Ответственность сотрудников полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность сотрудников полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 82 "Основания прекращения или расторжения контракта" Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Таким образом, законом не предусмотрен другой вид ответственности сотрудника органов внутренних дела в связи с предоставлением сотрудником заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел, кроме увольнения со службы, а увольнение по вышеуказанному основанию, предусмотренному п. 5 ч. 3 ст. 82 ФЗ N... является безусловным при установлении факта представления сотрудником в период прохождения службы ложных сведений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование службы в органах внутренних дел: сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации
(Матвеев С.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Предметом исследования выступают нормативные акты, регулирующие правовое положение милиции Республики Беларусь и полиции Российской Федерации. Исследуются вопрос о месте органов внутренних дел в системе государственной службы двух государств; правовая основа деятельности органов внутренних дел; особенности юридической ответственности сотрудников органов внутренних дел. Делается вывод о целесообразности использования положительного опыта в регулировании службы органов внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федерации.
(Матвеев С.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Предметом исследования выступают нормативные акты, регулирующие правовое положение милиции Республики Беларусь и полиции Российской Федерации. Исследуются вопрос о месте органов внутренних дел в системе государственной службы двух государств; правовая основа деятельности органов внутренних дел; особенности юридической ответственности сотрудников органов внутренних дел. Делается вывод о целесообразности использования положительного опыта в регулировании службы органов внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федерации.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Комитет отмечает утверждение государства-участника о том, что заявитель не смог представить достоверных доказательств и не обосновал того, что имеется предсказуемая, реальная и личная опасность подвергнуться пыткам со стороны властей страны в случае его возвращения в Шри-Ланку, а также что его утверждения были тщательно рассмотрены в рамках процедур определения статуса беженца и необходимости предоставления дополнительной защиты в соответствии с внутренним законодательством и с учетом нынешней ситуации в области прав человека в Шри-Ланке. Комитет отмечает, что власти государства-участника пришли к выводу о том, что утверждения заявителя относительно преследований в период с 2008 по 2011 год и его предполагаемого похищения в июне 2011 года не заслуживают доверия... Комитет отмечает, что государство-участник не согласилось с тем, что заявитель подозревается в том, что он является сторонником ТОТИ и представляет интерес для военизированных групп армии Шри-Ланки в связи с его участием в школьной театральной постановке в 2005 году. Напротив, оно считает, что тот факт, что заявитель смог покинуть Шри-Ланку по своему собственному паспорту без каких-либо происшествий, свидетельствует об обратном. Принимавшие решения инстанции полагались на информацию, согласно которой обстановка в области безопасности в Шри-Ланке улучшилась после прекращения боевых действий в 2009 году и заявитель не может подвергнуться преследованию по причине своего тамильского происхождения, принадлежности к определенной социальной группе молодых людей или предполагаемых политических взглядов в качестве сторонника ТОТИ. В отношении предполагаемых преследований других участников школьной театральной постановки 2005 года и предполагаемого допроса его брата военнослужащими Шри-Ланки и вооруженными бандами в то время, когда он находился в Малайзии в 2011 году, власти государства-участника не считают, что заявитель является надежным свидетелем в отношении значительной части своих утверждений. Кроме того, государство-участник считает, что он не представил убедительных доказательств того, что власти Шри-Ланки разыскивали его в недавнем прошлом или иным образом проявляли к его личности интерес. Наконец, Комитет принимает к сведению информацию государства-участника о том, что заявитель не был задержан или привлечен к ответственности сотрудниками полиции Шри-Ланки после его возвращения в Шри-Ланку и ему было разрешено беспрепятственно покинуть аэропорт (пункт 8.6 Решения).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Комитет отмечает утверждение государства-участника о том, что заявитель не смог представить достоверных доказательств и не обосновал того, что имеется предсказуемая, реальная и личная опасность подвергнуться пыткам со стороны властей страны в случае его возвращения в Шри-Ланку, а также что его утверждения были тщательно рассмотрены в рамках процедур определения статуса беженца и необходимости предоставления дополнительной защиты в соответствии с внутренним законодательством и с учетом нынешней ситуации в области прав человека в Шри-Ланке. Комитет отмечает, что власти государства-участника пришли к выводу о том, что утверждения заявителя относительно преследований в период с 2008 по 2011 год и его предполагаемого похищения в июне 2011 года не заслуживают доверия... Комитет отмечает, что государство-участник не согласилось с тем, что заявитель подозревается в том, что он является сторонником ТОТИ и представляет интерес для военизированных групп армии Шри-Ланки в связи с его участием в школьной театральной постановке в 2005 году. Напротив, оно считает, что тот факт, что заявитель смог покинуть Шри-Ланку по своему собственному паспорту без каких-либо происшествий, свидетельствует об обратном. Принимавшие решения инстанции полагались на информацию, согласно которой обстановка в области безопасности в Шри-Ланке улучшилась после прекращения боевых действий в 2009 году и заявитель не может подвергнуться преследованию по причине своего тамильского происхождения, принадлежности к определенной социальной группе молодых людей или предполагаемых политических взглядов в качестве сторонника ТОТИ. В отношении предполагаемых преследований других участников школьной театральной постановки 2005 года и предполагаемого допроса его брата военнослужащими Шри-Ланки и вооруженными бандами в то время, когда он находился в Малайзии в 2011 году, власти государства-участника не считают, что заявитель является надежным свидетелем в отношении значительной части своих утверждений. Кроме того, государство-участник считает, что он не представил убедительных доказательств того, что власти Шри-Ланки разыскивали его в недавнем прошлом или иным образом проявляли к его личности интерес. Наконец, Комитет принимает к сведению информацию государства-участника о том, что заявитель не был задержан или привлечен к ответственности сотрудниками полиции Шри-Ланки после его возвращения в Шри-Ланку и ему было разрешено беспрепятственно покинуть аэропорт (пункт 8.6 Решения).
