Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение бюджетного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 158 "Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств" БК РФ"Кроме того, по смыслу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации на пенсионном фонде (территориальных управлениях) лежит обязанность по возмещению в бюджет бюджетных средств, израсходованных нецелевым образом. Неисполнение данной обязанности образует нарушение бюджетного законодательства и может повлечь ответственность пенсионного органа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель. Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какая ответственность установлена за нарушение бюджетного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какая ответственность установлена за нарушение бюджетного законодательства
Путеводитель по судебной практике: Заем.
Может ли бюджетное учреждение получить заем в натуральной форме
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Может ли бюджетное учреждение получить заем в натуральной форме
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 185
(ред. от 14.02.2025)
"Вопросы Министерства финансов Российской Федерации"установления оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
(ред. от 14.02.2025)
"Вопросы Министерства финансов Российской Федерации"установления оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
Паспорт проекта Федерального закона N 824926-8
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения повышенной ответственности за нарушение бюджетного законодательства"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ С.М. Мироновым, О.А. Ниловым, А.А. Ремезковым, А.А. Кузнецовым, Н.В. Новичковым, М.Г. Делягиным, Д.Г. Гусевым, Я.В. Лантратовой)
(снят с рассмотрения)ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 824926-8
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения повышенной ответственности за нарушение бюджетного законодательства"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ С.М. Мироновым, О.А. Ниловым, А.А. Ремезковым, А.А. Кузнецовым, Н.В. Новичковым, М.Г. Делягиным, Д.Г. Гусевым, Я.В. Лантратовой)
(снят с рассмотрения)ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 824926-8
Статья: О структуре бюджетного права
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Следует признать, что по количеству и составу бюджетно-правовых институтов среди ученых наблюдаются многообразие мнений, отсутствие четких критериев в определении структуры системы бюджетного права. Например, к числу институтов Общей части В.А. Парыгина и А.А. Тедеев относят институты доходов и расходов бюджетов, бюджетного процесса, ответственности за нарушение бюджетного законодательства <16>. По мнению И.И. Кучерова, "...нормы Общей части определяют устройство бюджетной системы, ее организационные и функциональные принципы, структуру бюджетов, основные права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений и конкретизируются в нормах Особенной части, которые детально регламентируют процедуры составления и представления проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, осуществления контроля за их исполнением" <17>.
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Следует признать, что по количеству и составу бюджетно-правовых институтов среди ученых наблюдаются многообразие мнений, отсутствие четких критериев в определении структуры системы бюджетного права. Например, к числу институтов Общей части В.А. Парыгина и А.А. Тедеев относят институты доходов и расходов бюджетов, бюджетного процесса, ответственности за нарушение бюджетного законодательства <16>. По мнению И.И. Кучерова, "...нормы Общей части определяют устройство бюджетной системы, ее организационные и функциональные принципы, структуру бюджетов, основные права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений и конкретизируются в нормах Особенной части, которые детально регламентируют процедуры составления и представления проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, осуществления контроля за их исполнением" <17>.
Статья: Научно-теоретические подходы к определению предмета бюджетного права
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Систему отношений, составляющих предмет бюджетного права, О.В. Болтинова разделяет на две группы: 1) "правоотношения, регулирующие порядок образования доходов и осуществления расходов бюджетов, опосредующие бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства"; 2) отношения, предполагающие объекты совместного правового регулирования, которые "подпадают под бюджетно-правовое воздействие в силу экономических, политических или иных причин, но в любом случае только тогда, когда в этом заинтересовано государство" <24>.
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Систему отношений, составляющих предмет бюджетного права, О.В. Болтинова разделяет на две группы: 1) "правоотношения, регулирующие порядок образования доходов и осуществления расходов бюджетов, опосредующие бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства"; 2) отношения, предполагающие объекты совместного правового регулирования, которые "подпадают под бюджетно-правовое воздействие в силу экономических, политических или иных причин, но в любом случае только тогда, когда в этом заинтересовано государство" <24>.
Статья: Ответственность в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Ключевые слова: резервный фонд субъекта Российской Федерации, резервный фонд исполнительных органов государственной власти, ответственность за нарушение бюджетного законодательства, непредвиденные расходы, бюджетный контроль, государственный финансовый контроль, нарушение бюджетного законодательства, Бюджетный кодекс Российской Федерации, контрольно-счетные органы, Федеральное казначейство, нецелевое использование бюджетных средств.
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Ключевые слова: резервный фонд субъекта Российской Федерации, резервный фонд исполнительных органов государственной власти, ответственность за нарушение бюджетного законодательства, непредвиденные расходы, бюджетный контроль, государственный финансовый контроль, нарушение бюджетного законодательства, Бюджетный кодекс Российской Федерации, контрольно-счетные органы, Федеральное казначейство, нецелевое использование бюджетных средств.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации осуществляется в первую очередь в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ), введенным в действие 1 января 2000 г. БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного и межбюджетных процессов, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации осуществляется в первую очередь в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ), введенным в действие 1 января 2000 г. БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного и межбюджетных процессов, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Статья: Меры принуждения в системе правовых средств обеспечения бюджетной дисциплины
(Ибрагимов Р.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 6)<24> См.: Другова Ю.В. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства // Журнал российского права. 2003. N 3; СПС "КонсультантПлюс".
(Ибрагимов Р.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 6)<24> См.: Другова Ю.В. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства // Журнал российского права. 2003. N 3; СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Машиночитаемое право в сфере публичных финансов: перспективы и риски
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)В этой связи стадийность бюджетного процесса является еще одним фактором, благоприятствующим внедрению машиночитаемого и машиноисполняемого права в сферу публичных финансов, определяющим его преимущества в обеспечении высокой степени репрезентативности проводимого эксперимента. Стадии бюджетного процесса содержательно охватывают все виды юридической деятельности, а именно: нормотворчество (состоящее в подготовке проектов бюджетов, их рассмотрении и утверждении в форме правового акта), правоприменение (как принятие актов финансирования), правореализацию (как получение доходов и осуществление расходов, привлечение средств из источников финансирования дефицитов бюджетов, в основе которых лежат различные виды денежных обязанностей (налоги, сборы, иные виды обязательных платежей) и денежных обязательств (как публично-правовых (в форме субсидий, различных форм межбюджетных трансфертов), так и частноправовых (государственных и муниципальных контрактов, договоров, связанных с получением дохода от использования объектов, находящихся в публичной собственности и пр.)), а также юрисдикционную деятельность, связанную с осуществлением контроля и привлечением к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)В этой связи стадийность бюджетного процесса является еще одним фактором, благоприятствующим внедрению машиночитаемого и машиноисполняемого права в сферу публичных финансов, определяющим его преимущества в обеспечении высокой степени репрезентативности проводимого эксперимента. Стадии бюджетного процесса содержательно охватывают все виды юридической деятельности, а именно: нормотворчество (состоящее в подготовке проектов бюджетов, их рассмотрении и утверждении в форме правового акта), правоприменение (как принятие актов финансирования), правореализацию (как получение доходов и осуществление расходов, привлечение средств из источников финансирования дефицитов бюджетов, в основе которых лежат различные виды денежных обязанностей (налоги, сборы, иные виды обязательных платежей) и денежных обязательств (как публично-правовых (в форме субсидий, различных форм межбюджетных трансфертов), так и частноправовых (государственных и муниципальных контрактов, договоров, связанных с получением дохода от использования объектов, находящихся в публичной собственности и пр.)), а также юрисдикционную деятельность, связанную с осуществлением контроля и привлечением к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Статья: К вопросу о финансово-правовой и административно-правовой ответственности в российском праве
(Веремеенко И.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Новые экономические условия предопределили интенсивное развитие некоторых отраслей и подотраслей российского права, и в частности финансового, налогового, бюджетного, банковского. При этом законодательство в этих сферах в значительной мере опережало развитие соответствующих научных концепций, что естественно сказывалось на их содержании. Появление в нормативных актах понятий "финансовая санкция" <1> и "финансовая ответственность" <2> не только актуализировало проблему обоснования финансовой ответственности в качестве самостоятельного вида ответственности наряду с дисциплинарной, административной, уголовной и гражданско-правовой, но и предоставило сторонникам этой точки зрения дополнительную, и следует отметить, относительно весомую аргументацию. Объективности ради отметим, что в последнее время законодатель все чаще использует более конкретные, привязанные к соответствующим нормативным актам, понятия - "налоговая санкция" и "налоговая ответственность", "нарушение бюджетного законодательства". Оставляя в стороне вопрос о соотношении названных понятий (это главным образом проблема соотношения понятий "финансовое право", "налоговое право", "бюджетное право"), рассмотрим лишь один принципиальный вопрос, а именно: является ли финансовая ответственность самостоятельным видом ответственности? Рассмотрение финансовой ответственности в качестве самостоятельного вида в российском праве базируется в основном на традиционных подходах. Обычно наличие этого вида обосновывается тем, что она имеет те же свойства, что и другие виды ответственности, а именно: финансово-правовая ответственность, как и другие виды ответственности, наступает лишь за конкретные правонарушения; она устанавливается государством и связана с применением к правонарушителю санкций правовых норм уполномоченными субъектами; связана она с причинением правонарушителю определенных отрицательных последствий; реализуется в процессуальной форме.
(Веремеенко И.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Новые экономические условия предопределили интенсивное развитие некоторых отраслей и подотраслей российского права, и в частности финансового, налогового, бюджетного, банковского. При этом законодательство в этих сферах в значительной мере опережало развитие соответствующих научных концепций, что естественно сказывалось на их содержании. Появление в нормативных актах понятий "финансовая санкция" <1> и "финансовая ответственность" <2> не только актуализировало проблему обоснования финансовой ответственности в качестве самостоятельного вида ответственности наряду с дисциплинарной, административной, уголовной и гражданско-правовой, но и предоставило сторонникам этой точки зрения дополнительную, и следует отметить, относительно весомую аргументацию. Объективности ради отметим, что в последнее время законодатель все чаще использует более конкретные, привязанные к соответствующим нормативным актам, понятия - "налоговая санкция" и "налоговая ответственность", "нарушение бюджетного законодательства". Оставляя в стороне вопрос о соотношении названных понятий (это главным образом проблема соотношения понятий "финансовое право", "налоговое право", "бюджетное право"), рассмотрим лишь один принципиальный вопрос, а именно: является ли финансовая ответственность самостоятельным видом ответственности? Рассмотрение финансовой ответственности в качестве самостоятельного вида в российском праве базируется в основном на традиционных подходах. Обычно наличие этого вида обосновывается тем, что она имеет те же свойства, что и другие виды ответственности, а именно: финансово-правовая ответственность, как и другие виды ответственности, наступает лишь за конкретные правонарушения; она устанавливается государством и связана с применением к правонарушителю санкций правовых норм уполномоченными субъектами; связана она с причинением правонарушителю определенных отрицательных последствий; реализуется в процессуальной форме.
Статья: Бюджетно-правовая ответственность: место в системе мер государственного принуждения
(Евстифеева К.В.)
("Финансовое право", 2021, N 2)<1> Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/116783-6 (дата обращения: 28.10.2020).
(Евстифеева К.В.)
("Финансовое право", 2021, N 2)<1> Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/116783-6 (дата обращения: 28.10.2020).
Статья: К вопросу о целевом воздействии на поведение участников бюджетной деятельности в условиях бюджетно-правового режима
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2022, N 11)О.В. Болтинова, определяя предмет бюджетно-правового регулирования, выделяет следующие группы отношений, которые регулируют: бюджетное устройство; состав доходов и расходов бюджетов; бюджетные полномочия; бюджетный процесс; ответственность за нарушение бюджетного законодательства <10>. При этом она структурирует целостную систему отношений, составляющих предмет бюджетного права, на несколько частей. Во-первых, это группа правоотношений, регулирующих порядок образования доходов и осуществления расходов бюджетов, опосредующих бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Во-вторых, это отношения, предполагающие объекты совместного правового регулирования. "Примыкающие (смежные) правоотношения не являются обязательным признаком бюджетного права и подпадают под бюджетно-правовое воздействие в силу экономических, политических или иных причин, но в любом случае только тогда, когда в этом заинтересовано государство" <11>. Хотелось бы при этом уточнить один момент: в совокупность отношений, составляющих предмет регулирования, отрасли (подотрасли, института), может включаться только группа однородных отношений. Совместное регулирование (особенно при сопоставлении методов публичного и частного права) невозможно. Действительно, мы можем обосновывать критерий связанности, смежности на уровне общественных отношений определенного вида, но каждое правовое образование будет воздействовать на них сообразными и свойственными для него методами, исходя из определенных границ однородности, свойственных именно для данной отрасли или подотрасли. Естественно, общественные отношения, связанные с налогообложением, муниципальным долгом, предполагают сочетание предмета регулирования бюджетного права с налоговым правом, институтом публичного кредитования. Однако в рамках каждого из этих подотраслей или институтов формируется относительно специфический (хотя и финансово-правовой по природе) предмет подотраслевого или институционального регулирования.
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2022, N 11)О.В. Болтинова, определяя предмет бюджетно-правового регулирования, выделяет следующие группы отношений, которые регулируют: бюджетное устройство; состав доходов и расходов бюджетов; бюджетные полномочия; бюджетный процесс; ответственность за нарушение бюджетного законодательства <10>. При этом она структурирует целостную систему отношений, составляющих предмет бюджетного права, на несколько частей. Во-первых, это группа правоотношений, регулирующих порядок образования доходов и осуществления расходов бюджетов, опосредующих бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Во-вторых, это отношения, предполагающие объекты совместного правового регулирования. "Примыкающие (смежные) правоотношения не являются обязательным признаком бюджетного права и подпадают под бюджетно-правовое воздействие в силу экономических, политических или иных причин, но в любом случае только тогда, когда в этом заинтересовано государство" <11>. Хотелось бы при этом уточнить один момент: в совокупность отношений, составляющих предмет регулирования, отрасли (подотрасли, института), может включаться только группа однородных отношений. Совместное регулирование (особенно при сопоставлении методов публичного и частного права) невозможно. Действительно, мы можем обосновывать критерий связанности, смежности на уровне общественных отношений определенного вида, но каждое правовое образование будет воздействовать на них сообразными и свойственными для него методами, исходя из определенных границ однородности, свойственных именно для данной отрасли или подотрасли. Естественно, общественные отношения, связанные с налогообложением, муниципальным долгом, предполагают сочетание предмета регулирования бюджетного права с налоговым правом, институтом публичного кредитования. Однако в рамках каждого из этих подотраслей или институтов формируется относительно специфический (хотя и финансово-правовой по природе) предмет подотраслевого или институционального регулирования.
Статья: Особенности государственного управления бюджетной сферой в условиях развития цифровой экономики
(Вершило Т.А.)
("Финансовое право", 2022, N 4)В литературе существуют разные мнения ученых о понятии "бюджетная сфера". Так, Д.Ю. Рустамов рассматривает бюджетную сферу через "совокупность общественных отношений, возникающих в рамках бюджетного процесса на всех его стадиях, начиная от стадии составления проектов государственного и местного бюджета, а также бюджета государственного целевого фонда, их рассмотрения, утверждения и исполнения до составления и утверждения отчетов по их исполнению участниками бюджетного процесса, в рамках предоставленных им бюджетных полномочий" <27>. Однако стоит заметить, что автор данного определения ограничился только собственно бюджетными правоотношениями, складывающимися в области бюджетного процесса всех бюджетов бюджетной системы. Как представляется, автор обошел вниманием такие отношения, которые складываются по поводу заимствований, государственного и муниципального долга, осуществления бюджетного контроля, привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
(Вершило Т.А.)
("Финансовое право", 2022, N 4)В литературе существуют разные мнения ученых о понятии "бюджетная сфера". Так, Д.Ю. Рустамов рассматривает бюджетную сферу через "совокупность общественных отношений, возникающих в рамках бюджетного процесса на всех его стадиях, начиная от стадии составления проектов государственного и местного бюджета, а также бюджета государственного целевого фонда, их рассмотрения, утверждения и исполнения до составления и утверждения отчетов по их исполнению участниками бюджетного процесса, в рамках предоставленных им бюджетных полномочий" <27>. Однако стоит заметить, что автор данного определения ограничился только собственно бюджетными правоотношениями, складывающимися в области бюджетного процесса всех бюджетов бюджетной системы. Как представляется, автор обошел вниманием такие отношения, которые складываются по поводу заимствований, государственного и муниципального долга, осуществления бюджетного контроля, привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.