Ответственность грузоотправителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность грузоотправителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 785 "Договор перевозки груза" ГК РФ"По смыслу статей 2 и 95 Устава, статей 785, 793 и 796 ГК РФ грузом является материальный объект, который вверяется перевозчику и за сохранность которого он несет ответственность, а грузоотправитель и грузополучатель имеют интерес в его перевозке и сохранности."
Перспективы и риски арбитражного спора: Перевозка автомобильным транспортом: Перевозчик хочет взыскать задолженность по оплате услуг по перевозке
(КонсультантПлюс, 2025)Судом произведен зачет взаимных требований в связи с привлечением Грузоотправителя к ответственности за административное правонарушение, совершенное водителем Перевозчика
(КонсультантПлюс, 2025)Судом произведен зачет взаимных требований в связи с привлечением Грузоотправителя к ответственности за административное правонарушение, совершенное водителем Перевозчика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое прямые смешанные перевозки и единый транспортный документ (ЕТД)
(КонсультантПлюс, 2025)3.2. Какова ответственность грузоотправителя
(КонсультантПлюс, 2025)3.2. Какова ответственность грузоотправителя
Статья: Об ответственности отправителя за неисполнение заявки на железнодорожную перевозку грузов
(Ульянов А.В.)
("Транспортное право", 2021, N 1)В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением основания юридической ответственности грузоотправителя за неисполнение обязательства подачи вагонов (контейнеров) по заявке на железнодорожную перевозку грузов. На правах кредитора в обязательстве из заявки грузоотправитель должен нести эту ответственность в силу закона. Обосновано, что грузоотправитель является субъектом ответственности исключительно при условии нарушения обязанности содействовать перевозчику в исполнении заявки. Бремя содействия исполнению заявки для грузоотправителя существенно смягчается в случае, если по договору об организации перевозок на перевозчика возложено обязательство обеспечения вагонами (контейнерами). По мнению автора, вменение перевозчику договорной обязанности по обеспечению означает, что именно он отвечает за неисполнение заявки по причине отсутствия вагонов (контейнеров). Следовательно, отсутствие заказанных вагонов (контейнеров) по смыслу закона считается обстоятельством, зависящим от перевозчика, а не грузоотправителя, ответственность которого за такое неисполнение заявки исключается. Ситуация не должна изменяться даже при безоговорочном подписании грузоотправителем документа об исполнении заявки - учетной карточки, по которой перевозчик-составитель перекладывает на него бремя ответственности. Учетная карточка, подписанная без возражений, подтверждает основание ответственности грузоотправителя только prima facie и может быть опровергнута ссылкой на договор об организации перевозок.
(Ульянов А.В.)
("Транспортное право", 2021, N 1)В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением основания юридической ответственности грузоотправителя за неисполнение обязательства подачи вагонов (контейнеров) по заявке на железнодорожную перевозку грузов. На правах кредитора в обязательстве из заявки грузоотправитель должен нести эту ответственность в силу закона. Обосновано, что грузоотправитель является субъектом ответственности исключительно при условии нарушения обязанности содействовать перевозчику в исполнении заявки. Бремя содействия исполнению заявки для грузоотправителя существенно смягчается в случае, если по договору об организации перевозок на перевозчика возложено обязательство обеспечения вагонами (контейнерами). По мнению автора, вменение перевозчику договорной обязанности по обеспечению означает, что именно он отвечает за неисполнение заявки по причине отсутствия вагонов (контейнеров). Следовательно, отсутствие заказанных вагонов (контейнеров) по смыслу закона считается обстоятельством, зависящим от перевозчика, а не грузоотправителя, ответственность которого за такое неисполнение заявки исключается. Ситуация не должна изменяться даже при безоговорочном подписании грузоотправителем документа об исполнении заявки - учетной карточки, по которой перевозчик-составитель перекладывает на него бремя ответственности. Учетная карточка, подписанная без возражений, подтверждает основание ответственности грузоотправителя только prima facie и может быть опровергнута ссылкой на договор об организации перевозок.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке
(ред. от 24.06.2025)Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"Статья 35. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, пассажира
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"Статья 35. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, пассажира
Готовое решение: Как подписать товарную накладную по форме N ТОРГ-12
(КонсультантПлюс, 2025)В товарной накладной по форме N ТОРГ-12 предусмотрены подписи лиц, совершивших отгрузку (приемку) ТМЦ и (или) ответственных за ее оформление со стороны продавца (грузоотправителя) и покупателя (грузополучателя) (п. п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 11 ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете").
(КонсультантПлюс, 2025)В товарной накладной по форме N ТОРГ-12 предусмотрены подписи лиц, совершивших отгрузку (приемку) ТМЦ и (или) ответственных за ее оформление со стороны продавца (грузоотправителя) и покупателя (грузополучателя) (п. п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 11 ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете").
