Ответственность за незаконные валютные операции
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за незаконные валютные операции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение валютного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)2. Административная ответственность (штраф) за незаконные валютные операции
(КонсультантПлюс, 2025)2. Административная ответственность (штраф) за незаконные валютные операции
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций
(КонсультантПлюс, 2025)7. Ответственность за осуществление незаконных валютных операций
(КонсультантПлюс, 2025)7. Ответственность за осуществление незаконных валютных операций
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"Статья 25. Ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"Статья 25. Ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
Статья: Неоднозначный статус российских индивидуальных предпринимателей в валютных правоотношениях
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Если буквально читать и толковать положения Закона N 173-ФЗ, то получается, что российский индивидуальный предприниматель, осуществляя наличный расчет с таким иностранным гражданином, совершает незаконную валютную операцию (даже если расчет осуществляется российскими рублями, а товары (работы, услуги) приобретаются иностранным гражданином для личных/семейных нужд). И, соответственно, индивидуальному предпринимателю в этом случае грозит ответственность за незаконную валютную операцию по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере до 40% суммы такой операции.
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Если буквально читать и толковать положения Закона N 173-ФЗ, то получается, что российский индивидуальный предприниматель, осуществляя наличный расчет с таким иностранным гражданином, совершает незаконную валютную операцию (даже если расчет осуществляется российскими рублями, а товары (работы, услуги) приобретаются иностранным гражданином для личных/семейных нужд). И, соответственно, индивидуальному предпринимателю в этом случае грозит ответственность за незаконную валютную операцию по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере до 40% суммы такой операции.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В Постановлении от 27.09.2021 по делу N А78-10138/2020 Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указал, что размер штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, исчисляется исходя из суммы каждой незаконной валютной операции, в связи с чем инспекция разными постановлениями привлекла общество к административной ответственности за иные незаконные валютные операции (выплаты обществом как резидентом физическим лицам - нерезидентам заработной платы, минуя счет в уполномоченном банке, наличными денежными средствами). Следовательно, при вынесении оспариваемого постановления принцип однократности привлечения к административной ответственности нарушен не был. Вынесение двух постановлений о назначении административного наказания по результатам одной проверки не нарушило прав и законных интересов общества, в том числе и потому, что не повлияло на размер ответственности.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В Постановлении от 27.09.2021 по делу N А78-10138/2020 Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указал, что размер штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, исчисляется исходя из суммы каждой незаконной валютной операции, в связи с чем инспекция разными постановлениями привлекла общество к административной ответственности за иные незаконные валютные операции (выплаты обществом как резидентом физическим лицам - нерезидентам заработной платы, минуя счет в уполномоченном банке, наличными денежными средствами). Следовательно, при вынесении оспариваемого постановления принцип однократности привлечения к административной ответственности нарушен не был. Вынесение двух постановлений о назначении административного наказания по результатам одной проверки не нарушило прав и законных интересов общества, в том числе и потому, что не повлияло на размер ответственности.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 200-ФЗ <118>) предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории России, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории России, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ. Постановлением КС России от 9 июля 2021 г. N 34-П дана оценка конституционности ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ч. 4 и 5 ст. 12 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 12 Закона).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 200-ФЗ <118>) предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории России, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории России, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ. Постановлением КС России от 9 июля 2021 г. N 34-П дана оценка конституционности ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ч. 4 и 5 ст. 12 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 12 Закона).
Статья: Валютный контроль за операциями участников ВЭД после принятия особых экономических мер
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)В данном случае возможным видятся два варианта: в КоАП РФ будут вноситься срочные поправки, устанавливающие ответственность за подобное административное правонарушение, что было бы правильным и позволяло бы резидентам хотя бы оценивать размер рисков, либо органы валютного контроля попробуют использовать в данном случае ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за осуществление незаконных валютных операций. Поскольку формулировка данной части очень обтекаема и к незаконным валютным операциям относит операции, запрещенные валютным законодательством или осуществленные с нарушением валютного законодательства, потенциально нарушение любого положения из многочисленных нормативно-правовых актов в сфере валютного регулирования и валютного контроля, связанное с использованием валюты и валютных ценностей, может трактоваться именно как незаконная валютная операция. Мало того, ФНС России уже несколько раз поднимала вопрос о возможности применения данной статьи даже наряду с ответственностью, предусмотренной другими частями ст. 15.25 КоАП РФ. Подобное развитие событий является нежелательным для резидентов, тем более если учесть существенные штрафы, предусмотренные этой нормой КоАП РФ: осуществление незаконных валютных операций влечет наложение административного штрафа на граждан: лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100% суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. руб. <18>.
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)В данном случае возможным видятся два варианта: в КоАП РФ будут вноситься срочные поправки, устанавливающие ответственность за подобное административное правонарушение, что было бы правильным и позволяло бы резидентам хотя бы оценивать размер рисков, либо органы валютного контроля попробуют использовать в данном случае ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за осуществление незаконных валютных операций. Поскольку формулировка данной части очень обтекаема и к незаконным валютным операциям относит операции, запрещенные валютным законодательством или осуществленные с нарушением валютного законодательства, потенциально нарушение любого положения из многочисленных нормативно-правовых актов в сфере валютного регулирования и валютного контроля, связанное с использованием валюты и валютных ценностей, может трактоваться именно как незаконная валютная операция. Мало того, ФНС России уже несколько раз поднимала вопрос о возможности применения данной статьи даже наряду с ответственностью, предусмотренной другими частями ст. 15.25 КоАП РФ. Подобное развитие событий является нежелательным для резидентов, тем более если учесть существенные штрафы, предусмотренные этой нормой КоАП РФ: осуществление незаконных валютных операций влечет наложение административного штрафа на граждан: лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100% суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. руб. <18>.
Статья: Обзор ВС: ответственность за валютные нарушения (комментарий к Обзору судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утв. Президиумом ВС 26.06.2024)
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 16)Расчеты с нерезидентом минуя счета в уполномоченных банках, кроме разрешенных случаев, - незаконная валютная операция, ответственность за которую предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. В Обзоре ВС упомянута ситуация, когда организации-резиденту и ее должностному лицу удалось оспорить назначенные штрафы, поскольку в нарушении валютного законодательства не было их вины.
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 16)Расчеты с нерезидентом минуя счета в уполномоченных банках, кроме разрешенных случаев, - незаконная валютная операция, ответственность за которую предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. В Обзоре ВС упомянута ситуация, когда организации-резиденту и ее должностному лицу удалось оспорить назначенные штрафы, поскольку в нарушении валютного законодательства не было их вины.
Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 09.08.2023 N КВ-4-17/10219@ <О выплате зарплаты работникам зарубежного представительства>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 2)Административная ответственность за незаконные валютные операции установлена ст. 15.25 КоАП РФ. Штраф может составить от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 2)Административная ответственность за незаконные валютные операции установлена ст. 15.25 КоАП РФ. Штраф может составить от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции.