Ответственный за техническое состояние транспортных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственный за техническое состояние транспортных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области дорожного движения. Часть 1: Должностное лицо обжалует привлечение к ответственности за допуск к управлению ТС водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (ГИБДД МВД России) привлек Должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (ТС), к ответственности по ст. 12.32.1 КоАП РФ за допуск к управлению ТС водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения.
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (ГИБДД МВД России) привлек Должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (ТС), к ответственности по ст. 12.32.1 КоАП РФ за допуск к управлению ТС водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.31 "Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб" КоАП РФ"Субъектами данного правонарушения являются должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, а также юридические лица.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основания освобождения от ответственности за вред, причиненный высокоавтоматизированным транспортным средством
(Иванова Т.Н.)
("Гражданское право", 2025, N 1)В Постановлениях Правительства N 2495 и N 309 предусмотрены три особые категории субъектов, осуществляющих деятельность по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств: водитель-испытатель, оператор <8> и единоличный исполнительный орган субъекта экспериментального правового режима и (или) лица, ответственные за техническое состояние высокоавтоматизированного транспортного средства (далее - исполнительный орган). Необходимость подобной дифференциации обусловлена особенностями второй категории высокоавтоматизированных транспортных средств, которая не предусматривает наличие водителя-испытателя непосредственно в транспортном средстве в процессе его функционирования, поскольку управление данным типом транспортных средств осуществляется посредством дистанционных технологий.
(Иванова Т.Н.)
("Гражданское право", 2025, N 1)В Постановлениях Правительства N 2495 и N 309 предусмотрены три особые категории субъектов, осуществляющих деятельность по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств: водитель-испытатель, оператор <8> и единоличный исполнительный орган субъекта экспериментального правового режима и (или) лица, ответственные за техническое состояние высокоавтоматизированного транспортного средства (далее - исполнительный орган). Необходимость подобной дифференциации обусловлена особенностями второй категории высокоавтоматизированных транспортных средств, которая не предусматривает наличие водителя-испытателя непосредственно в транспортном средстве в процессе его функционирования, поскольку управление данным типом транспортных средств осуществляется посредством дистанционных технологий.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
(ред. от 17.11.2025)1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25
(ред. от 25.06.2024)
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"Под выпуском в эксплуатацию (действиями или бездействием) технически неисправных транспортных средств следует понимать невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями. К таким лицам могут быть отнесены работники государственных, общественных или коммерческих организаций, на которых инструкциями, правилами или соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного или должностного положения возложена ответственность за техническое состояние транспортных средств.
(ред. от 25.06.2024)
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"Под выпуском в эксплуатацию (действиями или бездействием) технически неисправных транспортных средств следует понимать невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями. К таким лицам могут быть отнесены работники государственных, общественных или коммерческих организаций, на которых инструкциями, правилами или соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного или должностного положения возложена ответственность за техническое состояние транспортных средств.
Статья: Применение технологий искусственного интеллекта при эксплуатации беспилотных транспортных средств: уголовно-правовой анализ
(Русскевич Е.А., Тихомиров Е.Д.)
("Уголовное право", 2023, N 4)На этапе лабораторных исследований можно выявить нарушения, которые допустил разработчик, и тем самым предотвратить выпуск в эксплуатацию небезопасного автомобиля. Однако возможна ситуация, когда работники лаборатории не обнаружили ошибку разработчика и разрешили выпустить в эксплуатацию беспилотное транспортное средство, которое в дальнейшем причиняет вред охраняемым уголовным законом отношениям. При подобных обстоятельствах специалистов испытательной лаборатории можно привлечь к уголовной ответственности в случае, если беспилотное транспортное средство причинило тяжкий вред здоровью человека либо смерть одному или более лицам. Деяние при этом следует квалифицировать по одной из частей ст. 266 УК РФ, поскольку именно работники лаборатории выступают лицами, ответственными за техническое состояние беспилотного транспортного средства <5>. Также возможно наступление уголовной ответственности по ч. 1 ст. 238 УК РФ за неправомерную выдачу официального документа, удостоверяющего соответствие беспилотного автомобиля требованиям безопасности (заключения испытательной лаборатории). При этом опять же необходимо исследовать вопросы причинно-следственной связи и возможной ответственности лица, влияющего на управление транспортного средства.
(Русскевич Е.А., Тихомиров Е.Д.)
("Уголовное право", 2023, N 4)На этапе лабораторных исследований можно выявить нарушения, которые допустил разработчик, и тем самым предотвратить выпуск в эксплуатацию небезопасного автомобиля. Однако возможна ситуация, когда работники лаборатории не обнаружили ошибку разработчика и разрешили выпустить в эксплуатацию беспилотное транспортное средство, которое в дальнейшем причиняет вред охраняемым уголовным законом отношениям. При подобных обстоятельствах специалистов испытательной лаборатории можно привлечь к уголовной ответственности в случае, если беспилотное транспортное средство причинило тяжкий вред здоровью человека либо смерть одному или более лицам. Деяние при этом следует квалифицировать по одной из частей ст. 266 УК РФ, поскольку именно работники лаборатории выступают лицами, ответственными за техническое состояние беспилотного транспортного средства <5>. Также возможно наступление уголовной ответственности по ч. 1 ст. 238 УК РФ за неправомерную выдачу официального документа, удостоверяющего соответствие беспилотного автомобиля требованиям безопасности (заключения испытательной лаборатории). При этом опять же необходимо исследовать вопросы причинно-следственной связи и возможной ответственности лица, влияющего на управление транспортного средства.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)В свою очередь, единоличный исполнительный орган субъекта экспериментального правового режима и (или) лица, ответственные за техническое состояние высокоавтоматизированного транспортного средства 2-й категории, несут ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажира высокоавтоматизированного транспортного средства указанного вида и (или) иных участников дорожного движения в связи с недостатками дополнительного оборудования, установленного субъектом экспериментального правового режима на транспортное средство, или технического состояния этого высокоавтоматизированного транспортного средства.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)В свою очередь, единоличный исполнительный орган субъекта экспериментального правового режима и (или) лица, ответственные за техническое состояние высокоавтоматизированного транспортного средства 2-й категории, несут ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажира высокоавтоматизированного транспортного средства указанного вида и (или) иных участников дорожного движения в связи с недостатками дополнительного оборудования, установленного субъектом экспериментального правового режима на транспортное средство, или технического состояния этого высокоавтоматизированного транспортного средства.
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Кроме того, при производстве судебных транспортных экспертиз могут быть установлены технические неисправности, возникшие до транспортного происшествия. Так, Х., будучи ответственным лицом за техническое состояние транспортных средств, совершил выпуск в эксплуатацию технически неисправное транспортное средство (автобус), повлекшее по неосторожности смерть человека, т.е. совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 266 УК России. Проведенной судебной автотехнической экспертизой было установлено, что неисправности тормозной системы автобуса происходили комплексно, а именно в результате надпила с последующим изломом. Характер повреждения трубки пневматической камеры заднего правого тормозного механизма, следы коррозии на клеммах датчиков давления воздуха в ресиверах указывали на то, то данные неисправности возникли до ДТП и не могли образоваться в ходе эксплуатации автобуса на маршрутной линии, а образовались при постороннем вмешательстве. Эксперт в суде также пояснил, что при простом визуальном осмотре выявленные неисправности можно было обнаружить при проверке давления воздуха по манометру <1>.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Кроме того, при производстве судебных транспортных экспертиз могут быть установлены технические неисправности, возникшие до транспортного происшествия. Так, Х., будучи ответственным лицом за техническое состояние транспортных средств, совершил выпуск в эксплуатацию технически неисправное транспортное средство (автобус), повлекшее по неосторожности смерть человека, т.е. совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 266 УК России. Проведенной судебной автотехнической экспертизой было установлено, что неисправности тормозной системы автобуса происходили комплексно, а именно в результате надпила с последующим изломом. Характер повреждения трубки пневматической камеры заднего правого тормозного механизма, следы коррозии на клеммах датчиков давления воздуха в ресиверах указывали на то, то данные неисправности возникли до ДТП и не могли образоваться в ходе эксплуатации автобуса на маршрутной линии, а образовались при постороннем вмешательстве. Эксперт в суде также пояснил, что при простом визуальном осмотре выявленные неисправности можно было обнаружить при проверке давления воздуха по манометру <1>.
Статья: С 1 марта оформляем путевой лист по-новому
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 3)Обратите внимание! Отметки о выпуске ТС на линию проставляет специалист, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Он проставляет отметку в путевом листе: "выпуск на линию разрешен" или "выпуск на линию не разрешен". Соответствующая отметка в бумажном листе заверяется его собственноручной подписью, в электронном путевом листе - электронной (УКЭП или УНЭП). Также технический специалист указывают дату и время проведения контроля технического состояния ТС, дату и время выпуска ТС на линию.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 3)Обратите внимание! Отметки о выпуске ТС на линию проставляет специалист, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Он проставляет отметку в путевом листе: "выпуск на линию разрешен" или "выпуск на линию не разрешен". Соответствующая отметка в бумажном листе заверяется его собственноручной подписью, в электронном путевом листе - электронной (УКЭП или УНЭП). Также технический специалист указывают дату и время проведения контроля технического состояния ТС, дату и время выпуска ТС на линию.
Статья: Что делать, если работника лишили водительских прав?
(Куревина Л.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)В первую очередь обязанность работника предъявлять водительское удостоверение перед началом каждого рабочего дня работодатель может закрепить в трудовом договоре с ним (должностной инструкции) и в локальном нормативном акте организации. В локальном акте также можно указать должность работника, который будет осуществлять ежедневную проверку наличия удостоверения. Это может быть лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.
(Куревина Л.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)В первую очередь обязанность работника предъявлять водительское удостоверение перед началом каждого рабочего дня работодатель может закрепить в трудовом договоре с ним (должностной инструкции) и в локальном нормативном акте организации. В локальном акте также можно указать должность работника, который будет осуществлять ежедневную проверку наличия удостоверения. Это может быть лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В стране действует Закон N ЗР-166-Н "Об обеспечении безопасности дорожного движения" [514], в котором установлено, что ответственность за содержание в технически годном состоянии транспортного средства, участвующего в дорожном движении, в установленном законом порядке несут собственник транспортного средства, его пользователь или лицо, имеющее правомочие на пользование им.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В стране действует Закон N ЗР-166-Н "Об обеспечении безопасности дорожного движения" [514], в котором установлено, что ответственность за содержание в технически годном состоянии транспортного средства, участвующего в дорожном движении, в установленном законом порядке несут собственник транспортного средства, его пользователь или лицо, имеющее правомочие на пользование им.
Статья: Актуальные проблемы практики применения трудового законодательства, регулирующего отдельные вопросы оплаты труда
(Костян И.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)Так, в соответствии со ст. 12 Приложения к Приказу Минтранса России от 11 сентября 2020 г. N 368 заполнение путевых листов, внесение в них сведений при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя юридического лица, и заверяются их подписями. Исключение составляют случаи, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя. Согласно п. 16 и 17 Приложения к Приказу Минтранса России от 11 сентября 2020 г. N 368 путевые листы, в которых дата и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также иные сведения также проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, заверяются его подписью и подлежат регистрации в журнале регистрации путевых листов. Данная обязанность возложена на собственника (владельца) транспортных средств.
(Костян И.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)Так, в соответствии со ст. 12 Приложения к Приказу Минтранса России от 11 сентября 2020 г. N 368 заполнение путевых листов, внесение в них сведений при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя юридического лица, и заверяются их подписями. Исключение составляют случаи, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя. Согласно п. 16 и 17 Приложения к Приказу Минтранса России от 11 сентября 2020 г. N 368 путевые листы, в которых дата и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также иные сведения также проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, заверяются его подписью и подлежат регистрации в журнале регистрации путевых листов. Данная обязанность возложена на собственника (владельца) транспортных средств.
Готовое решение: Как заполнить путевой лист
(КонсультантПлюс, 2025)уполномоченного лица, ответственного за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортного средства. Этот работник проставляет и заверяет результаты предрейсового или предсменного контроля, а также сведения о выпуске транспортного средства на линию (в том числе показания одометра) (п. 13 Состава сведений и порядка оформления путевого листа);
(КонсультантПлюс, 2025)уполномоченного лица, ответственного за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортного средства. Этот работник проставляет и заверяет результаты предрейсового или предсменного контроля, а также сведения о выпуске транспортного средства на линию (в том числе показания одометра) (п. 13 Состава сведений и порядка оформления путевого листа);
Готовое решение: Какие есть особенности работы водителей автомобилей
(КонсультантПлюс, 2025)20 000 руб. - для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств;
(КонсультантПлюс, 2025)20 000 руб. - для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств;
Готовое решение: Как юридическому лицу поставить на учет и снять с учета транспортное средство
(КонсультантПлюс, 2025)для должностного лица, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, - 500 руб.;
(КонсультантПлюс, 2025)для должностного лица, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, - 500 руб.;