Ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства: уголовная, административная, гражданская
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства: уголовная, административная, гражданская (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)<24> См.: Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Проблемы совершенствования административной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства // Гражданин и право. 2012. N 3. С. 23 - 28.
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)<24> См.: Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Проблемы совершенствования административной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства // Гражданин и право. 2012. N 3. С. 23 - 28.
Статья: Проблемы латентного соучастия в коррупционном преступлении
(Шаманский Д.А.)
("Российский судья", 2024, N 1)Комментируя данный пример, необходимо отметить, что привлечь гражданина К. к ответственности по ст. 285 УК РФ за нарушение требований или ограничений, установленных законом (отсутствие диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), вряд ли удастся, так как К. фактически не злоупотреблял должностными полномочиями. Более того, на сегодняшний день в административном и в уголовном законодательстве иная универсальная норма, предусматривающая ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства РФ, отсутствует. Следует назвать бесспорным факт соучастия остальных в данном коррупционном деянии, но система противодействия и борьбы с подобным соучастием на сегодняшний день в стране не организованна именно потому, что антикоррупционное законодательство не охватывает все существующие формы коррупционной деятельности. Возбуждение дел или инициирование соответствующих служебных расследований в отношении должностных лиц (судей, министров, прокуроров), как правило, является весьма непростой задачей для правоприменителя. В этой связи правоприменитель вынужденно борется либо с мелкими коррупционными преступлениями, либо с мелкими чиновниками, которые их совершают <5>. Соответственно, иные формы коррупционной деятельности допускаются ввиду отсутствия адекватной ответственности за несущественные злоупотребления, которые, в свою очередь, остаются латентными. В этой связи в данных уголовной статистики все больше отражается низовая коррупция, а несущественные злоупотребления или злоупотребления высших должностных лиц, как правило, остаются в тени <6>. В сложившейся ситуации процесс привлечения к уголовной ответственности главного обвиняемого лица без раскрытия роли латентных соучастников является более доступным и удобным для правоприменителя.
(Шаманский Д.А.)
("Российский судья", 2024, N 1)Комментируя данный пример, необходимо отметить, что привлечь гражданина К. к ответственности по ст. 285 УК РФ за нарушение требований или ограничений, установленных законом (отсутствие диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), вряд ли удастся, так как К. фактически не злоупотреблял должностными полномочиями. Более того, на сегодняшний день в административном и в уголовном законодательстве иная универсальная норма, предусматривающая ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства РФ, отсутствует. Следует назвать бесспорным факт соучастия остальных в данном коррупционном деянии, но система противодействия и борьбы с подобным соучастием на сегодняшний день в стране не организованна именно потому, что антикоррупционное законодательство не охватывает все существующие формы коррупционной деятельности. Возбуждение дел или инициирование соответствующих служебных расследований в отношении должностных лиц (судей, министров, прокуроров), как правило, является весьма непростой задачей для правоприменителя. В этой связи правоприменитель вынужденно борется либо с мелкими коррупционными преступлениями, либо с мелкими чиновниками, которые их совершают <5>. Соответственно, иные формы коррупционной деятельности допускаются ввиду отсутствия адекватной ответственности за несущественные злоупотребления, которые, в свою очередь, остаются латентными. В этой связи в данных уголовной статистики все больше отражается низовая коррупция, а несущественные злоупотребления или злоупотребления высших должностных лиц, как правило, остаются в тени <6>. В сложившейся ситуации процесс привлечения к уголовной ответственности главного обвиняемого лица без раскрытия роли латентных соучастников является более доступным и удобным для правоприменителя.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 N 26-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан"Исходя из этого обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, принадлежащего государственному (муниципальному) служащему и перечисленным в законе членам его семьи, в случае, если оно приобретено на доходы, законность которых не подтверждена, будучи ограничением конституционного права собственности, введенным федеральным законодателем в целях противодействия коррупции, как таковое направлено на защиту конституционно значимых ценностей и не нарушает требования Конституции Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан"Исходя из этого обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, принадлежащего государственному (муниципальному) служащему и перечисленным в законе членам его семьи, в случае, если оно приобретено на доходы, законность которых не подтверждена, будучи ограничением конституционного права собственности, введенным федеральным законодателем в целях противодействия коррупции, как таковое направлено на защиту конституционно значимых ценностей и не нарушает требования Конституции Российской Федерации.
"Локальные акты работодателя: актуализация в связи с законодательными изменениями"
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Общие положения об ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения установлены ст. 13 Закона о коррупции. Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Соответствующие выдержки из нормативных правовых актов собраны в приложении N 1 к утвержденным Минтрудом России Методическим рекомендациям относительно мер по противодействию коррупции, поэтому нет смысла рассматривать их подробно в настоящем издании. Однако стоит уделить некоторое внимание дисциплинарной ответственности работников за коррупционные нарушения, поскольку именно для их предотвращения работодатели обязаны принимать соответствующие меры.
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Общие положения об ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения установлены ст. 13 Закона о коррупции. Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Соответствующие выдержки из нормативных правовых актов собраны в приложении N 1 к утвержденным Минтрудом России Методическим рекомендациям относительно мер по противодействию коррупции, поэтому нет смысла рассматривать их подробно в настоящем издании. Однако стоит уделить некоторое внимание дисциплинарной ответственности работников за коррупционные нарушения, поскольку именно для их предотвращения работодатели обязаны принимать соответствующие меры.
Статья: Прекращение права собственности на землю. Анализ причин на примере судов
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении данного явления указал, что Закон N 273-ФЗ предусматривает различные виды ответственности за коррупционные правонарушения - гражданско-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную, которую лица, совершившие такие правонарушения, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 13). Предусмотренное Законом N 230-ФЗ обращение в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого государственным (муниципальным) служащим не представлены доказательства его приобретения на законные доходы, является, по существу, особой мерой государственного принуждения, применяемой в случае нарушения лицами, выполняющими публичные функции, антикоррупционного законодательства.
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении данного явления указал, что Закон N 273-ФЗ предусматривает различные виды ответственности за коррупционные правонарушения - гражданско-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную, которую лица, совершившие такие правонарушения, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 13). Предусмотренное Законом N 230-ФЗ обращение в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого государственным (муниципальным) служащим не представлены доказательства его приобретения на законные доходы, является, по существу, особой мерой государственного принуждения, применяемой в случае нарушения лицами, выполняющими публичные функции, антикоррупционного законодательства.
Статья: Виды коррупционных правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 13 Закона о коррупции граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 13 Закона о коррупции граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Статья: Антикоррупционное законодательство Российской Федерации: основные причины проблем правоприменения и латентности
(Шаманский Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Представляется очевидным, что эти составы охватывают самую малую часть как всех возможных, так и всех совершаемых коррупционных правонарушений. Законодатель в уголовном законе предусмотрел ответственность за коррупционную деятельность в виде злоупотреблений служебными полномочиями, повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, общества или государства. Таким образом, коррупционная деятельность в виде злоупотребления служебными полномочиями может быть расценена правоприменителем в качестве существенной или несущественной. В рамках административного законодательства правоприменитель не имеет возможности квалифицировать в качестве несущественных злоупотребления служебными полномочиями ввиду отсутствия подобной нормы-запрета. Соответственно, для квалификации несущественных злоупотреблений служебными полномочиями у правоприменителя остается лишь одна возможность привлечения коррупционера к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарное антикоррупционное законодательство Российской Федерации также находится на начальной стадии своего развития. В целях эффективного противодействия подобным коррупционным деяниям в организациях и учреждениях принимаются различного рода кодексы этики служебного поведения. К сожалению, в подобных актах регламентированные формы поведения и ответственности не являются конкретизированными, и в этой связи противодействие коррупционному поведению не может быть эффективным. Традиционно за нарушение правил антикоррупционного поведения подобные акты отсылают к уже существующей дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности <6>. В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" законодатель также предусмотрел дисциплинарную ответственность за отдельные нарушения <7>.
(Шаманский Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Представляется очевидным, что эти составы охватывают самую малую часть как всех возможных, так и всех совершаемых коррупционных правонарушений. Законодатель в уголовном законе предусмотрел ответственность за коррупционную деятельность в виде злоупотреблений служебными полномочиями, повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, общества или государства. Таким образом, коррупционная деятельность в виде злоупотребления служебными полномочиями может быть расценена правоприменителем в качестве существенной или несущественной. В рамках административного законодательства правоприменитель не имеет возможности квалифицировать в качестве несущественных злоупотребления служебными полномочиями ввиду отсутствия подобной нормы-запрета. Соответственно, для квалификации несущественных злоупотреблений служебными полномочиями у правоприменителя остается лишь одна возможность привлечения коррупционера к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарное антикоррупционное законодательство Российской Федерации также находится на начальной стадии своего развития. В целях эффективного противодействия подобным коррупционным деяниям в организациях и учреждениях принимаются различного рода кодексы этики служебного поведения. К сожалению, в подобных актах регламентированные формы поведения и ответственности не являются конкретизированными, и в этой связи противодействие коррупционному поведению не может быть эффективным. Традиционно за нарушение правил антикоррупционного поведения подобные акты отсылают к уже существующей дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности <6>. В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" законодатель также предусмотрел дисциплинарную ответственность за отдельные нарушения <7>.