Ответственность за дискриминацию
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за дискриминацию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Запрещение дискриминации в сфере труда" Трудового кодекса РФ"То обстоятельство, что судебными решениями признаны незаконными приказы работодателя о привлечении истца к дисциплинарной ответственности, его увольнении, также не указывают на его дискриминацию в сфере труда, поскольку не представлены доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 71 Конституции РФ"Установление федеральным законом уголовной ответственности и наказания без учета личности виновного и иных обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование и способствующих адекватной юридической оценке общественной опасности как самого преступного деяния, так и совершившего его лица, и применение мер ответственности без учета характеризующих личность виновного обстоятельств противоречили бы конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации принципам справедливости и гуманизма. При этом в соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации уголовное, уголовно-исполнительное и уголовно-процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации. В силу этого, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель в очерченных Конституцией Российской Федерации пределах самостоятельно определяет содержание положений уголовного и уголовно-процессуального законов, в том числе устанавливает преступность общественно опасных деяний, их наказуемость и иные уголовно-правовые последствия совершения преступления, а также условия, при которых возможен отказ от использования предусмотренных в качестве средств реагирования на те или иные деяния мер государственного принуждения (постановления от 19 марта 2003 года N 3-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 15 ноября 2016 года N 24-П)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты использования эпигенетической информации: вопросы конфиденциальности, дискриминации и личной ответственности
(Берг Л.Н., Голубцов В.Г.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)"Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3
(Берг Л.Н., Голубцов В.Г.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)"Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3
Вопрос: О правах и обязанностях работодателя, запрещении дискриминации в сфере труда и ответственности за нарушение трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права.
(Письмо Минтруда России от 25.08.2025 N 24-0/10/В-14794)Вопрос: О правах и обязанностях работодателя, запрещении дискриминации в сфере труда и ответственности за нарушение трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права.
(Письмо Минтруда России от 25.08.2025 N 24-0/10/В-14794)Вопрос: О правах и обязанностях работодателя, запрещении дискриминации в сфере труда и ответственности за нарушение трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 9 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Правовые позиции Комитета: в соответствии с пунктами "a"), "e"), "g") и "i") статьи 27 Конвенции о правах инвалидов государства-участники несут ответственность за запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда; расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства инвалидов и их продвижения по службе, а также за оказание помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы; наем инвалидов в государственном секторе; и за обеспечение инвалидам разумного приспособления на рабочем месте. Согласно статье 2 Конвенции, "разумное приспособление" означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и корректив, которые не становятся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения того, чтобы инвалиды наравне с другими могли пользоваться всеми правами человека и основными свободами и осуществлять их <38> (пункт 8.4 Соображений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Правовые позиции Комитета: в соответствии с пунктами "a"), "e"), "g") и "i") статьи 27 Конвенции о правах инвалидов государства-участники несут ответственность за запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда; расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства инвалидов и их продвижения по службе, а также за оказание помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы; наем инвалидов в государственном секторе; и за обеспечение инвалидам разумного приспособления на рабочем месте. Согласно статье 2 Конвенции, "разумное приспособление" означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и корректив, которые не становятся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения того, чтобы инвалиды наравне с другими могли пользоваться всеми правами человека и основными свободами и осуществлять их <38> (пункт 8.4 Соображений).