Ответственность за невозврат валютной выручки
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за невозврат валютной выручки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Финансовый контроль внешнеторговых сделок: о чем нужно предупредить клиентов
(Федоряка А.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 2)На практике с 1 января 2024 г. российские экспортеры вместо условных 100 рублей за товары/услуги по внешнеторговым контрактам стали получать из Германии 84,15 рубля; большинство действовавших на тот момент экспортных контрактов из России в ФРГ не учитывали новые правила. С точки зрения российского законодательства поступление оплаты в меньшем размере означает неполучение/невозврат валютной выручки. Для российских экспортеров это означает риски административного преследования (по ст. 15.25 КоАП РФ), а также уголовной ответственности (по ст. 193 УК РФ, например при повторном совершении лицом, подвергнутым административному наказанию).
(Федоряка А.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 2)На практике с 1 января 2024 г. российские экспортеры вместо условных 100 рублей за товары/услуги по внешнеторговым контрактам стали получать из Германии 84,15 рубля; большинство действовавших на тот момент экспортных контрактов из России в ФРГ не учитывали новые правила. С точки зрения российского законодательства поступление оплаты в меньшем размере означает неполучение/невозврат валютной выручки. Для российских экспортеров это означает риски административного преследования (по ст. 15.25 КоАП РФ), а также уголовной ответственности (по ст. 193 УК РФ, например при повторном совершении лицом, подвергнутым административному наказанию).
Статья: Концептуальная модель обращения взыскания на децентрализованные некастодиальные криптовалюты
(Козлачков А.А., Клименко С.А., Харитонова Ю.С., Лаутс Е.Б.)
("Предпринимательское право", 2022, N 3)7.1. Реализация уголовно-правового метода. Радикальным решением в рамках уголовно-правового метода будет криминализация такого деяния, как владение криптокошельком, созданным вне организованного рынка или необъявленным для компетентных органов Российской Федерации. Примером может служить норма ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), устанавливающая ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. Общественно опасным деянием в случае с иностранной валютой признается факт невозвращения валютной выручки в Российскую Федерацию, что и приводит к оттоку капитала, ослаблению курса рубля и в итоге к ухудшению качества жизни граждан России.
(Козлачков А.А., Клименко С.А., Харитонова Ю.С., Лаутс Е.Б.)
("Предпринимательское право", 2022, N 3)7.1. Реализация уголовно-правового метода. Радикальным решением в рамках уголовно-правового метода будет криминализация такого деяния, как владение криптокошельком, созданным вне организованного рынка или необъявленным для компетентных органов Российской Федерации. Примером может служить норма ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), устанавливающая ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. Общественно опасным деянием в случае с иностранной валютой признается факт невозвращения валютной выручки в Российскую Федерацию, что и приводит к оттоку капитала, ослаблению курса рубля и в итоге к ухудшению качества жизни граждан России.
Нормативные акты
<Информация> Минэкономразвития России
"Установлен мораторий до конца года на применение административной ответственности и снижены штрафы за нарушения валютного законодательства"Закон предусматривает мораторий на привлечение резидентов к административной ответственности за отдельные нарушения валютного законодательства (незаконные валютные операции (ч. 1 ст. 15.25); невозврат валютной выручки (ч. 4 ст. 15.25), в т.ч. на счета в иностранных банках в доле, определяемой Правительством РФ (ч. 4.1 ст. 15.25); ненадлежащее исполнение или прекращение обязательств внешнеторгового договора иными разрешенными законодательством РФ способами (ч. 4.3 ст. 15.25); непредставление в Банк России информации о получении денежных средств от нерезидентов (ч. 5 ст. 15.25)), если они не смогли выполнить требования валютного законодательства из-за санкций иностранных государств.
