Ответственность членов инвентаризационной комиссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность членов инвентаризационной комиссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие есть особенности увольнения материально ответственного лица
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем в этой ситуации поступить следующим образом. Уведомьте увольняющегося работника о планируемой инвентаризации, зафиксировав это документально. До ее начала составьте акт с указанием факта и причин отсутствия материально ответственного лица. Заверьте его подписями членов инвентаризационной комиссии. Как правило, если указанного лица нет при инвентаризации, товарно-материальные ценности новому работнику передает инвентаризационная комиссия.
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем в этой ситуации поступить следующим образом. Уведомьте увольняющегося работника о планируемой инвентаризации, зафиксировав это документально. До ее начала составьте акт с указанием факта и причин отсутствия материально ответственного лица. Заверьте его подписями членов инвентаризационной комиссии. Как правило, если указанного лица нет при инвентаризации, товарно-материальные ценности новому работнику передает инвентаризационная комиссия.
Готовое решение: Как провести инвентаризацию доходов будущих периодов
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения о фактическом наличии доходов будущих периодов, сопоставление их с данными регистров бухучета, результаты инвентаризации оформите документами инвентаризации. Форму документов разработайте самостоятельно и закрепите в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). В одном документе вы можете объединить показатели документов, содержащих сведения о фактическом наличии, и документов, содержащих результаты инвентаризации. Разработайте, например, форму акта с графами для отражения наличия доходов будущих периодов по данным бухучета, фактического наличия по документам и выявленных отклонений (п. 5 ФСБУ 28/2023). Документы инвентаризации, как правило, составляются в двух экземплярах - для инвентаризационной комиссии и для бухгалтерии. Акт подписывают все члены инвентаризационной комиссии и лицо, ответственное за ведение учета доходов будущих периодов.
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения о фактическом наличии доходов будущих периодов, сопоставление их с данными регистров бухучета, результаты инвентаризации оформите документами инвентаризации. Форму документов разработайте самостоятельно и закрепите в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). В одном документе вы можете объединить показатели документов, содержащих сведения о фактическом наличии, и документов, содержащих результаты инвентаризации. Разработайте, например, форму акта с графами для отражения наличия доходов будущих периодов по данным бухучета, фактического наличия по документам и выявленных отклонений (п. 5 ФСБУ 28/2023). Документы инвентаризации, как правило, составляются в двух экземплярах - для инвентаризационной комиссии и для бухгалтерии. Акт подписывают все члены инвентаризационной комиссии и лицо, ответственное за ведение учета доходов будущих периодов.
Статья: Являются ли инвентаризационные описи допустимыми доказательствами?
(Мариновская В.)
("Трудовое право", 2023, N 5; "Жилищное право", 2023, N 6)Суд отметил, что описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
(Мариновская В.)
("Трудовое право", 2023, N 5; "Жилищное право", 2023, N 6)Суд отметил, что описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Статья: Являются ли инвентаризационные описи допустимыми доказательствами по спорам о возмещении материального ущерба работодателю?
(Жалнин А., Синельников В.)
("Трудовое право", 2023, N 4)- они должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами;
(Жалнин А., Синельников В.)
("Трудовое право", 2023, N 4)- они должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами;
Готовое решение: Как провести инвентаризацию товаров, материалов, готовой продукции и иных аналогичных ценностей
(КонсультантПлюс, 2025)При большом количестве весовых товаров документ, оформляющий результаты их перевеса, ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня или по окончании перевески данные сличают и выверенный итог вносят в документ инвентаризации (п. 28 ФСБУ 28/2023).
(КонсультантПлюс, 2025)При большом количестве весовых товаров документ, оформляющий результаты их перевеса, ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня или по окончании перевески данные сличают и выверенный итог вносят в документ инвентаризации (п. 28 ФСБУ 28/2023).
Статья: Юридические гарантии охраны заработной платы работника при его привлечении к материальной ответственности
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)При рассмотрении судами дел о материальной ответственности работников также обращается внимание на соблюдение требований к документам, составляемым при проверке (инвентаризации) ценностей. Так, в п. 7 Обзора практики рассмотрения судами дел о материальной ответственности работника, утвержденного Президиумом ВС РФ от 5 декабря 2018 г., приведено дело, где дано разъяснение по документам, составляемым при проверке (инвентаризации) при привлечении к полной материальной ответственности работника, которому ценности вверялись по разовым документам. В нем Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ признала ошибочным вывод суда первой инстанции, удовлетворившего иск работодателя, указав, что суд исходил из доказанности получения работником материальных ценностей по разовым документам, приняв в качестве доказательств представленный истцом акт ревизии, утвержденный им же, и приложенные к нему товарные накладные. Однако суд не дал оценки этим документам с учетом нормативных требований к бухгалтерскому учету и отчетности. Вместе с тем первичные учетные документы, в том числе товарные накладные, должны содержать определенные обязательные реквизиты; также и акты инвентаризации должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом, последнее в конце описи имущества дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий. Отступление от этих правил влечет невозможность с достоверностью установить факт наступления ущерба у работодателя, определить, кто именно виноват в его возникновении, каков его размер, имеется ли вина работника в причинении ущерба (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 20 августа 2018 г. N 18-КГ18-126).
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)При рассмотрении судами дел о материальной ответственности работников также обращается внимание на соблюдение требований к документам, составляемым при проверке (инвентаризации) ценностей. Так, в п. 7 Обзора практики рассмотрения судами дел о материальной ответственности работника, утвержденного Президиумом ВС РФ от 5 декабря 2018 г., приведено дело, где дано разъяснение по документам, составляемым при проверке (инвентаризации) при привлечении к полной материальной ответственности работника, которому ценности вверялись по разовым документам. В нем Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ признала ошибочным вывод суда первой инстанции, удовлетворившего иск работодателя, указав, что суд исходил из доказанности получения работником материальных ценностей по разовым документам, приняв в качестве доказательств представленный истцом акт ревизии, утвержденный им же, и приложенные к нему товарные накладные. Однако суд не дал оценки этим документам с учетом нормативных требований к бухгалтерскому учету и отчетности. Вместе с тем первичные учетные документы, в том числе товарные накладные, должны содержать определенные обязательные реквизиты; также и акты инвентаризации должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом, последнее в конце описи имущества дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий. Отступление от этих правил влечет невозможность с достоверностью установить факт наступления ущерба у работодателя, определить, кто именно виноват в его возникновении, каков его размер, имеется ли вина работника в причинении ущерба (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 20 августа 2018 г. N 18-КГ18-126).