Ответственность перевозчика перед экспедитором
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность перевозчика перед экспедитором (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза" Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности""Исходя из пункта 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" ответственность как перевозчика, так и экспедитора возникает только перед клиентом, с которым заключен договор перевозки или транспортной экспедиции."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1072 "Возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность" ГК РФ"Более того, в ситуации, когда ответственность перевозчика либо экспедитора по доставке груза застрахована, то исходя из положений статей 929, 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации страхователь несет ответственность перед клиентом за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке груза в случае, если лимит суммы страховой выплаты не покроет причиненные клиенту убытки в полном объеме и только в той части, в которой размер ущерба превышает сумму страховой выплаты."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Соотношение ответственности перевозчика и экспедитора перед грузоотправителями либо грузополучателями. Согласно ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Соотношение ответственности перевозчика и экспедитора перед грузоотправителями либо грузополучателями. Согласно ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Регулируются ли отношения по договору о предоставлении вагонов для перевозки грузов нормами о возмездном оказании услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая, что компания оказывала обществу только услуги по предоставлению вагонов для осуществления последним перевозок, содержанию подвижного состава, осуществляло слежение за движением вагонов (поскольку подробная дислокация вагонов в системе электронной транспортной накладной предоставляется только собственнику вагонов); спорным договором именно на общество "НТК" возложена обязанность по взаимодействию с перевозчиком, планированию перевозок, оформлению заявок, перевозочных и иных документов, по погрузке и выгрузке груза, а также по надлежащему использованию вагонов (пункты 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5); обязанность по заключению договоров с перевозчиком груза на компанию не возложена; стороны определили, что общество "НТК" несет все риски, связанные с сохранностью груза, ответственность перед компанией за любые действия (бездействие) грузоотправителей, грузополучателей, владельцев путей необщего пользования, перевозчиков и любых третьих лиц, стороной договора с которыми выступает ответчик (пункт 4.2.6); договором не предусмотрена обязанность компании принимать груз; материалы дела не содержат доказательств подписания сторонами экспедиторских документов, которые в соответствии с пунктом 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции; остальные сопутствующие услуги, предусмотренные договором, направлены лишь на выполнение обязанности по предоставлению подвижного состава, отношения сторон не подлежат регулированию нормами главы 41 ГК РФ и Закона о транспортной экспедиции, а, следовательно, проведенная судами первой и апелляционной инстанций правовая квалификация правоотношений сторон в качестве услуговых, регулируемых нормами главы 39 ГК РФ, является правомерной (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2019 N 305-ЭС18-12293)..."
Регулируются ли отношения по договору о предоставлении вагонов для перевозки грузов нормами о возмездном оказании услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая, что компания оказывала обществу только услуги по предоставлению вагонов для осуществления последним перевозок, содержанию подвижного состава, осуществляло слежение за движением вагонов (поскольку подробная дислокация вагонов в системе электронной транспортной накладной предоставляется только собственнику вагонов); спорным договором именно на общество "НТК" возложена обязанность по взаимодействию с перевозчиком, планированию перевозок, оформлению заявок, перевозочных и иных документов, по погрузке и выгрузке груза, а также по надлежащему использованию вагонов (пункты 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5); обязанность по заключению договоров с перевозчиком груза на компанию не возложена; стороны определили, что общество "НТК" несет все риски, связанные с сохранностью груза, ответственность перед компанией за любые действия (бездействие) грузоотправителей, грузополучателей, владельцев путей необщего пользования, перевозчиков и любых третьих лиц, стороной договора с которыми выступает ответчик (пункт 4.2.6); договором не предусмотрена обязанность компании принимать груз; материалы дела не содержат доказательств подписания сторонами экспедиторских документов, которые в соответствии с пунктом 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции; остальные сопутствующие услуги, предусмотренные договором, направлены лишь на выполнение обязанности по предоставлению подвижного состава, отношения сторон не подлежат регулированию нормами главы 41 ГК РФ и Закона о транспортной экспедиции, а, следовательно, проведенная судами первой и апелляционной инстанций правовая квалификация правоотношений сторон в качестве услуговых, регулируемых нормами главы 39 ГК РФ, является правомерной (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2019 N 305-ЭС18-12293)..."