"Установлен мораторий до конца года на применение административной ответственности и снижены штрафы за нарушения валютного законодательства"Закон предусматривает мораторий на привлечение резидентов к административной ответственности за отдельные нарушения валютного законодательства (незаконные валютные операции (ч. 1 ст. 15.25); невозврат валютной выручки (ч. 4 ст. 15.25), в т.ч. на счета в иностранных банках в доле, определяемой Правительством РФ (ч. 4.1 ст. 15.25); ненадлежащее исполнение или прекращение обязательств внешнеторгового договора иными разрешенными законодательством РФ способами (ч. 4.3 ст. 15.25); непредставление в Банк России информации о получении денежных средств от нерезидентов (ч. 5 ст. 15.25)), если они не смогли выполнить требования валютного законодательства из-за санкций иностранных государств.
<Письмо> Генпрокуратуры РФ от 22.06.2006 N 47-13-06
<О привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ>Согласно ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП ответственность установлена за нарушение срока, а не только за сам факт незачисления валютной выручки или невозврат уплаченных денежных средств. Поэтому в указанных случаях правонарушения являются оконченными в случае пропуска срока исполнения обязанности, независимо от ее исполнения в последующем, даже до момента составления протокола.
<О привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ>Согласно ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП ответственность установлена за нарушение срока, а не только за сам факт незачисления валютной выручки или невозврат уплаченных денежных средств. Поэтому в указанных случаях правонарушения являются оконченными в случае пропуска срока исполнения обязанности, независимо от ее исполнения в последующем, даже до момента составления протокола.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 19.12.2022 N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 1)Федеральный закон от 19.12.2022 N 518-ФЗ освобождает до 31 декабря 2023 года организации и физлиц от административной ответственности за нарушения валютного законодательства из-за введенных санкций. Закон освободил от штрафов нерепатриацию средств от 100 млн руб. Это касается невозврата неотоваренных авансов, нерепатриации выручки, неполучения денег по займам. До сих пор штрафы отменялись только при невыполнении требований репатриации на суммы до 100 млн руб. - так было установлено нормами статьи 15.25 КоАП.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 1)Федеральный закон от 19.12.2022 N 518-ФЗ освобождает до 31 декабря 2023 года организации и физлиц от административной ответственности за нарушения валютного законодательства из-за введенных санкций. Закон освободил от штрафов нерепатриацию средств от 100 млн руб. Это касается невозврата неотоваренных авансов, нерепатриации выручки, неполучения денег по займам. До сих пор штрафы отменялись только при невыполнении требований репатриации на суммы до 100 млн руб. - так было установлено нормами статьи 15.25 КоАП.
Статья: Уголовная ответственность за незаконные действия при отсутствии регулятивного закона
(Гузеева О.С.)
("Законность", 2021, N 9)Так, ст. 171.1 УК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 530-ФЗ, устанавливала ответственность среди прочего за оборот немаркированной продукции, которая подлежала обязательной маркировке знаками соответствия. Однако регулятивное законодательство (в частности, Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании") не предусматривало маркировку продукции знаками соответствия. В итоге складывалась ситуация, при которой преступным признавалось нарушение несуществующих правил маркировки <1>. В ст. 193 УК, до внесения в нее изменений Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ, предусматривалась ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ. Вместе с тем с 2007 г. корреспондирующий Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" уже не предусматривал обязательств по продаже валютной выручки на внутреннем рынке, что опять же создавало ситуацию, при которой уголовный закон конструировал состав с бланкетной диспозицией, "не заполненной" регулятивным нормативных актом <2>.
(Гузеева О.С.)
("Законность", 2021, N 9)Так, ст. 171.1 УК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 530-ФЗ, устанавливала ответственность среди прочего за оборот немаркированной продукции, которая подлежала обязательной маркировке знаками соответствия. Однако регулятивное законодательство (в частности, Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании") не предусматривало маркировку продукции знаками соответствия. В итоге складывалась ситуация, при которой преступным признавалось нарушение несуществующих правил маркировки <1>. В ст. 193 УК, до внесения в нее изменений Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ, предусматривалась ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ. Вместе с тем с 2007 г. корреспондирующий Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" уже не предусматривал обязательств по продаже валютной выручки на внутреннем рынке, что опять же создавало ситуацию, при которой уголовный закон конструировал состав с бланкетной диспозицией, "не заполненной" регулятивным нормативных актом <2>.