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Комитет отмечает, что авторы не оспаривают того, каким образом государство-участник решило обеспечить применение пункта 2 статьи 20 [Пакта] в своем законодательстве, но утверждают, что в связи с недостаточным отстаиванием их интересов стороной обвинения, ошибками в аргументации суда и отсутствием какой-либо возможности апелляции уголовное преследование в данном случае было неэффективным. Комитет отмечает, что государство-участник решило обеспечить применение пункта 2 статьи 20 [Пакта] через посредство статьи 137d Уголовного кодекса, которая имеет исковую силу в рамках уголовного преследования. Согласно государству-участнику, также имеются частные средства правовой защиты в виде подачи гражданского иска в дополнение к уголовному делу в соответствии со статьей 51 Уголовно-процессуального кодекса и применения статьи 6:162 Гражданского кодекса. По мнению государства-участника, понятие "подстрекательство" в статье 137d Уголовного кодекса увязано с "провокационным поведением, подстрекающим к совершению уголовных преступлений или актов насилия". Комитет принимает к сведению аргумент государства-участника о том, что статья 137d [Уголовного кодекса] устанавливает уголовную ответственность за подстрекательство к ненависти или дискриминации лишь в отношении лиц, а не религий, поскольку критика даже наиболее глубоко укоренившихся убеждений религиозных последователей защищена свободой выражения мнений. Государство-участник отмечает, что в непростой области ненавистнической риторики каждый набор фактов является особым и должен оцениваться судом или независимым лицом, ответственным за принятие решений, на индивидуальной основе, исходя из конкретных обстоятельств деяния и с учетом конкретных условий, при которых оно было совершено (пункт 10.5 Соображения).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Комитет отмечает, что авторы не оспаривают того, каким образом государство-участник решило обеспечить применение пункта 2 статьи 20 [Пакта] в своем законодательстве, но утверждают, что в связи с недостаточным отстаиванием их интересов стороной обвинения, ошибками в аргументации суда и отсутствием какой-либо возможности апелляции уголовное преследование в данном случае было неэффективным. Комитет отмечает, что государство-участник решило обеспечить применение пункта 2 статьи 20 [Пакта] через посредство статьи 137d Уголовного кодекса, которая имеет исковую силу в рамках уголовного преследования. Согласно государству-участнику, также имеются частные средства правовой защиты в виде подачи гражданского иска в дополнение к уголовному делу в соответствии со статьей 51 Уголовно-процессуального кодекса и применения статьи 6:162 Гражданского кодекса. По мнению государства-участника, понятие "подстрекательство" в статье 137d Уголовного кодекса увязано с "провокационным поведением, подстрекающим к совершению уголовных преступлений или актов насилия". Комитет принимает к сведению аргумент государства-участника о том, что статья 137d [Уголовного кодекса] устанавливает уголовную ответственность за подстрекательство к ненависти или дискриминации лишь в отношении лиц, а не религий, поскольку критика даже наиболее глубоко укоренившихся убеждений религиозных последователей защищена свободой выражения мнений. Государство-участник отмечает, что в непростой области ненавистнической риторики каждый набор фактов является особым и должен оцениваться судом или независимым лицом, ответственным за принятие решений, на индивидуальной основе, исходя из конкретных обстоятельств деяния и с учетом конкретных условий, при которых оно было совершено (пункт 10.5 Соображения).
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)За последние несколько лет проверке на дискриминацию судами подверглись меры юридической ответственности, размеры денежных компенсаций при возмещении расходов, возникших в связи с потерей и (или) ухудшением здоровья независимо от должности и трудовой функции, соблюдение государством прав всех акционеров, виды пенсионного обеспечения, порядок выплат единовременных пособий, различное применение налогов и сборов в зависимости от формы собственности, порядок начисления социальных выплат и др.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)За последние несколько лет проверке на дискриминацию судами подверглись меры юридической ответственности, размеры денежных компенсаций при возмещении расходов, возникших в связи с потерей и (или) ухудшением здоровья независимо от должности и трудовой функции, соблюдение государством прав всех акционеров, виды пенсионного обеспечения, порядок выплат единовременных пособий, различное применение налогов и сборов в зависимости от формы собственности, порядок начисления социальных выплат и др.
