Ответственные лица за охрану окружающей среды
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственные лица за охрану окружающей среды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8.32 "Нарушение правил пожарной безопасности в лесах" КоАП РФ"Приведенная правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации позволяет установить, что дела об оспаривании постановлений о привлечении юридических лиц к административной ответственности за нарушение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования (в том числе по части 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции независимо от того, связано правонарушение с предпринимательской деятельностью или нет, о чем свидетельствует использованное высшей судебной инстанцией словосочетание "в любом случае", в связи с чем, данный вопрос не подлежит исследованию.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 74 "Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов" ЛК РФ"Доводы Прокуратуры о привлечении должностных лиц арендатора к административной ответственности также несостоятельны, поскольку случаи административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования не относятся к нарушению гражданско-правовых обязательств, которые имеются в виду в части 2 статьи 74 ЛК РФ, вынесение постановлений о привлечении к административной ответственности находится в области публичных отношений, а не частных гражданско-правовых, в связи с чем само по себе не свидетельствует о нарушении заключенного ранее договора аренды."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая охрана вод при морской добыче нефти в полярных условиях (опыт Норвегии и России)
(Папков С.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)В Норвегии лицензиат, владелец оборудования, оператор и другие лица, участвующие в нефтедобывающей деятельности, должны соблюдать требования к безопасности, охране здоровья, охране окружающей среды. Ответственное лицо должно гарантировать, что каждый, кто выполняет для него работу, обладает компетентностью для ответственного выполнения порученной ему работы (ст. 13 Положения Министерства нефти и энергетики Норвегии от 12 февраля 2010 г. N 158 "По охране труда, окружающей среды и безопасности при нефтяных операциях и на некоторых наземных предприятиях" (далее - Положение N 158)) <23>. Лицензиат должен внедрять и поддерживать меры безопасности, помогающие предотвратить преднамеренные атаки на нефтяной объект (ст. 9-3 Закона о нефти).
(Папков С.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)В Норвегии лицензиат, владелец оборудования, оператор и другие лица, участвующие в нефтедобывающей деятельности, должны соблюдать требования к безопасности, охране здоровья, охране окружающей среды. Ответственное лицо должно гарантировать, что каждый, кто выполняет для него работу, обладает компетентностью для ответственного выполнения порученной ему работы (ст. 13 Положения Министерства нефти и энергетики Норвегии от 12 февраля 2010 г. N 158 "По охране труда, окружающей среды и безопасности при нефтяных операциях и на некоторых наземных предприятиях" (далее - Положение N 158)) <23>. Лицензиат должен внедрять и поддерживать меры безопасности, помогающие предотвратить преднамеренные атаки на нефтяной объект (ст. 9-3 Закона о нефти).
Статья: Сравнительно-правовой анализ международных принципов экологического права через призму конституционных экологических прав
(Юн Л.В.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Международно-правовая ответственность государств за ущерб, причиненный окружающей среде, как принцип экологического права представляет собой решения, принимаемые органами судебной власти по привлечению к тому или иному виду юридической ответственности виновных должностных лиц, ответственных за охрану и защиту объектов окружающей среды. Ущерб, нанесенный окружающей среде, также может параллельно повлечь за собой и нарушение конституционных экологических прав, например, прав на доступ к достоверной информации о состоянии окружающей среды в отдаленных регионах, где есть проблемы со связью.
(Юн Л.В.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Международно-правовая ответственность государств за ущерб, причиненный окружающей среде, как принцип экологического права представляет собой решения, принимаемые органами судебной власти по привлечению к тому или иному виду юридической ответственности виновных должностных лиц, ответственных за охрану и защиту объектов окружающей среды. Ущерб, нанесенный окружающей среде, также может параллельно повлечь за собой и нарушение конституционных экологических прав, например, прав на доступ к достоверной информации о состоянии окружающей среды в отдаленных регионах, где есть проблемы со связью.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Отказом от компенсации затрат лиц, фактически оказавших услуги в соответствии с установленными правилами, по основанию отсутствия в бюджете денежных средств на эти цели муниципальное образование нарушает принятые на себя обязательства, не следует принципу доверия к действиям публично-правового образования как участника бюджетных отношений и как лица, ответственного за осуществление мероприятий по охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Отказом от компенсации затрат лиц, фактически оказавших услуги в соответствии с установленными правилами, по основанию отсутствия в бюджете денежных средств на эти цели муниципальное образование нарушает принятые на себя обязательства, не следует принципу доверия к действиям публично-правового образования как участника бюджетных отношений и как лица, ответственного за осуществление мероприятий по охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Статья: Проблемы определения субъекта преступления, предусмотренного ст. 246 Уголовного кодекса РФ
(Калинина О.М., Орлова А.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 3)Одной из проблем применения ст. 246 УК РФ выступает сложность установления субъекта преступления. Как отмечает Г.В. Назаренко, доктрина уголовного права наряду с субъектом преступления, признаки которого закреплены в предписаниях Общей части УК, выделяет специального субъекта преступления, имеющего дополнительные признаки, прямо или косвенно указанные в нормах Особенной части УК <6>. Согласно норме субъектом вышеназванного деяния является лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды при производстве работ, т.е. речь о специальном субъекте. В качестве такового может выступать должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации <7>. Такой же позиции придерживалась и Н.А. Лопашенко в одной из своих наиболее ранних работ по экологическим преступлениям <8>. Позднее ее позиция относительно определения субъекта преступления по ст. 246 УК РФ претерпела изменения и была сведена к тому, что преступление совершается специальным субъектом, которым может быть и частное лицо, так как в законе нет каких-либо ограничений <9>. По мнению Т.И. Ваулиной, субъект данного преступления - специальный: лицо, достигшее 16 лет, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, как должностное, так и недолжностное <10>. По мнению И.В. Попова, субъектом преступления против природной среды должно признаваться любое лицо, чьи запрещенные законом действия причинили указанный в законе вред. Введение уголовной ответственности за преступления против природы только в отношении специального субъекта существенно сужает рамки уголовной репрессии <11>. Таким образом, в юридической литературе не сложилось однозначной позиции в определении субъекта преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ.
(Калинина О.М., Орлова А.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 3)Одной из проблем применения ст. 246 УК РФ выступает сложность установления субъекта преступления. Как отмечает Г.В. Назаренко, доктрина уголовного права наряду с субъектом преступления, признаки которого закреплены в предписаниях Общей части УК, выделяет специального субъекта преступления, имеющего дополнительные признаки, прямо или косвенно указанные в нормах Особенной части УК <6>. Согласно норме субъектом вышеназванного деяния является лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды при производстве работ, т.е. речь о специальном субъекте. В качестве такового может выступать должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации <7>. Такой же позиции придерживалась и Н.А. Лопашенко в одной из своих наиболее ранних работ по экологическим преступлениям <8>. Позднее ее позиция относительно определения субъекта преступления по ст. 246 УК РФ претерпела изменения и была сведена к тому, что преступление совершается специальным субъектом, которым может быть и частное лицо, так как в законе нет каких-либо ограничений <9>. По мнению Т.И. Ваулиной, субъект данного преступления - специальный: лицо, достигшее 16 лет, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, как должностное, так и недолжностное <10>. По мнению И.В. Попова, субъектом преступления против природной среды должно признаваться любое лицо, чьи запрещенные законом действия причинили указанный в законе вред. Введение уголовной ответственности за преступления против природы только в отношении специального субъекта существенно сужает рамки уголовной репрессии <11>. Таким образом, в юридической литературе не сложилось однозначной позиции в определении субъекта преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Субъект преступления - лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды. Среди таких лиц можно назвать ответственных за осуществление отдельных видов работ, а также за организацию деятельности специальных природоохранительных подразделений предприятия. Например, по ст. 246 УК РФ осужден заместитель директора коммерческой организации, который распорядился переместить верхний инертный грунт с разрабатываемого земельного участка на соседний, что повлекло ухудшение экологической обстановки на прилегающем участке.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Субъект преступления - лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды. Среди таких лиц можно назвать ответственных за осуществление отдельных видов работ, а также за организацию деятельности специальных природоохранительных подразделений предприятия. Например, по ст. 246 УК РФ осужден заместитель директора коммерческой организации, который распорядился переместить верхний инертный грунт с разрабатываемого земельного участка на соседний, что повлекло ухудшение экологической обстановки на прилегающем участке.