Ответственность за перевозку опасных грузов
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за перевозку опасных грузов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Организация перевозит опасные грузы на арендованном транспорте. Разрешение на перевозку опасных грузов выдано собственнику транспорта. Правомерно ли привлечение организации к ответственности по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация перевозит опасные грузы на арендованном транспорте. Разрешение на перевозку опасных грузов выдано собственнику транспорта. Правомерно ли привлечение организации к ответственности по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация перевозит опасные грузы на арендованном транспорте. Разрешение на перевозку опасных грузов выдано собственнику транспорта. Правомерно ли привлечение организации к ответственности по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ?
Статья: Особенности рассмотрения судебной практики по вопросам ответственности, возникающей по договорам железнодорожных перевозок
(Кулагина А.С.)
("Адвокатская практика", 2023, N 2)Основным правом перевозчика является право требовать оплаты перевозки от грузополучателя, а также уплаты всех остальных платежей от грузоотправителя. С указанным правом корреспондируют обязанности отправителя и получателя по оплате перевозки. Среди обязанностей отправителя также присутствует такая как организация транспортировки груза таким образом, чтобы по максимуму обеспечить сохранность груза и безопасность при перевозке, обязанность по нанесению знаков опасности при перевозке опасных грузов. Ответственность грузоотправителя предусмотрена ст. 19 и 96 УЖТ РФ.
(Кулагина А.С.)
("Адвокатская практика", 2023, N 2)Основным правом перевозчика является право требовать оплаты перевозки от грузополучателя, а также уплаты всех остальных платежей от грузоотправителя. С указанным правом корреспондируют обязанности отправителя и получателя по оплате перевозки. Среди обязанностей отправителя также присутствует такая как организация транспортировки груза таким образом, чтобы по максимуму обеспечить сохранность груза и безопасность при перевозке, обязанность по нанесению знаков опасности при перевозке опасных грузов. Ответственность грузоотправителя предусмотрена ст. 19 и 96 УЖТ РФ.
Нормативные акты
Приказ Минтранса России от 11.01.2022 N 1
"Об утверждении типовых программ профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2022 N 67295)Обязанности и ответственность водителя и других участников
"Об утверждении типовых программ профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2022 N 67295)Обязанности и ответственность водителя и других участников
Статья: Институт предупреждения причинения вреда в российском гражданском праве: текущее состояние и направления совершенствования
(Сенотрусова Е.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Сходный подход прослеживается и в международных актах, посвященных вопросам охраны окружающей среды. Так, согласно п. "k" ст. 1 Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб под ядерным ущербом понимаются, в частности, затраты на превентивные меры и стоимость дальнейших потерь или ущерба, причиненных такими мерами. Превентивные меры означают любые обоснованные меры, принимаемые любым лицом после того, как произошел ядерный инцидент, с целью предотвращения или сведения к минимуму ущерба при условии получения любого одобрения со стороны компетентных органов, требуемого в соответствии с законом государства, в котором принимаются меры (п. "n" ст. 1). Обоснованными, в свою очередь, признаются меры, приемлемые и соразмерные с учетом всех обстоятельств, в том числе соответствующие характеру и степени риска <10>. Подобные положения закреплены в п. 4 ч. 10 ст. 1 Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом <11>, пп. "c" п. 2 Базельского протокола об ответственности и компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления <12>, и пр.