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Вместе с тем в других странах распространена практика включения самозанятых в программы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, например, самозанятые охвачены этими программами в Австрии, Бразилии, Германии, Японии <1>. В этой связи можно высказать предположение, что, наряду с разработкой норм о безопасных условиях труда для самозанятых, законодателю необходимо заняться проработкой моделей распространения на самозанятых социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Как представляется, необходимо будет выбрать одну из трех моделей: распространение на самозанятых обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с соответствующей уплатой заказчиком (страхователем) страховых взносов; добровольное вступление самозанятого в отношения по социальному страхованию и самостоятельная уплата страховых взносов; разделение бремени уплаты страховых взносов между заказчиком и самозанятым в равных долях или в установленной законодателем пропорции <2>. Кроме этого, законодатель должен учесть, что в странах, активно применяющих модель труда самозанятых, растет доля фиктивно самозанятых - работников, которых работодатель принудительно переводит в статус самозанятых. Как указывает О.Н. Шерстобоев, зарубежные надзорные органы определяют самозанятых не только формальными критериями, но и фактическим положением, оценивая количество клиентов, режим их труда, специфику реализации товаров и услуг и пр. <3>. О необходимости законодательного закрепления категории экономически зависимых подрядчиков и исполнителей, на которых должны распространяться отдельные защитные нормы трудового законодательства, писал Н.Л. Лютов <4>. В Австрии законодательство определяет особую категорию зависимых трудящихся, так называемых "лиц, схожих с работниками". Соответствующие законодательные положения применяются в отношении лиц, которые выполняют работу или услуги за счет другого лица, не заключая трудового договора, но признаются лицами, схожими с работниками, в силу своей экономической зависимости. Критерии, по которым устанавливается такая экономическая зависимость, включают: работу для одного или очень ограниченного количества заказчиков, неиспользование собственных производственных ресурсов, а также зависимость от вознаграждения для обеспечения своего существования. Такие лица не считаются нуждающимися в равной с "подлинными работниками" социальной защите. К ним применяется ограниченное количество норм трудового права, закрепленных в отдельных постановлениях, например, касающихся трудовых судов, работы в агентствах по найму временного персонала, ответственности работников и запрета дискриминации. Кроме того, некоторые нормы, такие как безопасность и гигиена труда, постольку, поскольку они не подразумевают личной субординации, применяются судами. Таким образом, важные аспекты трудового права (в особенности нормы о защите от увольнений, оплачиваемых выходных и пособиях по нетрудоспособности) не применяются в отношении лиц, схожих с работниками <5>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Вместе с тем в других странах распространена практика включения самозанятых в программы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, например, самозанятые охвачены этими программами в Австрии, Бразилии, Германии, Японии <1>. В этой связи можно высказать предположение, что, наряду с разработкой норм о безопасных условиях труда для самозанятых, законодателю необходимо заняться проработкой моделей распространения на самозанятых социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Как представляется, необходимо будет выбрать одну из трех моделей: распространение на самозанятых обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с соответствующей уплатой заказчиком (страхователем) страховых взносов; добровольное вступление самозанятого в отношения по социальному страхованию и самостоятельная уплата страховых взносов; разделение бремени уплаты страховых взносов между заказчиком и самозанятым в равных долях или в установленной законодателем пропорции <2>. Кроме этого, законодатель должен учесть, что в странах, активно применяющих модель труда самозанятых, растет доля фиктивно самозанятых - работников, которых работодатель принудительно переводит в статус самозанятых. Как указывает О.Н. Шерстобоев, зарубежные надзорные органы определяют самозанятых не только формальными критериями, но и фактическим положением, оценивая количество клиентов, режим их труда, специфику реализации товаров и услуг и пр. <3>. О необходимости законодательного закрепления категории экономически зависимых подрядчиков и исполнителей, на которых должны распространяться отдельные защитные нормы трудового законодательства, писал Н.Л. Лютов <4>. В Австрии законодательство определяет особую категорию зависимых трудящихся, так называемых "лиц, схожих с работниками". Соответствующие законодательные положения применяются в отношении лиц, которые выполняют работу или услуги за счет другого лица, не заключая трудового договора, но признаются лицами, схожими с работниками, в силу своей экономической зависимости. Критерии, по которым устанавливается такая экономическая зависимость, включают: работу для одного или очень ограниченного количества заказчиков, неиспользование собственных производственных ресурсов, а также зависимость от вознаграждения для обеспечения своего существования. Такие лица не считаются нуждающимися в равной с "подлинными работниками" социальной защите. К ним применяется ограниченное количество норм трудового права, закрепленных в отдельных постановлениях, например, касающихся трудовых судов, работы в агентствах по найму временного персонала, ответственности работников и запрета дискриминации. Кроме того, некоторые нормы, такие как безопасность и гигиена труда, постольку, поскольку они не подразумевают личной субординации, применяются судами. Таким образом, важные аспекты трудового права (в особенности нормы о защите от увольнений, оплачиваемых выходных и пособиях по нетрудоспособности) не применяются в отношении лиц, схожих с работниками <5>.
Статья: Дискриминация в трудовых отношениях
(Неретина А., Калитовская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 2)Что является дискриминацией в трудовых отношениях по закону и на практике? Будет ли дискриминацией установление вилки окладов, привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности или отказ в приеме на работу инвалида на квотируемое место, если он не обращался в центр занятости? Какое наказание реально грозит работодателю при дискриминации работника или соискателя?
(Неретина А., Калитовская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 2)Что является дискриминацией в трудовых отношениях по закону и на практике? Будет ли дискриминацией установление вилки окладов, привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности или отказ в приеме на работу инвалида на квотируемое место, если он не обращался в центр занятости? Какое наказание реально грозит работодателю при дискриминации работника или соискателя?
Статья: Дискриминационные мотивы и их установление в субъективной стороне необоснованных отказа лицу в приеме на работу или увольнения работника (ст. 144.1 и 145 УК РФ)
(Грецкий И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Провозгласив, что труд свободен, российская Конституция гарантировала каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37). Помимо этого, государство обозначило в качестве одной из своих приоритетных задач обеспечение поддержки, в частности, материнства и пожилых граждан, установление гарантий их социальной защиты (ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации). Социальная защита материнства (т.е. беременных женщин и женщин, имеющих детей), а также пожилых граждан может выражаться, однако, не только в предоставлении им различных льгот, обусловленных необходимостью их особой поддержки как социально уязвимых категорий населения (их экономическая активность снижена ввиду соответственно ожидания рождения ребенка или наличия детей, возраста), но и в установлении мер ответственности для тех, кто ущемляет их права по мотивам факторов, которые обусловливают их социальную незащищенность. Так, в качестве частного случая мер ответственности за дискриминацию в сфере трудовых правоотношений таких групп граждан в УК РФ установлена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста (ст. 144.1), беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145), что в полной мере соответствует взятым Российской Федерацией на себя международно-правовым обязательствам (например, пп. "b" п. 1 ст. 1 Конвенции N 111 Международной организации труда от 25.06.1958 "Относительно дискриминации в области труда и занятий", пп. "а" п. 2 ст. 11 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979), а также рекомендациям Международной организации труда (например, пп. "b", "i" п. 5 и пп. "c" п. 5 Рекомендации N 162 Международной организации труда от 23.06.1980 "О пожилых трудящихся").
(Грецкий И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Провозгласив, что труд свободен, российская Конституция гарантировала каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37). Помимо этого, государство обозначило в качестве одной из своих приоритетных задач обеспечение поддержки, в частности, материнства и пожилых граждан, установление гарантий их социальной защиты (ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации). Социальная защита материнства (т.е. беременных женщин и женщин, имеющих детей), а также пожилых граждан может выражаться, однако, не только в предоставлении им различных льгот, обусловленных необходимостью их особой поддержки как социально уязвимых категорий населения (их экономическая активность снижена ввиду соответственно ожидания рождения ребенка или наличия детей, возраста), но и в установлении мер ответственности для тех, кто ущемляет их права по мотивам факторов, которые обусловливают их социальную незащищенность. Так, в качестве частного случая мер ответственности за дискриминацию в сфере трудовых правоотношений таких групп граждан в УК РФ установлена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста (ст. 144.1), беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145), что в полной мере соответствует взятым Российской Федерацией на себя международно-правовым обязательствам (например, пп. "b" п. 1 ст. 1 Конвенции N 111 Международной организации труда от 25.06.1958 "Относительно дискриминации в области труда и занятий", пп. "а" п. 2 ст. 11 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979), а также рекомендациям Международной организации труда (например, пп. "b", "i" п. 5 и пп. "c" п. 5 Рекомендации N 162 Международной организации труда от 23.06.1980 "О пожилых трудящихся").