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 33. Ответственность сотрудника полиции
(ред. от 31.07.2025)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 33. Ответственность сотрудника полиции
Статья: Соотношение административного и дисциплинарного принуждения на службе в органах внутренних дел
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Важной особенностью правового статуса сотрудника органов внутренних дел, имеющего специальное звание, является то, что за совершение подавляющего большинства административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, он привлекается к ответственности не на общих основаниях. Вследствие этого его принято считать специальным субъектом административной ответственности, обладающим определенным иммунитетом от привлечения к административной ответственности в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Это обусловлено спецификой правового статуса сотрудника, поэтому юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел за совершение административных правонарушений дифференцирована и представлена в виде дисциплинарной и административной ответственности [14, с. 154]. Такое положение сложилось исторически и сохраняется со времен первой кодификации законодательства об административных правонарушениях.
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Важной особенностью правового статуса сотрудника органов внутренних дел, имеющего специальное звание, является то, что за совершение подавляющего большинства административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, он привлекается к ответственности не на общих основаниях. Вследствие этого его принято считать специальным субъектом административной ответственности, обладающим определенным иммунитетом от привлечения к административной ответственности в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Это обусловлено спецификой правового статуса сотрудника, поэтому юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел за совершение административных правонарушений дифференцирована и представлена в виде дисциплинарной и административной ответственности [14, с. 154]. Такое положение сложилось исторически и сохраняется со времен первой кодификации законодательства об административных правонарушениях.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Отдельное внимание в рассматриваемой тематике следует уделить правовым гарантиям соблюдения требований. В соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона о полиции невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Отдельное внимание в рассматриваемой тематике следует уделить правовым гарантиям соблюдения требований. В соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона о полиции невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел;
Статья: Стажировка. Тонкости толкования
(Шишкина А.)
("Трудовое право", 2023, N 2)В соответствии со ст. 32 Федерального закона "О полиции" сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяются установленные настоящим Федеральным законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.
(Шишкина А.)
("Трудовое право", 2023, N 2)В соответствии со ст. 32 Федерального закона "О полиции" сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяются установленные настоящим Федеральным законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.
Статья: Проблемные аспекты уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за превышение пределов задержания
(Сторожихин И.С.)
("Российский следователь", 2024, N 10)<2> См.: Черкесов Р.М., Кушхов Х.Л. Уголовная ответственность сотрудников полиции за применение физической силы в адрес правонарушителя // Журнал прикладных исследований. 2022. N 11. С. 266.
(Сторожихин И.С.)
("Российский следователь", 2024, N 10)<2> См.: Черкесов Р.М., Кушхов Х.Л. Уголовная ответственность сотрудников полиции за применение физической силы в адрес правонарушителя // Журнал прикладных исследований. 2022. N 11. С. 266.
Ситуация: Как привлечь к ответственности хозяина собаки, которая покусала человека?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для привлечения владельца собаки к уголовной ответственности обратитесь к сотрудникам полиции (п. 1 ч. 1 ст. 40, п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для привлечения владельца собаки к уголовной ответственности обратитесь к сотрудникам полиции (п. 1 ч. 1 ст. 40, п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ).
Статья: Привлечение к работе в ночное время особых работников: требования закона и нюансы практики
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)Пример. Женщина проходила службу в органах внутренних дел в различных должностях. Работая в ночную смену, уснула на рабочем месте. Это повлекло за собой неоказание государственной услуги по приему и регистрации поступающих заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях на телефон "02" дежурной части полиции. Работодатель издал приказ о привлечении сотрудницы к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора с лишением премии. Она обжаловала наказание в суд.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)Пример. Женщина проходила службу в органах внутренних дел в различных должностях. Работая в ночную смену, уснула на рабочем месте. Это повлекло за собой неоказание государственной услуги по приему и регистрации поступающих заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях на телефон "02" дежурной части полиции. Работодатель издал приказ о привлечении сотрудницы к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора с лишением премии. Она обжаловала наказание в суд.