(Сенотрусова Е.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Сходный подход прослеживается и в международных актах, посвященных вопросам охраны окружающей среды. Так, согласно п. "k" ст. 1 Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб под ядерным ущербом понимаются, в частности, затраты на превентивные меры и стоимость дальнейших потерь или ущерба, причиненных такими мерами. Превентивные меры означают любые обоснованные меры, принимаемые любым лицом после того, как произошел ядерный инцидент, с целью предотвращения или сведения к минимуму ущерба при условии получения любого одобрения со стороны компетентных органов, требуемого в соответствии с законом государства, в котором принимаются меры (п. "n" ст. 1). Обоснованными, в свою очередь, признаются меры, приемлемые и соразмерные с учетом всех обстоятельств, в том числе соответствующие характеру и степени риска <10>. Подобные положения закреплены в п. 4 ч. 10 ст. 1 Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом <11>, пп. "c" п. 2 Базельского протокола об ответственности и компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления <12>, и пр.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Еще одним документом, проект которого разрабатывался УНИДРУА по поручению ЕЭК ООН, стала Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ/CRTD) <1>, заключенная в г. Женеве 10 октября 1989 г. Единственным ее участником является Либерия. Подписали, но не ратифицировали Конвенцию Германия и Марокко. В силу она не вступила.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Еще одним документом, проект которого разрабатывался УНИДРУА по поручению ЕЭК ООН, стала Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ/CRTD) <1>, заключенная в г. Женеве 10 октября 1989 г. Единственным ее участником является Либерия. Подписали, но не ратифицировали Конвенцию Германия и Марокко. В силу она не вступила.
Статья: О прокурорском надзоре за исполнением экологического законодательства на транспорте
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Прокуроры проверяют исполнение экологических требований при перевозках опасных грузов. Очевидным является значительно больший риск экологических катастроф при перевозке этих грузов. Нужно иметь в виду, что на каждом виде транспорта свой предмет данного надзора и экологические требования содержатся не только в экологическом законодательстве, но и в нормативных правовых актах, регламентирующих работу транспорта, включая международные нормы. Например, на автотранспорте при осуществлении международных перевозок опасных отходов и опасных грузов должны выполняться требования Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении от 22.03.1989 <29> и Европейского соглашения от 30.09.1957 "О международной перевозке опасных грузов" (ДОПОГ) <30>, ГК РФ, Федеральных законов от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Статья 12.21.2 КоАП РФ предусматривает меры ответственности за нарушения транспортировки опасных грузов. Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 N 76 Россия присоединилась к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов. Развитие промышленности способствует появлению новых химических веществ, классифицируемых как опасные и требующих пересмотра норм упаковки и доставки, поэтому правила транспортировки опасных грузов корректируются раз в несколько лет. Последние поправки были внесены в ДОПОГ в январе 2021 г., но вступили в силу с 1 июля 2020 г. Действуют Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации" и от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения". Такие перевозки требуют получения разрешения. Помимо правил перевозки опасных грузов, существует система ГОСТов, регламентирующая их упаковку, маркировку грузов и транспорта. На автотранспорте лицензии не требуется, кроме перевозок некоторых грузов (например, ядерных материалов, радиоактивных веществ). Приказом Минтранса России от 28.10.2020 N 439 утвержден Порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов.
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Прокуроры проверяют исполнение экологических требований при перевозках опасных грузов. Очевидным является значительно больший риск экологических катастроф при перевозке этих грузов. Нужно иметь в виду, что на каждом виде транспорта свой предмет данного надзора и экологические требования содержатся не только в экологическом законодательстве, но и в нормативных правовых актах, регламентирующих работу транспорта, включая международные нормы. Например, на автотранспорте при осуществлении международных перевозок опасных отходов и опасных грузов должны выполняться требования Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении от 22.03.1989 <29> и Европейского соглашения от 30.09.1957 "О международной перевозке опасных грузов" (ДОПОГ) <30>, ГК РФ, Федеральных законов от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Статья 12.21.2 КоАП РФ предусматривает меры ответственности за нарушения транспортировки опасных грузов. Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 N 76 Россия присоединилась к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов. Развитие промышленности способствует появлению новых химических веществ, классифицируемых как опасные и требующих пересмотра норм упаковки и доставки, поэтому правила транспортировки опасных грузов корректируются раз в несколько лет. Последние поправки были внесены в ДОПОГ в январе 2021 г., но вступили в силу с 1 июля 2020 г. Действуют Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации" и от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения". Такие перевозки требуют получения разрешения. Помимо правил перевозки опасных грузов, существует система ГОСТов, регламентирующая их упаковку, маркировку грузов и транспорта. На автотранспорте лицензии не требуется, кроме перевозок некоторых грузов (например, ядерных материалов, радиоактивных веществ). Приказом Минтранса России от 28.10.2020 N 439 утвержден Порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов.