Ответственность за отсутствие ценников на товаре
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за отсутствие ценников на товаре (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области торговли и оказания услуг: Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за нарушение правил продажи отдельных видов товаров
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Роспотребнадзор) привлек Организацию (ИП, Должностное лицо, Гражданина) к ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ за нарушение правил продажи отдельных видов товаров. Например, за отсутствие ценников.
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Роспотребнадзор) привлек Организацию (ИП, Должностное лицо, Гражданина) к ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ за нарушение правил продажи отдельных видов товаров. Например, за отсутствие ценников.
Определение Конституционного Суда РФ от 29.04.2025 N 1013-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мамиева Евгения Владимировича на нарушение его конституционных прав статьями 15 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 10 статьи 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"Решением суда общей юрисдикции был частично удовлетворен иск Е.В. Мамиева о защите прав потребителя: с индивидуального предпринимателя в пользу Е.В. Мамиева взысканы расходы последнего на оплату юридических услуг по подготовке и подаче в территориальный орган Роспотребнадзора обращения о привлечении ответчика к административной ответственности, а также компенсация морального вреда, причиненного истцу в связи с отсутствием ценников на товарах, продаваемых ответчиком. Суд апелляционной инстанции, с которым согласились кассационный суд общей юрисдикции и судья Верховного Суда Российской Федерации, отменил названное решение в части взыскания расходов на оплату юридических услуг в связи с обращением истца в территориальный орган Роспотребнадзора, поскольку по результатам рассмотрения данного обращения в возбуждении дела об административном правонарушении отказано ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мамиева Евгения Владимировича на нарушение его конституционных прав статьями 15 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 10 статьи 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"Решением суда общей юрисдикции был частично удовлетворен иск Е.В. Мамиева о защите прав потребителя: с индивидуального предпринимателя в пользу Е.В. Мамиева взысканы расходы последнего на оплату юридических услуг по подготовке и подаче в территориальный орган Роспотребнадзора обращения о привлечении ответчика к административной ответственности, а также компенсация морального вреда, причиненного истцу в связи с отсутствием ценников на товарах, продаваемых ответчиком. Суд апелляционной инстанции, с которым согласились кассационный суд общей юрисдикции и судья Верховного Суда Российской Федерации, отменил названное решение в части взыскания расходов на оплату юридических услуг в связи с обращением истца в территориальный орган Роспотребнадзора, поскольку по результатам рассмотрения данного обращения в возбуждении дела об административном правонарушении отказано ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: ...В Законе о ККМ предусмотрена ответственность за отсутствие ценников на товары. Какой при этом документ должен составлять налоговый инспектор: протокол административный или акт проверки по НК РФ? Как правильно должны на местах сотрудники налоговой службы оформлять нарушения по Закону о ККМ?
("Официальный сайт МНС России", 2001)"Официальный сайт МНС России www.nalog.ru", 2001
("Официальный сайт МНС России", 2001)"Официальный сайт МНС России www.nalog.ru", 2001
Статья: Вы являетесь субъектом предпринимательской деятельности - тогда мы идем к вам
(Пригарина М.В.)
("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 8)Как известно, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влекут за собой административную ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ <3>. За нарушение, выразившееся в невыдаче чека покупателю и (или) отсутствии ценника на товар, административная ответственность предусмотрена ст. 14.15 КоАП РФ.
(Пригарина М.В.)
("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 8)Как известно, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влекут за собой административную ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ <3>. За нарушение, выразившееся в невыдаче чека покупателю и (или) отсутствии ценника на товар, административная ответственность предусмотрена ст. 14.15 КоАП РФ.
Нормативные акты
Вопрос-Ответ: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
(июль 1999 года)
"Практика рассмотрения Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа в 1 полугодии 1999 года споров, связанных с применением Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"ОТВЕТ: В статье 2 Закона о ККМ говорится об обязанности вывешивать в месте, доступном покупателю, именно ценники на продаваемые товары, а не заменяющие их документы. Это следует и из содержания пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55, согласно которому продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на каждый вид реализуемого товара с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
(июль 1999 года)
"Практика рассмотрения Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа в 1 полугодии 1999 года споров, связанных с применением Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"ОТВЕТ: В статье 2 Закона о ККМ говорится об обязанности вывешивать в месте, доступном покупателю, именно ценники на продаваемые товары, а не заменяющие их документы. Это следует и из содержания пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55, согласно которому продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на каждый вид реализуемого товара с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
"Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 1 квартал 2018 года"
(утв. Роспотребнадзором)- нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ненадлежащее оформление ценников, отсутствие книги отзывов и предложений; и пр.);
(утв. Роспотребнадзором)- нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ненадлежащее оформление ценников, отсутствие книги отзывов и предложений; и пр.);
Статья: Ценники в торговом зале аптеки
(Мягков Е.К.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 1)Из указанных норм следует, что на реализуемые безрецептурные лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, должны быть оформлены ценники. Их отсутствие является основанием для привлечения продавца к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ <4>.
(Мягков Е.К.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 1)Из указанных норм следует, что на реализуемые безрецептурные лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, должны быть оформлены ценники. Их отсутствие является основанием для привлечения продавца к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ <4>.
Статья: Оформление ценников как особый объект правового регулирования и государственного контроля
(Кондакова А.А.)
("Торговое право", 2011, N 6)Логика большинства судов сводится к следующему: поскольку объектом нарушения Правил продажи отдельных видов товаров является алкогольная продукция, то ответственность за отсутствие ценников на алкогольную продукцию или их неправильное оформление должна наступать по части 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
(Кондакова А.А.)
("Торговое право", 2011, N 6)Логика большинства судов сводится к следующему: поскольку объектом нарушения Правил продажи отдельных видов товаров является алкогольная продукция, то ответственность за отсутствие ценников на алкогольную продукцию или их неправильное оформление должна наступать по части 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2006, N 9)Закон, который сокращенно прозвали "штрафы за у. е.", на самом деле всего лишь ужесточает ответственность продавца товаров/услуг/работ за недоведение до потребителя цены в рублевом эквиваленте, когда на ценнике информация о стоимости товара вовсе отсутствует или цена указана в условных единицах. Так, недоведение до потребителя достоверной информации о выраженной в рублях цене будет караться отдельным административным штрафом: на должностных лиц - 4 - 5 тыс. руб., на юридических лиц - 50 - 100 тыс. руб.
("Главная книга", 2006, N 9)Закон, который сокращенно прозвали "штрафы за у. е.", на самом деле всего лишь ужесточает ответственность продавца товаров/услуг/работ за недоведение до потребителя цены в рублевом эквиваленте, когда на ценнике информация о стоимости товара вовсе отсутствует или цена указана в условных единицах. Так, недоведение до потребителя достоверной информации о выраженной в рублях цене будет караться отдельным административным штрафом: на должностных лиц - 4 - 5 тыс. руб., на юридических лиц - 50 - 100 тыс. руб.
Вопрос: Организация осуществляет розничную продажу продуктов питания через магазин. В ходе проведения внеплановой проверки контролирующим органом установлено, что на некоторых ценниках отсутствуют наименование товара, дата составления ценника, подпись материально ответственного лица. В течение какого срока со дня установления данного факта контролирующий орган может привлечь организацию к административной ответственности?
(Консультация эксперта, ПФ РФ, 2009)Вопрос: Организация осуществляет розничную продажу продуктов питания через магазин. В ходе проведения внеплановой проверки контролирующим органом установлено, что на некоторых ценниках отсутствуют наименование товара, дата составления ценника, подпись материально ответственного лица. В течение какого срока со дня установления данного факта контролирующий орган может привлечь организацию к административной ответственности?
(Консультация эксперта, ПФ РФ, 2009)Вопрос: Организация осуществляет розничную продажу продуктов питания через магазин. В ходе проведения внеплановой проверки контролирующим органом установлено, что на некоторых ценниках отсутствуют наименование товара, дата составления ценника, подпись материально ответственного лица. В течение какого срока со дня установления данного факта контролирующий орган может привлечь организацию к административной ответственности?
Статья: О практике разрешения споров, связанных с применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением
(Лобанов Г.)
("Хозяйство и право", N 12, 1995)Поскольку в данном случае при реализации товаров отсутствовали ценники, соответствующие документам, подтверждающим объявленные цены, следовательно, должна наступать предусмотренная ч. 4 ст. 7 Закона ответственность.
(Лобанов Г.)
("Хозяйство и право", N 12, 1995)Поскольку в данном случае при реализации товаров отсутствовали ценники, соответствующие документам, подтверждающим объявленные цены, следовательно, должна наступать предусмотренная ч. 4 ст. 7 Закона ответственность.
Вопрос: При проверке налоговой инспекцией соблюдения законодательства о применении ККМ выявлено невывешивание продавцом ценников на товары, принадлежащие индивидуальному предпринимателю. Предприниматель не согласен с тем, что ответственность за это нарушение должна быть возложена на него, так как данная ответственность распространяется на предприятие...
(Консультация эксперта, МНС РФ, 2001)Ответ: В соответствии со ст.2 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы. Отсутствие ценников на продаваемый товар (прейскуранта на оказываемую услугу) влечет ответственность, предусмотренную абз.5 ст.7 указанного Закона, с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 01.04.1999 N 29-О. Следует учитывать нормы ст.1 этого же Закона, согласно которым денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ производятся всеми предприятиями (в т.ч. физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно - кассовых машин. При этом в данной статье определено, что далее в Законе все перечисленные субъекты будут именоваться предприятиями (далее - предприятия). Таким образом, положение ст.7, предусматривающее наложение штрафа на предприятия, не вывесившие ценник, распространяется и на индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. В связи с изложенным предприниматель в рассматриваемой ситуации не прав.
(Консультация эксперта, МНС РФ, 2001)Ответ: В соответствии со ст.2 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы. Отсутствие ценников на продаваемый товар (прейскуранта на оказываемую услугу) влечет ответственность, предусмотренную абз.5 ст.7 указанного Закона, с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 01.04.1999 N 29-О. Следует учитывать нормы ст.1 этого же Закона, согласно которым денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ производятся всеми предприятиями (в т.ч. физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно - кассовых машин. При этом в данной статье определено, что далее в Законе все перечисленные субъекты будут именоваться предприятиями (далее - предприятия). Таким образом, положение ст.7, предусматривающее наложение штрафа на предприятия, не вывесившие ценник, распространяется и на индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. В связи с изложенным предприниматель в рассматриваемой ситуации не прав.
Вопрос: Считается ли нарушением государственной дисциплины цен, за которое применяется административное взыскание по ст.146.6 КоАП РФ, отсутствие ценника на реализуемый товар?
(Консультация эксперта, Минэкономики РФ, 1999)Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, в соответствии с которыми (п.19) продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
(Консультация эксперта, Минэкономики РФ, 1999)Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, в соответствии с которыми (п.19) продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
"Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(Жданович Т.Г., Шевченко О.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)11 мая 2000 года сотрудниками лицензирующего органа проведена проверка магазина N 21. Актом проверки N 436 от 11 мая 2000 года было установлено следующее: продавцами магазина не пройден медосмотр (нарушена ст. 34 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), не были предъявлены договоры найма на работу продавцов (нарушена ст. 18 КЗоТ РФ), не предъявлены справки к товарно-транспортным накладным и справки к грузовым таможенным декларациям (нарушена ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года N 18-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"), п. п. 6, 9 Правил продажи алкогольной продукции, п. 2 Постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1019), отсутствует обозначение сертификатов в сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, полученную от АО "Ликон" (нарушен п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров), отсутствуют на ценниках подписи ответственных лиц.
(Жданович Т.Г., Шевченко О.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)11 мая 2000 года сотрудниками лицензирующего органа проведена проверка магазина N 21. Актом проверки N 436 от 11 мая 2000 года было установлено следующее: продавцами магазина не пройден медосмотр (нарушена ст. 34 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), не были предъявлены договоры найма на работу продавцов (нарушена ст. 18 КЗоТ РФ), не предъявлены справки к товарно-транспортным накладным и справки к грузовым таможенным декларациям (нарушена ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года N 18-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"), п. п. 6, 9 Правил продажи алкогольной продукции, п. 2 Постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1019), отсутствует обозначение сертификатов в сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, полученную от АО "Ликон" (нарушен п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров), отсутствуют на ценниках подписи ответственных лиц.
Вопрос: Является ли отсутствие подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценников нарушением прав потребителей?
("Официальный сайт ГИС ЗПП", 2018)Ответ: С учетом изменений, внесенных в пункт 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, отсутствие подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценников не является нарушением прав потребителей и не влечет привлечение хозяйствующего субъекта (продавца) к административной ответственности.
("Официальный сайт ГИС ЗПП", 2018)Ответ: С учетом изменений, внесенных в пункт 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, отсутствие подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценников не является нарушением прав потребителей и не влечет привлечение хозяйствующего субъекта (продавца) к административной ответственности.
"Групповые и производные иски в судебно-арбитражной практике"
(Журбин Б.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Так, Ассоциация потребителей Пензенской области обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю о защите прав неопределенного круга потребителей, указывая, что представителями истца проводилась проверка соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания потребителей ответчиком, в ходе которой установлено, что ценники оформлены с нарушениями: отсутствовала дата оформления, подпись материально ответственного лица, отсутствовала маркировка на мешках с крупами, информация о соответствии обязательным требованиям, о качестве товаров, о проверке весоизмерительных приборов.
(Журбин Б.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Так, Ассоциация потребителей Пензенской области обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю о защите прав неопределенного круга потребителей, указывая, что представителями истца проводилась проверка соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания потребителей ответчиком, в ходе которой установлено, что ценники оформлены с нарушениями: отсутствовала дата оформления, подпись материально ответственного лица, отсутствовала маркировка на мешках с крупами, информация о соответствии обязательным требованиям, о качестве товаров, о проверке весоизмерительных приборов.