Ответственность за вред причиненный актами власти



Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за вред причиненный актами власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 16 "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления" ГК РФ"В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16 и 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16 "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления" ГК РФ"Кроме того, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Отдельные вопросы реализации права на судебную защиту при причинении имущественного вреда актами публичной власти
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2025, N 4)
Сама по себе идея о введении административно-правовой реабилитации (или, более широко, отказ от принципа вины в регулировании общего основания ответственности за вред, причиненный незаконными актами власти (ст. 1069 ГК РФ) <40>), безусловно, заслуживает внимания, но не может рассматриваться изолированно от предварительного судебного контроля за применением мер процессуального принуждения - как процессуального механизма, направленного на снижение риска ошибок и, как следствие, вероятности причинения вреда частным лицам. Вместе с тем существование предварительного судебного контроля в силу действия п. 2 ст. 1070 ГК РФ способно полностью заблокировать реализацию права на судебную защиту для тех, кто не является участником соответствующих процессуальных отношений. В случае применения мер принуждения на основании административного акта у такого потерпевшего есть шанс на возмещение вреда хотя бы в случае явной, заведомо виновной незаконности действий публичной власти - если суд посчитает, что меры применены в нарушение принципов разумности и соразмерности при отсутствии достаточных фактических оснований или не соответствовали целям, на достижение которых они направлены. Реализация мер процессуального принуждения в судебном порядке, т.е. когда ошибка в установлении оснований для их применения отлита в бронзе судебного акта, в принципе исключает привлечение государства к ответственности, если речь идет, конечно, не о тех лицах, в отношении которых непосредственно осуществлялось уголовное преследование и которые имеют возможность обратиться к институту реабилитации (пока реализуемому только в сфере уголовного процесса).
Статья: Принцип ответственности публичной администрации в условиях цифровизации
(Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 4)
<23> Подробно о советском периоде развития принципа ответственности см.: Андреева И.А. Возмещение вреда государством как конституционно-правовой институт: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 43; Севастьянова Ю.В. Становление советского и основные положения современного российского законодательства об ответственности за вред, причиненный актами власти // Законодательство и экономика. 2011. N 6. С. 77 - 83; Голубцов В.Г. Особенности имущественной ответственности публично-правовых образований в гражданском праве: общие положения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. N 2 (16). С. 97 - 110, 101.
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)
Суд указал следующее - рассматриваемое мероприятие было относительно небольшим, проходило мирно и не нарушало общественный порядок. Не утверждалось, что заявитель каким-либо образом проявлял агрессивное поведение во время этого мероприятия или каким-либо другим образом нарушал мир или общественный порядок. Правонарушения, за совершение которых заявитель был привлечен к административной ответственности, не включали каких-либо дополнительных противозаконных элементов, связанных с "предосудительными действиями", такими как воспрепятствование движению, причинение вреда имуществу или акты насилия. Власти также не объяснили, почему они не позволили демонстрантам, включая заявителя, завершить собрание и не наложили на них разумный штраф на месте или позже (пункт 43 постановления).
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2019 N 38-П
"По делу о проверке конституционности положений статей 1070 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 22 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в связи с жалобой гражданки А."
5. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу Конституции Российской Федерации, включая ее статью 53, каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц вправе требовать от государства справедливого возмещения вреда, причем оно несет обязанность возместить вред, связанный с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (Постановление от 1 декабря 1997 года N 18-П, определения от 4 июня 2009 года N 1005-О и от 25 мая 2017 года N 1117-О). Реализуя конституционные требования, федеральный законодатель закрепил в рамках деликтных обязательств общие правила об ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц (статья 1069 ГК Российской Федерации).
показать больше документов