении. По результатам проверки жалобы выносится решение, которое может быть обжаловано или опротестовано прокурором в кассационные суды общей юрисдикции и ВС РФ. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов обжалуются в ВС РФ в порядке надзора, если исчерпаны иные способы обжалования. Жалоба подается в уполномоченный суд, постановление по ней выносится не позднее 2 месяцев без проведения заседания (предусмотрены и сокращенные сроки).
Статья: Субъектно-ориентированный подход в правовом регулировании (на примере производства по делам об административных правонарушениях)
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)При наличии перечисленных обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу, это лицо подлежит отводу (ч. 1 ст. 25.13 КоАП РФ).
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)При наличии перечисленных обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу, это лицо подлежит отводу (ч. 1 ст. 25.13 КоАП РФ).