Отвод КоАП
Подборка наиболее важных документов по запросу Отвод КоАП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28.3 "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях" КоАП РФ"Из анализа норм КоАП РФ, в том числе положений ст. 28.2, 28.3, 29.1, 29.3 и п. 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ следует, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности заявления отводу лицу, составляющему протокол об административном правонарушении, а отвод может быть заявлен лицам, перечисленным в ст. 25.13, 29.3 КоАП РФ и рассматривается в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 29.7 "Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении" КоАП РФ"Из анализа норм КоАП РФ, в том числе положений ст. 28.2, 28.3, 29.1, 29.3 и п. 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ следует, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности заявления отводу лицу, составляющему протокол об административном правонарушении, а отвод может быть заявлен лицам, перечисленным в ст. 25.13, 29.3 КоАП РФ и рассматривается в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности административно-процессуального статуса судей судов общей юрисдикции в производстве по делам об административных правонарушениях: анализ процессуальных полномочий
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Процессуально-организационные - данные полномочия направлены на осуществление поэтапного, оперативного, полного, объективного и всестороннего разбирательства по делу и связаны: с назначением времени и места судебного заседания; с вызовом участников производства по делу; с разрешением отводов (ст. 29.3 КоАП РФ); с отложением рассмотрения дела при наличии соответствующих оснований; с продлением судьей срока рассмотрения дела (ст. 29.6 КоАП РФ); с организацией судебного заседания путем использования систем видео-конференц-связи. Действующий закон предусматривает обеспечение присутствия участника производства по делу путем применения данной опции исключительно в рамках судебного разбирательства, учитывая соответствующие материально-технические возможности, предоставленные государством судебной системе (ст. 29.14 КоАП РФ).
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Процессуально-организационные - данные полномочия направлены на осуществление поэтапного, оперативного, полного, объективного и всестороннего разбирательства по делу и связаны: с назначением времени и места судебного заседания; с вызовом участников производства по делу; с разрешением отводов (ст. 29.3 КоАП РФ); с отложением рассмотрения дела при наличии соответствующих оснований; с продлением судьей срока рассмотрения дела (ст. 29.6 КоАП РФ); с организацией судебного заседания путем использования систем видео-конференц-связи. Действующий закон предусматривает обеспечение присутствия участника производства по делу путем применения данной опции исключительно в рамках судебного разбирательства, учитывая соответствующие материально-технические возможности, предоставленные государством судебной системе (ст. 29.14 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица
(ред. от 04.11.2025)Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Вместе с тем порядок разрешения заявлений об отводе в КоАП РФ не определен. В связи с этим на практике возникают вопросы: обязан ли судья заслушивать мнения лиц, участвующих в деле, а также лица, которому заявлен отвод, и должен ли судья удаляться в совещательную комнату для вынесения соответствующего определения? Полагаем, что с точки зрения возможности совершения процессуальных действий, хотя и не предусмотренных КоАП РФ, но необходимых для реализации общепроцессуальных принципов судебной деятельности и прежде всего принципа состязательности, отсутствие в КоАП РФ соответствующих норм само по себе не освобождает судью от обязанности предоставить участникам процесса право высказать свое мнение по поводу сделанного заявления.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Вместе с тем порядок разрешения заявлений об отводе в КоАП РФ не определен. В связи с этим на практике возникают вопросы: обязан ли судья заслушивать мнения лиц, участвующих в деле, а также лица, которому заявлен отвод, и должен ли судья удаляться в совещательную комнату для вынесения соответствующего определения? Полагаем, что с точки зрения возможности совершения процессуальных действий, хотя и не предусмотренных КоАП РФ, но необходимых для реализации общепроцессуальных принципов судебной деятельности и прежде всего принципа состязательности, отсутствие в КоАП РФ соответствующих норм само по себе не освобождает судью от обязанности предоставить участникам процесса право высказать свое мнение по поводу сделанного заявления.
Статья: Обращения в процессуальном законодательстве Российской Федерации
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Необходимо отметить, что в уголовном судопроизводстве и в административно-юрисдикционном производстве также предусмотрены такие формы обращений, как жалоба (ст. 30.1 КоАП РФ), ходатайство (гл. 15 УПК РФ, ст. 24.4 КоАП РФ), запрос (гл. 16 УПК РФ, ст. 26.9 КоАП РФ), заявление об отводе и самоотводе (ст. 62 УПК РФ; ч. 2 ст. 25.13 КоАП РФ). При этом помимо указанных форм обращений в уголовном судопроизводстве дополнительно указываются возражение (п. 6 ч. 3 ст. 259 УПК РФ), представление (ст. 127 УПК РФ), другие виды заявлений (например, об ускорении рассмотрения дела (ч. 5 ст. 6.1 УПК РФ); о разрешении контроля и записи телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 186 УПК РФ); о дальнейшем применении государственной защиты мер безопасности (ст. 208 УПК РФ); о примирении (ч. 5 ст. 319 УПК РФ)).
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Необходимо отметить, что в уголовном судопроизводстве и в административно-юрисдикционном производстве также предусмотрены такие формы обращений, как жалоба (ст. 30.1 КоАП РФ), ходатайство (гл. 15 УПК РФ, ст. 24.4 КоАП РФ), запрос (гл. 16 УПК РФ, ст. 26.9 КоАП РФ), заявление об отводе и самоотводе (ст. 62 УПК РФ; ч. 2 ст. 25.13 КоАП РФ). При этом помимо указанных форм обращений в уголовном судопроизводстве дополнительно указываются возражение (п. 6 ч. 3 ст. 259 УПК РФ), представление (ст. 127 УПК РФ), другие виды заявлений (например, об ускорении рассмотрения дела (ч. 5 ст. 6.1 УПК РФ); о разрешении контроля и записи телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 186 УПК РФ); о дальнейшем применении государственной защиты мер безопасности (ст. 208 УПК РФ); о примирении (ч. 5 ст. 319 УПК РФ)).