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)7. Экспедитор, принявший на себя обязанности перевозчика, несет перед клиентом гражданско-правовую ответственность за утрату груза.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)7. Экспедитор, принявший на себя обязанности перевозчика, несет перед клиентом гражданско-правовую ответственность за утрату груза.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26
"О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"Если же договор перевозки груза заключен экспедитором от своего имени, правом требовать возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика обладает экспедитор. Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитору независимо от того, кто является собственником груза, и независимо от того, возместил ли экспедитор соответствующий вред клиенту. В этом случае ответственным перед клиентом за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза является экспедитор.
"О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"Если же договор перевозки груза заключен экспедитором от своего имени, правом требовать возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика обладает экспедитор. Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитору независимо от того, кто является собственником груза, и независимо от того, возместил ли экспедитор соответствующий вред клиенту. В этом случае ответственным перед клиентом за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза является экспедитор.
Вопрос: Вправе ли экспедитор, заключивший договор с перевозчиком в отношении груза клиента, требовать от перевозчика стоимость утраченного груза, если экспедитор еще не возместил клиенту стоимость утраченного груза?
(Консультация эксперта, 2024)Если же договор перевозки груза заключен экспедитором от своего имени, правом требовать возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика обладает экспедитор. Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитору независимо от того, кто является собственником груза, и независимо от того, возместил ли экспедитор соответствующий вред клиенту. В этом случае ответственным перед клиентом за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза является экспедитор (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции").
(Консультация эксперта, 2024)Если же договор перевозки груза заключен экспедитором от своего имени, правом требовать возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика обладает экспедитор. Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитору независимо от того, кто является собственником груза, и независимо от того, возместил ли экспедитор соответствующий вред клиенту. В этом случае ответственным перед клиентом за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза является экспедитор (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции").
Статья: Будет ли основанием для освобождения от ответственности перевозчика недостача, возникшая в результате хищения или умышленной порчи груза третьими лицами?
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 7)Как было указано ранее в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2020 N 45-КГ20-18-К7, 2-1691/2019, невиновность перевозчика в произошедшем ДТП также не освобождает экспедитора от ответственности за утрату груза.
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 7)Как было указано ранее в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2020 N 45-КГ20-18-К7, 2-1691/2019, невиновность перевозчика в произошедшем ДТП также не освобождает экспедитора от ответственности за утрату груза.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В случае если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В случае если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
Статья: Исполнение договора перевозки с привлечением третьих лиц
(Бажина М.А.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)В Постановлении Пленума ВС РФ N 26 не содержится четких правил в отношении ответственности фактического и договорного перевозчиков. В данном Постановлении речь идет о порядке предъявления требований к экспедитору и привлекаемому им перевозчику. Учитывая пункт 27 Постановления, ответственность за сохранность груза перед грузоотправителем зависит от того, от чьего имени заключен договор перевозки. Если договор перевозки заключен от имени грузоотправителя или экспедитором от имени последнего, то грузоотправитель вправе обратиться с иском к перевозчику или к экспедитору, если по условиям договора он также обязался обеспечить сохранную транспортировку груза перед клиентом. В данном случае возникают два вида обязательственных отношений: транспортно-экспедиционные и перевозочные. При этом грузоотправитель является участником их обоих. Следовательно, никто из участников не привлекается к исполнению договора перевозки в качестве третьего лица.
(Бажина М.А.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)В Постановлении Пленума ВС РФ N 26 не содержится четких правил в отношении ответственности фактического и договорного перевозчиков. В данном Постановлении речь идет о порядке предъявления требований к экспедитору и привлекаемому им перевозчику. Учитывая пункт 27 Постановления, ответственность за сохранность груза перед грузоотправителем зависит от того, от чьего имени заключен договор перевозки. Если договор перевозки заключен от имени грузоотправителя или экспедитором от имени последнего, то грузоотправитель вправе обратиться с иском к перевозчику или к экспедитору, если по условиям договора он также обязался обеспечить сохранную транспортировку груза перед клиентом. В данном случае возникают два вида обязательственных отношений: транспортно-экспедиционные и перевозочные. При этом грузоотправитель является участником их обоих. Следовательно, никто из участников не привлекается к исполнению договора перевозки в качестве третьего лица.
Статья: Страхование риска ответственности экспедитора: преимущества и недостатки
(Никишина В.В., Миннуллина К.А., Татаринова Е.П.)
("Транспортное право", 2021, N 3)Внесение вышеуказанных поправок предоставило экспедиторам право приобрести страховой полис на законном основании, по которому они могут застраховать не только риски, связанные с возникновением ответственности перед третьими лицами, но и риски, связанные с нарушением договора транспортной экспедиции <4>. С помощью страхования транспортно-экспедиционные компании смогут защититься не только от штрафов, предъявляемых заказчиками в случае нарушения подачи транспортного средства или срока доставки, но и от претензий собственников грузов при утрате или повреждении груза экспедитором.
(Никишина В.В., Миннуллина К.А., Татаринова Е.П.)
("Транспортное право", 2021, N 3)Внесение вышеуказанных поправок предоставило экспедиторам право приобрести страховой полис на законном основании, по которому они могут застраховать не только риски, связанные с возникновением ответственности перед третьими лицами, но и риски, связанные с нарушением договора транспортной экспедиции <4>. С помощью страхования транспортно-экспедиционные компании смогут защититься не только от штрафов, предъявляемых заказчиками в случае нарушения подачи транспортного средства или срока доставки, но и от претензий собственников грузов при утрате или повреждении груза экспедитором.
"Исполнение и прекращение обязательства: комментарий к статьям 307 - 328 и 407 - 419 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Проявлением принципа относительности выступает и п. 3 ст. 706 ГК РФ, устанавливающий по общему правилу ответственность генерального подрядчика перед заказчиком за действия субподрядчика и невозможность предъявления прямого иска заказчика к субподрядчику в связи с дефектами, а последнего к заказчику в связи с неоплатой. Принцип относительности также имеет большое значение в отношениях между грузоотправителем, экспедитором, перевозчиком и грузополучателем. Так, в силу п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. N 26 лицом, отвечающим перед фактическим перевозчиком за оплату перевозки, является лицо, заключившее договор перевозки. Если договор перевозки заключен экспедитором от своего имени, перевозчик не вправе требовать провозную плату с клиента экспедитора. Это в принципе характерно для любых договорных цепочек и случаев привлечения должником третьих лиц к исполнению обязательства (об исключениях см. п. 3.6 - 3.8 комментария к настоящей статье).
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Проявлением принципа относительности выступает и п. 3 ст. 706 ГК РФ, устанавливающий по общему правилу ответственность генерального подрядчика перед заказчиком за действия субподрядчика и невозможность предъявления прямого иска заказчика к субподрядчику в связи с дефектами, а последнего к заказчику в связи с неоплатой. Принцип относительности также имеет большое значение в отношениях между грузоотправителем, экспедитором, перевозчиком и грузополучателем. Так, в силу п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. N 26 лицом, отвечающим перед фактическим перевозчиком за оплату перевозки, является лицо, заключившее договор перевозки. Если договор перевозки заключен экспедитором от своего имени, перевозчик не вправе требовать провозную плату с клиента экспедитора. Это в принципе характерно для любых договорных цепочек и случаев привлечения должником третьих лиц к исполнению обязательства (об исключениях см. п. 3.6 - 3.8 комментария к настоящей статье).
Статья: Договор автомобильной перевозки
(Кархалев Д.Н.)
("Право и экономика", 2024, N 2)Право клиента на предъявление иска к перевозчику не исключает возможности предъявления иска о возмещении реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, к экспедитору, если по условиям договора он также обязался обеспечить сохранную транспортировку груза перед клиентом. В целях исключения неосновательного обогащения клиента к обязательствам перевозчика и экспедитора подлежат применению нормы о солидарных обязательствах (ст. 323 ГК РФ). Если же договор перевозки груза заключен экспедитором от своего имени, правом требовать возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика обладает экспедитор. Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитору независимо от того, кто является собственником груза, и независимо от того, возместил ли экспедитор соответствующий вред клиенту. В этом случае ответственным перед клиентом за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза является экспедитор.
(Кархалев Д.Н.)
("Право и экономика", 2024, N 2)Право клиента на предъявление иска к перевозчику не исключает возможности предъявления иска о возмещении реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, к экспедитору, если по условиям договора он также обязался обеспечить сохранную транспортировку груза перед клиентом. В целях исключения неосновательного обогащения клиента к обязательствам перевозчика и экспедитора подлежат применению нормы о солидарных обязательствах (ст. 323 ГК РФ). Если же договор перевозки груза заключен экспедитором от своего имени, правом требовать возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика обладает экспедитор. Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитору независимо от того, кто является собственником груза, и независимо от того, возместил ли экспедитор соответствующий вред клиенту. В этом случае ответственным перед клиентом за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза является экспедитор.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно правовой позиции, изложенной в п. 7 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей <67>, утв. Президиумом ВС России 19 октября 2022 г., на основе Определения СКГД ВС России от 19 апреля 2022 г. N 5-КГ22-14-К2 <68> экспедитор, принявший на себя обязанности перевозчика, несет перед клиентом гражданско-правовую ответственность за утрату груза.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно правовой позиции, изложенной в п. 7 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей <67>, утв. Президиумом ВС России 19 октября 2022 г., на основе Определения СКГД ВС России от 19 апреля 2022 г. N 5-КГ22-14-К2 <68> экспедитор, принявший на себя обязанности перевозчика, несет перед клиентом гражданско-правовую ответственность за утрату груза.
Статья: Возмещение убытков, возникших вследствие действий третьего лица: российская и международная практика
(Канашевский В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)Поскольку в силу законодательства и международных конвенций перевозчик несет ограниченную ответственность перед грузовладельцем, страхователь (выгодоприобретатель) вправе обратиться к страховщику за возмещением понесенных им убытков, которые не были полностью возмещены перевозчиком. В свою очередь, как показывает практика, большинство исков, связанных с утерей или повреждением груза, заявляется в судах страховщиками, которые приобретают право на соответствующие требования к ответственным лицам - перевозчикам, экспедиторам, операторам смешанной перевозки - в порядке суброгации после выплаты страхового возмещения <27>.
(Канашевский В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)Поскольку в силу законодательства и международных конвенций перевозчик несет ограниченную ответственность перед грузовладельцем, страхователь (выгодоприобретатель) вправе обратиться к страховщику за возмещением понесенных им убытков, которые не были полностью возмещены перевозчиком. В свою очередь, как показывает практика, большинство исков, связанных с утерей или повреждением груза, заявляется в судах страховщиками, которые приобретают право на соответствующие требования к ответственным лицам - перевозчикам, экспедиторам, операторам смешанной перевозки - в порядке суброгации после выплаты страхового возмещения <27>.
Статья: Непростая логистика (анализ проблем и споров)
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2023, N 5)На территории одной страны груз можно доставить путем заключения простого договора перевозки автомобильным или железнодорожным транспортом, где представитель одной компании вручил, а покупатель - принял груз в конечной точке. При такой организации процесса его легко контролировать и (или) распределять ответственность - то, что интересует нас в первую очередь в случае хищения и утери оплаченного груза. Но когда речь идет о сложных перевозках, то тут даже опытные в перевозках предприниматели могут запутаться. В таких случаях компании часто прибегают к услугам транспортно-экспедиционных компаний. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон о ТЭД), транспортно-экспедиционная деятельность - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. По сути, такие компании берут на себя все неудобства, связанные с необходимостью перемещения товаров по миру, и несут ответственность перед заказчиком за весь путь товара, если груз повредился или потерялся. При этом заказчику не надо выяснять, какой из перевозчиков виноват. Вместе с тем очень важно, чтобы все ключевые моменты были учтены в договоре транспортной экспедиции.
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2023, N 5)На территории одной страны груз можно доставить путем заключения простого договора перевозки автомобильным или железнодорожным транспортом, где представитель одной компании вручил, а покупатель - принял груз в конечной точке. При такой организации процесса его легко контролировать и (или) распределять ответственность - то, что интересует нас в первую очередь в случае хищения и утери оплаченного груза. Но когда речь идет о сложных перевозках, то тут даже опытные в перевозках предприниматели могут запутаться. В таких случаях компании часто прибегают к услугам транспортно-экспедиционных компаний. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон о ТЭД), транспортно-экспедиционная деятельность - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. По сути, такие компании берут на себя все неудобства, связанные с необходимостью перемещения товаров по миру, и несут ответственность перед заказчиком за весь путь товара, если груз повредился или потерялся. При этом заказчику не надо выяснять, какой из перевозчиков виноват. Вместе с тем очень важно, чтобы все ключевые моменты были учтены в договоре транспортной экспедиции.