Ответ на разъяснение 44 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответ на разъяснение 44 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Обжалование актов антимонопольных органов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Проведение закупки: Заказчик не согласен с наличием нарушений при изменении извещения (приглашения) и (или) документации о закупке
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительно можно представить запрос участника закупки о разъяснении, в частности, аукционной документации и ответ Заказчика о внесении изменений в нее (ч. 4 ст. 42 Закона N 44-ФЗ) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительно можно представить запрос участника закупки о разъяснении, в частности, аукционной документации и ответ Заказчика о внесении изменений в нее (ч. 4 ст. 42 Закона N 44-ФЗ) >>>
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 N 06АП-1093/2023 по делу N А73-15982/2022
Требование: О взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию по муниципальному контракту на поставку тепловой энергии и теплоносителя, неустойки по день фактической уплаты долга.
Решение: Требование удовлетворено.Из разъяснений, изложенных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, в ответе на вопрос N 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) от 19.10.2016, следует, что в силу части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, с него может быть взыскана пеня за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Требование: О взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию по муниципальному контракту на поставку тепловой энергии и теплоносителя, неустойки по день фактической уплаты долга.
Решение: Требование удовлетворено.Из разъяснений, изложенных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, в ответе на вопрос N 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) от 19.10.2016, следует, что в силу части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, с него может быть взыскана пеня за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор судебной практики по вопросам разъяснения положений документации о закупке
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 5)В свою очередь, считаю, что при рассмотрении таких категорий дел контролерам не следует допускать формальный подход, ограничиваться фиксацией изменения характеристик приобретаемых товаров, положений документации и т.д. при помощи разъяснений. Формальный подход контролеров и заказчиков в работе не отвечает целям Закона N 44-ФЗ, направленным на повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 5)В свою очередь, считаю, что при рассмотрении таких категорий дел контролерам не следует допускать формальный подход, ограничиваться фиксацией изменения характеристик приобретаемых товаров, положений документации и т.д. при помощи разъяснений. Формальный подход контролеров и заказчиков в работе не отвечает целям Закона N 44-ФЗ, направленным на повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
Готовое решение: В каком порядке провести закрытый аукцион по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)После подписания протокола подведения итогов и не позднее даты заключения контракта участник закупки может направить вам в письменной форме запрос о разъяснении результатов рассмотрения своей заявки. Вы должны ответить на него в течение двух рабочих дней (ч. 13 ст. 73, ч. 7 ст. 74 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)После подписания протокола подведения итогов и не позднее даты заключения контракта участник закупки может направить вам в письменной форме запрос о разъяснении результатов рассмотрения своей заявки. Вы должны ответить на него в течение двух рабочих дней (ч. 13 ст. 73, ч. 7 ст. 74 Закона N 44-ФЗ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)ОТВЕТ. В силу ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, с него может быть взыскана пеня за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)ОТВЕТ. В силу ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, с него может быть взыскана пеня за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)В силу ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действовавшей в период выдачи банковской гарантии) (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)В силу ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действовавшей в период выдачи банковской гарантии) (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Статья: Ревизору на заметку: применение законодательства о контрактной системе
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 1)Государственные (муниципальные) учреждения при приобретении товаров (работ, услуг) за счет средств бюджетов руководствуются положениями Закона N 44-ФЗ <1>. В статье с учетом разъяснений Минфина приведены ответы на вопросы по применению отдельных норм данного нормативного акта и иных документов в сфере закупок. Материал поможет контрольным органам при проведении ревизий и проверок, связанных с соблюдением законодательства о контрактной системе.
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 1)Государственные (муниципальные) учреждения при приобретении товаров (работ, услуг) за счет средств бюджетов руководствуются положениями Закона N 44-ФЗ <1>. В статье с учетом разъяснений Минфина приведены ответы на вопросы по применению отдельных норм данного нормативного акта и иных документов в сфере закупок. Материал поможет контрольным органам при проведении ревизий и проверок, связанных с соблюдением законодательства о контрактной системе.
Статья: Практика рассмотрения и оценки конкурсных заявок по детализирующему показателю "наличие опыта"
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 8)Вторая сложность при обжаловании действий заказчиков заключается в том, что участник, подавший заявку, в точности не знает, как была оценена его заявка и из чего вышел его итоговый балл. Дело в том, что протокол рассмотрения вторых частей заявок не должен содержать подробного описания процедуры оценки заявок участников на предмет их квалификации, достаточно лишь указать присвоенную по критерию оценку (п. 3 ч. 13 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 8)Вторая сложность при обжаловании действий заказчиков заключается в том, что участник, подавший заявку, в точности не знает, как была оценена его заявка и из чего вышел его итоговый балл. Дело в том, что протокол рассмотрения вторых частей заявок не должен содержать подробного описания процедуры оценки заявок участников на предмет их квалификации, достаточно лишь указать присвоенную по критерию оценку (п. 3 ч. 13 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как закупить лекарственные средства по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы избежать неблагоприятных последствий при проведении контрольных мероприятий, учитывайте разъяснения ФАС России по вопросам формирования извещения, документации (если ее наличие предусмотрено Законом N 44-ФЗ) при закупке препаратов с конкретным международным непатентованным наименованием (МНН), например:
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы избежать неблагоприятных последствий при проведении контрольных мероприятий, учитывайте разъяснения ФАС России по вопросам формирования извещения, документации (если ее наличие предусмотрено Законом N 44-ФЗ) при закупке препаратов с конкретным международным непатентованным наименованием (МНН), например:
Статья: Медицинские закупки. Новая реальность
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)Представляется, что до получения ответа на указанные выше вопросы заказчики осуществляют закупки по п. 5.1 на свой страх и риск. Остается надеяться, что Минфин России как регулятор контрактной системы подготовит разъяснения о порядке применения новых оснований для проведения закупки у единственного поставщика.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)Представляется, что до получения ответа на указанные выше вопросы заказчики осуществляют закупки по п. 5.1 на свой страх и риск. Остается надеяться, что Минфин России как регулятор контрактной системы подготовит разъяснения о порядке применения новых оснований для проведения закупки у единственного поставщика.