Статья: Об общих принципах права и судебном толковании
(Нешатаева Т.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)Как известно, охранительные правоотношения - это отношения, проводящие охранительную функцию права, на основе которой осуществляется защита субъективных прав и вытекающих из нее мер ответственности <16>. Охранительные правоотношения, возникающие на основе применения принципа права, направлены на предотвращение неправомерного поведения субъекта общественных отношений, а также на определение мер ответственности. Применение принципа сопровождается определением конкретной закрепленной формулы, не допускающей подобное поведение. В настоящее время к нормам-запретам относятся запреты обхода закона, нарушения публичного порядка, злоупотребления своими правами, несоразмерности (непропорциональности) санкции (мер ответственности), дискриминации и умаления человеческого достоинства, ограничения доступа к суду и на противоречивое поведение (эстоппель) в судебном процессе и др. Количество норм-запретов постоянно увеличивается. Сначала запрещающие правила (usage) могут существовать в мягком праве (рекомендациях), практическим путем набирая обязательность (opinio juris), постепенно пополняя свод юридически обязательных запретов.
(Нешатаева Т.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)Как известно, охранительные правоотношения - это отношения, проводящие охранительную функцию права, на основе которой осуществляется защита субъективных прав и вытекающих из нее мер ответственности <16>. Охранительные правоотношения, возникающие на основе применения принципа права, направлены на предотвращение неправомерного поведения субъекта общественных отношений, а также на определение мер ответственности. Применение принципа сопровождается определением конкретной закрепленной формулы, не допускающей подобное поведение. В настоящее время к нормам-запретам относятся запреты обхода закона, нарушения публичного порядка, злоупотребления своими правами, несоразмерности (непропорциональности) санкции (мер ответственности), дискриминации и умаления человеческого достоинства, ограничения доступа к суду и на противоречивое поведение (эстоппель) в судебном процессе и др. Количество норм-запретов постоянно увеличивается. Сначала запрещающие правила (usage) могут существовать в мягком праве (рекомендациях), практическим путем набирая обязательность (opinio juris), постепенно пополняя свод юридически обязательных запретов.
Статья: Право на цифровое самоопределение: перспективы международно-правового регулирования
(Карташкин В.А.)
("Современное право", 2024, N 9)Как следует из Доклада Генерального секретаря ООН "Наша общая повестка дня" (2021), главный концептуальный вектор ГЦД направлен на "усовершенствование цифрового сотрудничества". Этот договор содержит положения о соответствующих обязательствах государств - участников и негосударственных образований (речь идет о транснациональных корпорациях, деятельность которых осуществляется в сфере высоких цифровых технологий). Реализация указанных обязательств должна позволить подключить к Интернету всех людей, включая все школы; избежать фрагментации Интернета; защищать данные; обеспечить права человека в условиях Интернета; ввести критерии ответственности за дискриминацию и вводящий в заблуждение контент; содействовать регулированию искусственного интеллекта <3>.
(Карташкин В.А.)
("Современное право", 2024, N 9)Как следует из Доклада Генерального секретаря ООН "Наша общая повестка дня" (2021), главный концептуальный вектор ГЦД направлен на "усовершенствование цифрового сотрудничества". Этот договор содержит положения о соответствующих обязательствах государств - участников и негосударственных образований (речь идет о транснациональных корпорациях, деятельность которых осуществляется в сфере высоких цифровых технологий). Реализация указанных обязательств должна позволить подключить к Интернету всех людей, включая все школы; избежать фрагментации Интернета; защищать данные; обеспечить права человека в условиях Интернета; ввести критерии ответственности за дискриминацию и вводящий в заблуждение контент; содействовать регулированию искусственного интеллекта <3>.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! При допущении дискриминации работодатель может быть привлечен к ответственности:
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! При допущении дискриминации работодатель может быть привлечен к ответственности:
Статья: Сокращение в компании: обязанности работодателя и права работника
(Агаева Е.)
("Трудовое право", 2025, N 3)- предпенсионеры. Если работодатель увольняет пожилых сотрудников только из-за их возраста, то ему грозит уголовная ответственность из-за дискриминации.
(Агаева Е.)
("Трудовое право", 2025, N 3)- предпенсионеры. Если работодатель увольняет пожилых сотрудников только из-за их возраста, то ему грозит уголовная ответственность из-за дискриминации.