Ответственность за сохранность груза
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за сохранность груза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 796 "Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа" ГК РФПринимая во внимание вышеприведенные нормы закона, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что ООО "ТК "Семьсот дорог", являясь профессиональным перевозчиком, заключив договор перевозки, принял на себя ответственность за сохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, соответственно именно ответчик должен отвечать перед истцом за утрату перевозимого груза, при этом, размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности."
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Договор о материальной ответственности водителя-экспедитора
(КонсультантПлюс, 2025)3. Возложение полной материальной ответственности на водителя-экспедитора за сохранность груза
(КонсультантПлюс, 2025)3. Возложение полной материальной ответственности на водителя-экспедитора за сохранность груза
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Можно ли на период болезни штатного работника - водителя заключить договор с самозанятым?
(Консультация эксперта, 2023)Условие договора об ответственности за сохранность груза и соблюдение графика перевозки
(Консультация эксперта, 2023)Условие договора об ответственности за сохранность груза и соблюдение графика перевозки
Готовое решение: Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)при аренде транспортного средства с экипажем оказываемые арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства нацелены на обеспечение его безопасной эксплуатации. Указания по коммерческой эксплуатации транспортного средства экипажу дает арендатор (п. п. 1, 2 ст. 635 ГК РФ). Арендатор использует транспортное средство по своему усмотрению, в том числе может перевозить какой-либо груз. Но для арендодателя не установлена презумпция ответственности за сохранность такого груза.
(КонсультантПлюс, 2025)при аренде транспортного средства с экипажем оказываемые арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства нацелены на обеспечение его безопасной эксплуатации. Указания по коммерческой эксплуатации транспортного средства экипажу дает арендатор (п. п. 1, 2 ст. 635 ГК РФ). Арендатор использует транспортное средство по своему усмотрению, в том числе может перевозить какой-либо груз. Но для арендодателя не установлена презумпция ответственности за сохранность такого груза.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"5. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"5. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Статья 168. Освобождение перевозчика от ответственности при наличии признаков, свидетельствующих о сохранности груза
(ред. от 24.06.2025)Статья 168. Освобождение перевозчика от ответственности при наличии признаков, свидетельствующих о сохранности груза
Путеводитель по сделкам. Перевозка груза. Общая информация4. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в силу следующего (ст. 796 ГК РФ, ч. 5 ст. 34, ст. 36 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта)):
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3) наличие права грузоотправителя требовать возмещения ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении требования грузоотправителя к экспедитору, если последний также несет ответственность за сохранность груза (п. 10).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3) наличие права грузоотправителя требовать возмещения ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении требования грузоотправителя к экспедитору, если последний также несет ответственность за сохранность груза (п. 10).
Статья: Ответственность перевозчика по договору перевозки автомобильным транспортом
(Левушкин А.Н.)
("Транспортное право", 2025, N 1)По согласованному смыслу ст. 796 ГК РФ, ч. 5 ст. 34 и ст. 36 УАТ РФ на перевозчика возлагается ответственность за сохранность груза с момента его принятия и до момента выдачи грузополучателю. Ответственность не наступает, когда перевозчик смог доказать причинение вреда в силу следующего:
(Левушкин А.Н.)
("Транспортное право", 2025, N 1)По согласованному смыслу ст. 796 ГК РФ, ч. 5 ст. 34 и ст. 36 УАТ РФ на перевозчика возлагается ответственность за сохранность груза с момента его принятия и до момента выдачи грузополучателю. Ответственность не наступает, когда перевозчик смог доказать причинение вреда в силу следующего:
Статья: Структура системы административно-правового обеспечения продовольственной безопасности в России
(Галицкая Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Отдельные авторы высказываются о преобладании на практике линейных структур, в которых в единую цепь включены все структурные подразделения и должностные лица, наделенные компетенцией в анализируемой сфере. Так, при промышленном производстве пищевого сырья и продукции на предприятиях функционируют: отдел закупок, отдел приемки и распределения, отдел контроля качества входной продукции, отдел отбраковки, отдел контроля качества готовой продукции. После выхода товаров с производства эстафету принимают логистические организации, в которых созданы отделы планирования перевозок, обеспечения сохранности грузов и их страхования, отделы контроля качества оказываемых услуг. В соответствии с действующим гражданским законодательством перевозчик несет ответственность за сохранность груза, он может застраховать свою ответственность. В анализируемом случае перевозчик отвечает за сохранение потребительских свойств пищевой продукции, при их лишении товар становится непригоден к потреблению и, следовательно, подлежит исключению из оборота. Далее в цепочку встраиваются организации оптово-розничной торговли, в которых действуют отделы контроля качества, секторы по защите прав потребителей, контролеры правил реализации и т.д. В случае допущения недосмотра, а также при умышленном неисполнении ими своих обязанностей недостатки в их работе устраняют государственные органы, также объединенные в линейную цепь: органы полиции, Роспотребнадзора, фитосанитарного надзора, прокуратуры и т.д. <14>
(Галицкая Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Отдельные авторы высказываются о преобладании на практике линейных структур, в которых в единую цепь включены все структурные подразделения и должностные лица, наделенные компетенцией в анализируемой сфере. Так, при промышленном производстве пищевого сырья и продукции на предприятиях функционируют: отдел закупок, отдел приемки и распределения, отдел контроля качества входной продукции, отдел отбраковки, отдел контроля качества готовой продукции. После выхода товаров с производства эстафету принимают логистические организации, в которых созданы отделы планирования перевозок, обеспечения сохранности грузов и их страхования, отделы контроля качества оказываемых услуг. В соответствии с действующим гражданским законодательством перевозчик несет ответственность за сохранность груза, он может застраховать свою ответственность. В анализируемом случае перевозчик отвечает за сохранение потребительских свойств пищевой продукции, при их лишении товар становится непригоден к потреблению и, следовательно, подлежит исключению из оборота. Далее в цепочку встраиваются организации оптово-розничной торговли, в которых действуют отделы контроля качества, секторы по защите прав потребителей, контролеры правил реализации и т.д. В случае допущения недосмотра, а также при умышленном неисполнении ими своих обязанностей недостатки в их работе устраняют государственные органы, также объединенные в линейную цепь: органы полиции, Роспотребнадзора, фитосанитарного надзора, прокуратуры и т.д. <14>
Статья: Проблемы правовой квалификации договора перевозок грузового такси
(Тощенко В.В.)
("Транспортное право", 2024, N 3)По всей видимости (а мы можем только догадываться), законодатель исходил от обратного, используя формулу "если неприменим договор перевозки грузов, то, значит, следует применять договор фрахтования". Так, при сопровождении грузов представителем грузовладельца перевозчик не принимает на себя ответственность за сохранность груза, видимо, поэтому не следует использовать договор перевозки груза. Другое объяснение найти затруднительно, хотя и это не выдерживает критики, поскольку на других видах транспорта такие отношения регулируются договором перевозки груза, а не договором фрахтования. Сопровождение груза представителем отправителя или получателя является лишь основанием для освобождения перевозчика от ответственности за несохранность груза (см., например, ст. 118 Устава железнодорожного транспорта РФ). Сам же договор перевозки груза не трансформируется при этом в договор фрахтования. И, наоборот, как верно отмечается в юридической литературе: "Неправомерно утверждение о том, что по договору фрахтования фрахтовщик не принимает на себя ответственность за перевозимый груз" <4>.
(Тощенко В.В.)
("Транспортное право", 2024, N 3)По всей видимости (а мы можем только догадываться), законодатель исходил от обратного, используя формулу "если неприменим договор перевозки грузов, то, значит, следует применять договор фрахтования". Так, при сопровождении грузов представителем грузовладельца перевозчик не принимает на себя ответственность за сохранность груза, видимо, поэтому не следует использовать договор перевозки груза. Другое объяснение найти затруднительно, хотя и это не выдерживает критики, поскольку на других видах транспорта такие отношения регулируются договором перевозки груза, а не договором фрахтования. Сопровождение груза представителем отправителя или получателя является лишь основанием для освобождения перевозчика от ответственности за несохранность груза (см., например, ст. 118 Устава железнодорожного транспорта РФ). Сам же договор перевозки груза не трансформируется при этом в договор фрахтования. И, наоборот, как верно отмечается в юридической литературе: "Неправомерно утверждение о том, что по договору фрахтования фрахтовщик не принимает на себя ответственность за перевозимый груз" <4>.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Следующим этапом унификации правового регулирования международных воздушных перевозок явилось принятие четырех протоколов на конференции, состоявшейся в Монреале в 1975 г. Монреальские протоколы N 1, 2 и 3 <1> при определении пределов ответственности авиаперевозчика используют специальные права заимствования <2>. Монреальские протоколы N 1 и 2 вступили в силу 15 февраля 1996 г., а Монреальский протокол N 3 в силу не вступил. Монреальский протокол N 4 посвящен перевозкам грузов <3>. Он допускает использование при оформлении грузовых перевозок электронно-вычислительных устройств, что позволяет произвести электронную запись, которая сохраняет сведения о перевозке. Согласно Монреальскому протоколу N 4 (ст. IV) авиаперевозчик несет безвиновную ответственность за сохранность груза, за исключением ряда обстоятельств. Ответственность авиаперевозчика за просрочку в доставке груза базируется на вине. Монреальский протокол N 4 устанавливает предел ответственности авиаперевозчика в размере 17 СПЗ за 1 кг веса груза. Монреальский протокол N 4 вступил в силу 14 июня 1998 г.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Следующим этапом унификации правового регулирования международных воздушных перевозок явилось принятие четырех протоколов на конференции, состоявшейся в Монреале в 1975 г. Монреальские протоколы N 1, 2 и 3 <1> при определении пределов ответственности авиаперевозчика используют специальные права заимствования <2>. Монреальские протоколы N 1 и 2 вступили в силу 15 февраля 1996 г., а Монреальский протокол N 3 в силу не вступил. Монреальский протокол N 4 посвящен перевозкам грузов <3>. Он допускает использование при оформлении грузовых перевозок электронно-вычислительных устройств, что позволяет произвести электронную запись, которая сохраняет сведения о перевозке. Согласно Монреальскому протоколу N 4 (ст. IV) авиаперевозчик несет безвиновную ответственность за сохранность груза, за исключением ряда обстоятельств. Ответственность авиаперевозчика за просрочку в доставке груза базируется на вине. Монреальский протокол N 4 устанавливает предел ответственности авиаперевозчика в размере 17 СПЗ за 1 кг веса груза. Монреальский протокол N 4 вступил в силу 14 июня 1998 г.