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за сентябрь 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)3. Упоминание договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и на подачу и уборку вагонов в ч. 6 ст. 62 УЖТ является не условием применения ответственности грузоотправителей (грузополучателей) за задержку не принадлежащих им вагонов под погрузкой/выгрузкой грузов, а юридико-техническим приемом, позволяющим определить время просрочки, за которую устанавливается штраф.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)3. Упоминание договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и на подачу и уборку вагонов в ч. 6 ст. 62 УЖТ является не условием применения ответственности грузоотправителей (грузополучателей) за задержку не принадлежащих им вагонов под погрузкой/выгрузкой грузов, а юридико-техническим приемом, позволяющим определить время просрочки, за которую устанавливается штраф.
Готовое решение: Какие особенности есть у расторжения договора перевозки
(КонсультантПлюс, 2025)Есть еще случай, когда может допускаться отказ грузоотправителя от договора после передачи груза автоперевозчику. В судебной практике есть позиция, согласно которой по смыслу ст. ст. 1, 9, 10, 785, 792 ГК РФ, ст. ст. 1, 14 Устава автомобильного транспорта наличие установленных законом мер ответственности перевозчика не может лишать грузоотправителя права, если он действует в своих интересах и для достижения основной цели перевозки (доставка груза в пункт назначения в установленный срок) разумно и добросовестно, отказаться от исполнения договора перевозки после сдачи груза перевозчику, если в результате выхода из строя (поломки) транспортного средства либо наступления иных не зависящих от грузоотправителя причин исполнение этим перевозчиком договора перевозки в срок становится явно невозможным. Грузоотправитель тогда вправе поручить перевозку другому перевозчику либо осуществить ее своими силами и потребовать от первоначального перевозчика возмещения убытков. При этом договор с первоначальным перевозчиком должен считаться расторгнутым (Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2016 по делу N 303-ЭС15-11847, А73-7933/2014).
(КонсультантПлюс, 2025)Есть еще случай, когда может допускаться отказ грузоотправителя от договора после передачи груза автоперевозчику. В судебной практике есть позиция, согласно которой по смыслу ст. ст. 1, 9, 10, 785, 792 ГК РФ, ст. ст. 1, 14 Устава автомобильного транспорта наличие установленных законом мер ответственности перевозчика не может лишать грузоотправителя права, если он действует в своих интересах и для достижения основной цели перевозки (доставка груза в пункт назначения в установленный срок) разумно и добросовестно, отказаться от исполнения договора перевозки после сдачи груза перевозчику, если в результате выхода из строя (поломки) транспортного средства либо наступления иных не зависящих от грузоотправителя причин исполнение этим перевозчиком договора перевозки в срок становится явно невозможным. Грузоотправитель тогда вправе поручить перевозку другому перевозчику либо осуществить ее своими силами и потребовать от первоначального перевозчика возмещения убытков. При этом договор с первоначальным перевозчиком должен считаться расторгнутым (Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2016 по делу N 303-ЭС15-11847, А73-7933/2014).
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Нормы Конвенции 1978 г. можно подразделить на четыре основные группы: об ответственности перевозчика; об ответственности грузоотправителя; о транспортных документах; о порядке предъявления претензий и исков.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Нормы Конвенции 1978 г. можно подразделить на четыре основные группы: об ответственности перевозчика; об ответственности грузоотправителя; о транспортных документах; о порядке предъявления претензий и исков.
Готовое решение: Как составить договор перевозки груза автомобильным транспортом
(КонсультантПлюс, 2025)Во избежание разногласий изложенное выше можно отразить в договоре. Для этого укажите, что перевозчик вправе доставить вверенный груз как своими силами, так и с привлечением третьих лиц, оставаясь ответственным перед грузоотправителем за их действия, в том числе за соблюдение ими согласованных или определенных грузоотправителем условий перевозки.
(КонсультантПлюс, 2025)Во избежание разногласий изложенное выше можно отразить в договоре. Для этого укажите, что перевозчик вправе доставить вверенный груз как своими силами, так и с привлечением третьих лиц, оставаясь ответственным перед грузоотправителем за их действия, в том числе за соблюдение ими согласованных или определенных грузоотправителем условий перевозки.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Основанием возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки является неиспользование поданных транспортных средств, при отказе от уже поданных транспортных средств или оставлении их недогруженными (например, из-за отсутствия груза), отказе от предусмотренных заявкой (заказом) транспортных средств. Такой отказ может последовать только до их подачи перевозчиком.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Основанием возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки является неиспользование поданных транспортных средств, при отказе от уже поданных транспортных средств или оставлении их недогруженными (например, из-за отсутствия груза), отказе от предусмотренных заявкой (заказом) транспортных средств. Такой отказ может последовать только до их подачи перевозчиком.
Готовое решение: Может ли грузоотправитель предъявить претензию перевозчику в связи с утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, если нарушил требования к упаковке груза
(КонсультантПлюс, 2025)Если перевозчик принял груз к перевозке, то, по нашему мнению, он обязан зафиксировать, что выявил ненадлежащую упаковку груза, когда обнаружил его несохранность. Такой вывод можно сделать исходя из анализа ст. 119 УЖТ РФ. Эта норма указывает, что обстоятельства - основания возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя и других упомянутых в норме лиц удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Коммерческий акт, в частности, составляется, чтобы удостоверить повреждение (порчу) груза, багажа и возможные причины такого повреждения, обнаружения перевозочных документов без груза (абз. 3, 4 ч. 2 ст. 119 УЖТ РФ). И в нем должны точно и подробно описываться состояние груза и те обстоятельства, при которых обнаружена несохранность груза (абз. 2 ч. 8 ст. 119 УЖТ РФ). Кроме того, при его составлении на станции отправления, в пути следования или на станции назначения перевозчик делает отметку о его составлении в железнодорожной транспортной накладной (п. 52 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом).
(КонсультантПлюс, 2025)Если перевозчик принял груз к перевозке, то, по нашему мнению, он обязан зафиксировать, что выявил ненадлежащую упаковку груза, когда обнаружил его несохранность. Такой вывод можно сделать исходя из анализа ст. 119 УЖТ РФ. Эта норма указывает, что обстоятельства - основания возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя и других упомянутых в норме лиц удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Коммерческий акт, в частности, составляется, чтобы удостоверить повреждение (порчу) груза, багажа и возможные причины такого повреждения, обнаружения перевозочных документов без груза (абз. 3, 4 ч. 2 ст. 119 УЖТ РФ). И в нем должны точно и подробно описываться состояние груза и те обстоятельства, при которых обнаружена несохранность груза (абз. 2 ч. 8 ст. 119 УЖТ РФ). Кроме того, при его составлении на станции отправления, в пути следования или на станции назначения перевозчик делает отметку о его составлении в железнодорожной транспортной накладной (п. 52 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом).
Статья: Сравнительный анализ отраслевого российского законодательства в сфере договорных отношений регулирования грузоперевозок на транспорте
(Судакова О.В.)
("Транспортное право", 2023, N 3)От своей ответственности грузоотправитель может быть освобожден только при такой ситуации, когда он сможет доказать вину перевозчика в утрате или повреждении груза. Здесь мы видим сразу две проблемы современного законодательства. Первая из них заключается в том, что отправителю груза нужно самостоятельно проверить техническую и коммерческую исправность транспорта. Если же этого не сделать, передать груз для перевозки, а впоследствии выяснится, что транспорт был коммерчески и технически непригоден для перевозки, даже если груз будет утрачен или испорчен, будет достаточно решения Арбитражного суда для снятия ответственности с перевозчика.
(Судакова О.В.)
("Транспортное право", 2023, N 3)От своей ответственности грузоотправитель может быть освобожден только при такой ситуации, когда он сможет доказать вину перевозчика в утрате или повреждении груза. Здесь мы видим сразу две проблемы современного законодательства. Первая из них заключается в том, что отправителю груза нужно самостоятельно проверить техническую и коммерческую исправность транспорта. Если же этого не сделать, передать груз для перевозки, а впоследствии выяснится, что транспорт был коммерчески и технически непригоден для перевозки, даже если груз будет утрачен или испорчен, будет достаточно решения Арбитражного суда для снятия ответственности с перевозчика.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как разъяснено в абз. 1 п. 21 Постановления Пленума ВС России 2018 г. N 26, по смыслу п. 4 комментируемой статьи при приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом документов, необходимых для исполнения экспедитором его обязанностей, их комплектность и соответствие сведений, указанных в документах, условиям перевозки; таким образом, при заключении грузоотправителем ДТЭ, предполагающего проверку указанных документов экспедитором, ответственность перед грузоотправителем за вред, возникший в связи с отсутствием или неполнотой документации, несет экспедитор.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как разъяснено в абз. 1 п. 21 Постановления Пленума ВС России 2018 г. N 26, по смыслу п. 4 комментируемой статьи при приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом документов, необходимых для исполнения экспедитором его обязанностей, их комплектность и соответствие сведений, указанных в документах, условиям перевозки; таким образом, при заключении грузоотправителем ДТЭ, предполагающего проверку указанных документов экспедитором, ответственность перед грузоотправителем за вред, возникший в связи с отсутствием или неполнотой документации, несет экспедитор.