Ответственность за непредоставление информации в бюро кредитных историй
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за непредоставление информации в бюро кредитных историй (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Законом 2014 г. N 189-ФЗ, которым введена ч. 3.1 комментируемой статьи, ст. 15.26.1 "Нарушение законодательства Российской Федерации о микрофинансовой деятельности" КоАП РФ дополнена ч. 6, устанавливающей ответственность за непредставление или несвоевременное представление микрофинансовой организацией информации, содержащейся в КИ, в БКИ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Законом 2014 г. N 189-ФЗ, которым введена ч. 3.1 комментируемой статьи, ст. 15.26.1 "Нарушение законодательства Российской Федерации о микрофинансовой деятельности" КоАП РФ дополнена ч. 6, устанавливающей ответственность за непредставление или несвоевременное представление микрофинансовой организацией информации, содержащейся в КИ, в БКИ.
"Современные проблемы ипотечного кредитования"
(Марочкина Ю.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)30 декабря 2004 г. был принят Закон N 219-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ "О кредитных историях" <*>, вступивший в силу с 1 июня 2005 г., который приводит законодательство в соответствии с ФЗ "О кредитных историях"; вносит изменения в ГК РФ (уточнение банковской тайны), Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающих санкции за нарушение порядка ведения и хранения кредитных историй, порядка распространения информации; в ФЗ "О банках и банковской деятельности" в части установления обязанности кредитных организаций предоставлять информацию хотя бы одному бюро кредитных историй. Пункт 1 и подп. "б" п. 3 ст. 1 (ответственность кредитных организаций за непредставление информации в бюро кредитных историй) вступили в силу с 1 сентября 2005 г.
(Марочкина Ю.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)30 декабря 2004 г. был принят Закон N 219-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ "О кредитных историях" <*>, вступивший в силу с 1 июня 2005 г., который приводит законодательство в соответствии с ФЗ "О кредитных историях"; вносит изменения в ГК РФ (уточнение банковской тайны), Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающих санкции за нарушение порядка ведения и хранения кредитных историй, порядка распространения информации; в ФЗ "О банках и банковской деятельности" в части установления обязанности кредитных организаций предоставлять информацию хотя бы одному бюро кредитных историй. Пункт 1 и подп. "б" п. 3 ст. 1 (ответственность кредитных организаций за непредставление информации в бюро кредитных историй) вступили в силу с 1 сентября 2005 г.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитных историях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Статья 5. Представление информации в бюро кредитных историй
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитных историях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Статья 5. Представление информации в бюро кредитных историй
Статья: О развитии института кредитных историй в России
(Изофенко Р.Н.)
("Управление в кредитной организации", 2009, N 2)Расширена ответственность банков за "непредставление информации в бюро кредитных историй в случае получения согласия субъекта кредитной истории" и добавлена новая обязанность "представлять всю имеющуюся информацию, необходимую для формирования кредитных историй, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй".
(Изофенко Р.Н.)
("Управление в кредитной организации", 2009, N 2)Расширена ответственность банков за "непредставление информации в бюро кредитных историй в случае получения согласия субъекта кредитной истории" и добавлена новая обязанность "представлять всю имеющуюся информацию, необходимую для формирования кредитных историй, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй".
Статья: Банковская тайна: состояние и проблемы (Окончание)
(Селивановский А.)
("Бухгалтерия и банки", 2006, N 9)В отдельных случаях нарушение обязанности пользователя информации хранить банковскую тайну может стать основанием для лишения виновного лица специальной правоспособности. Так, неисполнение БКИ обязанности по защите информации - основание для предъявления уполномоченным государственным органом в судебном порядке требования об исключении БКИ из государственного реестра БКИ (п. 2 ст. 16 Федерального закона "О кредитных историях").
(Селивановский А.)
("Бухгалтерия и банки", 2006, N 9)В отдельных случаях нарушение обязанности пользователя информации хранить банковскую тайну может стать основанием для лишения виновного лица специальной правоспособности. Так, неисполнение БКИ обязанности по защите информации - основание для предъявления уполномоченным государственным органом в судебном порядке требования об исключении БКИ из государственного реестра БКИ (п. 2 ст. 16 Федерального закона "О кредитных историях").
"Комментарий (постатейный) к Федеральным законам от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях" и от 30 декабря 2004 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О кредитных историях"
(Толкушкин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Согласно изменениям, внесенным в ст. 26 этого Закона, информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц с их согласия представляется кредитными организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором, в соответствии с Федеральным законом "О кредитных историях";
(Толкушкин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Согласно изменениям, внесенным в ст. 26 этого Закона, информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц с их согласия представляется кредитными организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором, в соответствии с Федеральным законом "О кредитных историях";
Статья: Об информации в сфере банковских отношений
(Гогин А.А.)
("Банковское право", 2007, N 5)В свою очередь, на основании ст. 19 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредоставления информации, предоставления неполной или недостоверной информации, непредоставления информации в бюро кредитных историй в случае получения согласия субъекта кредитной истории, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Так, в ч. 1 ст. 74 данного Закона фиксируется, что в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставления информации, предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев. Статья предусматривает и другие, более жесткие, санкции карательного характера. В рассматриваемой ситуации к указанным мерам финансовой ответственности привлекается кредитная организация только как юридическое лицо.
(Гогин А.А.)
("Банковское право", 2007, N 5)В свою очередь, на основании ст. 19 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредоставления информации, предоставления неполной или недостоверной информации, непредоставления информации в бюро кредитных историй в случае получения согласия субъекта кредитной истории, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Так, в ч. 1 ст. 74 данного Закона фиксируется, что в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставления информации, предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев. Статья предусматривает и другие, более жесткие, санкции карательного характера. В рассматриваемой ситуации к указанным мерам финансовой ответственности привлекается кредитная организация только как юридическое лицо.
Статья: Закон "О кредитных историях" в вопросах и ответах
(Воронин Б.Б., Зайцева О.А.)
("Регламентация банковских операций в нормативных документах (с комментариями)", 2006, N 11)В соответствии с ч. 11 ст. 6 Закона согласие субъекта кредитной истории, полученное кредитной организацией, сохраняет силу в течение всего срока действия договора займа (кредита). Если договор не был заключен (или еще не заключен), то срок действия согласия один месяц. Если кредитная организация при рассмотрении кредитной заявки не уложилась в отведенный Законом срок - месяц, то для получения информации из бюро кредитных историй (Центрального каталога кредитных историй) необходимо получать согласие заемщика повторно.
(Воронин Б.Б., Зайцева О.А.)
("Регламентация банковских операций в нормативных документах (с комментариями)", 2006, N 11)В соответствии с ч. 11 ст. 6 Закона согласие субъекта кредитной истории, полученное кредитной организацией, сохраняет силу в течение всего срока действия договора займа (кредита). Если договор не был заключен (или еще не заключен), то срок действия согласия один месяц. Если кредитная организация при рассмотрении кредитной заявки не уложилась в отведенный Законом срок - месяц, то для получения информации из бюро кредитных историй (Центрального каталога кредитных историй) необходимо получать согласие заемщика повторно.
"Большая книга бухгалтера страховой компании (БКБСК): ежегодный справочник-альманах. Часть I. Налогообложение"
(Романова М.В.)
("Регламент", 2006)Субъект кредитной истории вправе обжаловать в судебном порядке отказ бюро кредитных историй в удовлетворении заявления о внесении изменений и (или) дополнений в кредитную историю, а также непредставление в срок письменного сообщения о результатах рассмотрения его заявления.
(Романова М.В.)
("Регламент", 2006)Субъект кредитной истории вправе обжаловать в судебном порядке отказ бюро кредитных историй в удовлетворении заявления о внесении изменений и (или) дополнений в кредитную историю, а также непредставление в срок письменного сообщения о результатах рассмотрения его заявления.
"Комментарий к Федеральному закону "О кредитных историях"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Фальковская Я.М.)
("Волтерс Клувер", 2006)Следовательно, ч. 1 комментируемой статьи de facto и de jure вводит мораторий сроком до 1 марта 2006 г. на применение ст. 19 Закона о банках в редакции Закона N 219-ФЗ (и мер ответственности, предусмотренных ст. 74 Закона о Банке России, см. комментарий к ст. 20) к кредитным организациям за непредставление ими информации в БКИ при получении согласия субъекта кредитной истории.
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Фальковская Я.М.)
("Волтерс Клувер", 2006)Следовательно, ч. 1 комментируемой статьи de facto и de jure вводит мораторий сроком до 1 марта 2006 г. на применение ст. 19 Закона о банках в редакции Закона N 219-ФЗ (и мер ответственности, предусмотренных ст. 74 Закона о Банке России, см. комментарий к ст. 20) к кредитным организациям за непредставление ими информации в БКИ при получении согласия субъекта кредитной истории.
"Комментарий к Федеральному закону "О потребительском кредите (займе)": Научно-практический"
(постатейный)
(Иванов О.М., Щербакова М.А.)
("Статут", 2014)67. Последствия нарушения кредитором обязанности, установленной в комментируемой части, не определены в Законе о потребительском кредите (займе). Представляется, что несообщение кредитором заемщику о риске неисполнения должно рассматриваться так же, как и иные нарушения информационных обязанностей кредитора (лица, оказывающего услуги). Согласно ст. 12 Закона о защите прав потребителей исполнитель несет ответственность за ненадлежащую информацию об услуге. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возмещения убытков (ч. 1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей).
(постатейный)
(Иванов О.М., Щербакова М.А.)
("Статут", 2014)67. Последствия нарушения кредитором обязанности, установленной в комментируемой части, не определены в Законе о потребительском кредите (займе). Представляется, что несообщение кредитором заемщику о риске неисполнения должно рассматриваться так же, как и иные нарушения информационных обязанностей кредитора (лица, оказывающего услуги). Согласно ст. 12 Закона о защите прав потребителей исполнитель несет ответственность за ненадлежащую информацию об услуге. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возмещения убытков (ч. 1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О кредитных историях"
(постатейный)
(Викулин А.Ю.)
("Норма", "Инфра-М", 2013)Гражданская ответственность бюро кредитных историй предусмотрена в договорах на оказание информационных услуг, заключаемых бюро кредитных историй с источниками формирования и пользователями кредитных историй.
(постатейный)
(Викулин А.Ю.)
("Норма", "Инфра-М", 2013)Гражданская ответственность бюро кредитных историй предусмотрена в договорах на оказание информационных услуг, заключаемых бюро кредитных историй с источниками формирования и пользователями кредитных историй.
"Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая"
(том 1)
(под общ. ред. Л.В. Чистяковой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)Часть 6 ст. 15.26.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление микрофинансовой организацией информации, содержащейся в кредитной истории, в бюро кредитных историй. Указанное деяние влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
(том 1)
(под общ. ред. Л.В. Чистяковой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)Часть 6 ст. 15.26.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление микрофинансовой организацией информации, содержащейся в кредитной истории, в бюро кредитных историй. Указанное деяние влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.