Статья: Практика признания сделок раздробленными и применения последствий признания таких сделок недействительными
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Правовая оценка суда: как разъяснено в п. 18 Обзора судебной практики, государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона N 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы и/или права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным <23>.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Правовая оценка суда: как разъяснено в п. 18 Обзора судебной практики, государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона N 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы и/или права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным <23>.
Вопрос: Поставщик привез только часть товара и направил с использованием ЕИС акт о приемке. Если мы подпишем такой акт, значит, мы и оплату должны будем произвести частично? Или нужно составить мотивированный отказ от приемки, т.к. поставка была произведена не в полном объеме?
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)Ответ: Как разъяснило Федеральное казначейство в письме от 08.02.2022 N 14-00-05/2543, в отдельных случаях (например, в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, или при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг на основании заявок заказчика, при осуществлении закупок услуг по предоставлению кредитов и в иных аналогичных случаях) возможно формирование и подписание в ЕИС нескольких документов о приемке в рамках одного этапа исполнения контракта. Технические ограничения по формированию в ЕИС нескольких документов о приемке в рамках одного этапа, а также размещение сведений об исполнении контракта в реестре контрактов, заключенных заказчиками в ЕИС, отсутствуют.
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)Ответ: Как разъяснило Федеральное казначейство в письме от 08.02.2022 N 14-00-05/2543, в отдельных случаях (например, в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, или при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг на основании заявок заказчика, при осуществлении закупок услуг по предоставлению кредитов и в иных аналогичных случаях) возможно формирование и подписание в ЕИС нескольких документов о приемке в рамках одного этапа исполнения контракта. Технические ограничения по формированию в ЕИС нескольких документов о приемке в рамках одного этапа, а также размещение сведений об исполнении контракта в реестре контрактов, заключенных заказчиками в ЕИС, отсутствуют.
Вопрос: Вправе ли заказчик при проведении запроса котировок установить возможность подачи запроса на разъяснение извещения?
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 3)Ответ: В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ предоставление участникам разъяснений извещения осуществляется только в случае проведения конкурса или аукциона. При этом заказчик не вправе устанавливать такую возможность в запросе котировок.
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 3)Ответ: В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ предоставление участникам разъяснений извещения осуществляется только в случае проведения конкурса или аукциона. При этом заказчик не вправе устанавливать такую возможность в запросе котировок.
Вопрос: При рассмотрении заявок оказалось, что половина участников аукциона (включая его победителя) сообщила информацию о характеристиках товара с учетом опечатки, а другая половина - без. Должны ли мы отклонить участников закупки, представивших ошибочные сведения?
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Ответ: Согласно ч. 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, зарегистрированный в ЕИС, вправе обратиться к заказчику с запросами о даче разъяснений положений извещения о закупке не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе или аукционе. Заказчик должен разместить в ЕИС разъяснение не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления запроса. Требования к содержанию разъяснения: 1) в нем должен быть указан предмета запроса; 2) не должен быть указан участник закупки, от которого поступил запрос; 3) разъяснения не должны изменять суть извещения о закупке.
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Ответ: Согласно ч. 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, зарегистрированный в ЕИС, вправе обратиться к заказчику с запросами о даче разъяснений положений извещения о закупке не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе или аукционе. Заказчик должен разместить в ЕИС разъяснение не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления запроса. Требования к содержанию разъяснения: 1) в нем должен быть указан предмета запроса; 2) не должен быть указан участник закупки, от которого поступил запрос; 3) разъяснения не должны изменять суть извещения о закупке.
Статья: Обзор некоторых актуальных правовых позиций Верховного Суда РФ по делам, связанным с применением Закона N 44-ФЗ
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)АО после размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения исполнителя в соответствии с ч. 18 ст. 48 Закона N 44-ФЗ направило заказчику запрос о разъяснении информации в протоколе, в т.ч. о порядке оценки заявки АО по названным детализирующим показателям.
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)АО после размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения исполнителя в соответствии с ч. 18 ст. 48 Закона N 44-ФЗ направило заказчику запрос о разъяснении информации в протоколе, в т.ч. о порядке оценки заявки АО по названным детализирующим показателям.
Вопрос: Каков порядок действий заказчика в случае, когда на закупку с НМЦК, рассчитанной по приказу ФАС России от 22.11.2024 N 894/24, на поставку автомобильного топлива не подано ни одной заявки?
("Вестник Института госзакупок", 2025, N 5)Ответ: ФАС России в разъяснениях от 21.03.2025, размещенных на официальном сайте службы (https://fas.gov.ru/documents/689931), подчеркивается, что при возникновении случаев, не урегулированных Приказом N 894/24, заказчикам следует руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ.
("Вестник Института госзакупок", 2025, N 5)Ответ: ФАС России в разъяснениях от 21.03.2025, размещенных на официальном сайте службы (https://fas.gov.ru/documents/689931), подчеркивается, что при возникновении случаев, не урегулированных Приказом N 894/24, заказчикам следует руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ.