Отсутствие дорожных знаков
Подборка наиболее важных документов по запросу Отсутствие дорожных знаков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Оспаривание решений и действий (бездействия) органов власти: Административный истец не согласен с непринятием мер по благоустройству (ремонту) дороги
(КонсультантПлюс, 2025)Административный истец (прокурор, гражданин - собственник дома, к которому примыкает дорога, и т.п.) считает, что Орган власти (администрация, исполнительный комитет и т.п.) ненадлежащим образом исполняет свои обязанности в области дорожной деятельности. Ссылается на ненадлежащее состояние дорожного покрытия, отсутствие дорожных знаков и т.д.
(КонсультантПлюс, 2025)Административный истец (прокурор, гражданин - собственник дома, к которому примыкает дорога, и т.п.) считает, что Орган власти (администрация, исполнительный комитет и т.п.) ненадлежащим образом исполняет свои обязанности в области дорожной деятельности. Ссылается на ненадлежащее состояние дорожного покрытия, отсутствие дорожных знаков и т.д.
Важнейшая практика по ст. 14 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗотсутствием дорожных знаков и разметки, обеспечивающих безопасность движения >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)2) о пути сообщения (наименование, состояние, покрытие, размерные характеристики, прилегающая территория и др.), средствах регулирования движения (например, наличие или отсутствие дорожных знаков);
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)2) о пути сообщения (наименование, состояние, покрытие, размерные характеристики, прилегающая территория и др.), средствах регулирования движения (например, наличие или отсутствие дорожных знаков);
Статья: Особенности собирания исходных данных при производстве следственного эксперимента по делам о транспортных преступлениях
(Ильин Н.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 12)2) пути сообщения (наименование, состояние, покрытие, размерные характеристики, прилегающая территория и др.), средствах регулирования движения (например, наличие или отсутствие дорожных знаков);
(Ильин Н.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 12)2) пути сообщения (наименование, состояние, покрытие, размерные характеристики, прилегающая территория и др.), средствах регулирования движения (например, наличие или отсутствие дорожных знаков);
Нормативные акты
"Обзор судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)Арбитражным судом первой инстанции установлено, что в результате проведенного обследования автомобильной дороги общего пользования федерального значения административным органом выявлены и отражены в акте проверки и протоколе об административном правонарушении следующие нарушения: наличие снежно-ледяных отложений внутри трубы до начала паводка (слева, справа), повреждение дорожных сигнальных столбиков, наличие несанкционированных съездов, дефектов дорожных ограждений, снижающее их удерживающую способность, наличие занижения обочины, не отделенной от проезжей части бордюром, ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см, наличие видимых разрушений открытой поверхности бортового камня, отсутствие остановочных комплексов, отсутствие дорожных знаков.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)Арбитражным судом первой инстанции установлено, что в результате проведенного обследования автомобильной дороги общего пользования федерального значения административным органом выявлены и отражены в акте проверки и протоколе об административном правонарушении следующие нарушения: наличие снежно-ледяных отложений внутри трубы до начала паводка (слева, справа), повреждение дорожных сигнальных столбиков, наличие несанкционированных съездов, дефектов дорожных ограждений, снижающее их удерживающую способность, наличие занижения обочины, не отделенной от проезжей части бордюром, ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см, наличие видимых разрушений открытой поверхности бортового камня, отсутствие остановочных комплексов, отсутствие дорожных знаков.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)В жалобах на постановление о назначении административного наказания Г. последовательно указывал на отсутствие в представленной в материалы дела схеме дислокации дорожных знаков дорожного знака 3.20 "Обгон запрещен", что свидетельствует об отсутствии доказательств установки указанного дорожного знака в соответствии с требованиями действующего законодательства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)В жалобах на постановление о назначении административного наказания Г. последовательно указывал на отсутствие в представленной в материалы дела схеме дислокации дорожных знаков дорожного знака 3.20 "Обгон запрещен", что свидетельствует об отсутствии доказательств установки указанного дорожного знака в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Статья: Порядок установки дорожных знаков
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании пп. "а" п. 13.5 ст. 3 "ТР ТС 014/2011. Технического регламента Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827, дорожные знаки должны обладать заданными характеристиками, установленными в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза, обеспечивающими их видимость. Местоположение соответствующих дорожных знаков должно обеспечивать своевременное информирование водителей транспортных средств и пешеходов об изменении дорожных условий и допустимых режимах движения. Установка дорожных знаков, за исключением временных, не должна приводить к уменьшению габаритов приближения автомобильных дорог и дорожных сооружений на них. Установку отсутствующих и замену поврежденных дорожных знаков следует осуществлять в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании пп. "а" п. 13.5 ст. 3 "ТР ТС 014/2011. Технического регламента Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827, дорожные знаки должны обладать заданными характеристиками, установленными в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза, обеспечивающими их видимость. Местоположение соответствующих дорожных знаков должно обеспечивать своевременное информирование водителей транспортных средств и пешеходов об изменении дорожных условий и допустимых режимах движения. Установка дорожных знаков, за исключением временных, не должна приводить к уменьшению габаритов приближения автомобильных дорог и дорожных сооружений на них. Установку отсутствующих и замену поврежденных дорожных знаков следует осуществлять в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Предметом судебных споров также является отнесение тех или иных объектов к объектам дорожного сервиса <1>, выявление собственника автомобильной дороги <2> и др. Мировые судьи, ссылаясь на то, что к полномочиям местной администрации относится осуществление муниципального контроля, привлекают должностных лиц к ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодороги (наличие выбоин на проезжей части, снежный накат на дороге, отсутствие дорожных знаков, создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)) <3>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Предметом судебных споров также является отнесение тех или иных объектов к объектам дорожного сервиса <1>, выявление собственника автомобильной дороги <2> и др. Мировые судьи, ссылаясь на то, что к полномочиям местной администрации относится осуществление муниципального контроля, привлекают должностных лиц к ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодороги (наличие выбоин на проезжей части, снежный накат на дороге, отсутствие дорожных знаков, создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)) <3>.
Ситуация: Какова ответственность водителя за нарушение ПДД, если дорожных знаков и разметки не видно?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если дорожных знаков и разметки не видно, то вина водителя отсутствует, что исключает привлечение его к ответственности.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если дорожных знаков и разметки не видно, то вина водителя отсутствует, что исключает привлечение его к ответственности.
Статья: Судебная практика по делам о дорожно-транспортных происшествиях с участием животных
(Кичигин Н.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Дорожный знак 1.27 "Дикие животные" может предупреждать лишь о приближении к месту, т.е. лесному массиву, в котором могут обитать дикие животные. Наличие этого знака само по себе не означает, что на дороге обязательно появится дикое животное, а равно и отсутствие данного знака не означает того, что вероятность появления на проезжей части дикого животного исключена. Поэтому водитель, для которого было очевидно, что к дороге примыкает лесополоса, должен был и в случае отсутствие дорожного знака 1.27 "Дикие животные" предполагать появление на проезжей части дикого животного, поведение которого проконтролировать нельзя. Такая судебная позиция представлена, например, в решениях Артинского районного суда Свердловской области от 3 февраля 2020 г. по делу N 2-68/2020, Раменского городского суда Московской области от 27 февраля 2020 г. по делу N 2-1004/2020 и ряде других.
(Кичигин Н.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Дорожный знак 1.27 "Дикие животные" может предупреждать лишь о приближении к месту, т.е. лесному массиву, в котором могут обитать дикие животные. Наличие этого знака само по себе не означает, что на дороге обязательно появится дикое животное, а равно и отсутствие данного знака не означает того, что вероятность появления на проезжей части дикого животного исключена. Поэтому водитель, для которого было очевидно, что к дороге примыкает лесополоса, должен был и в случае отсутствие дорожного знака 1.27 "Дикие животные" предполагать появление на проезжей части дикого животного, поведение которого проконтролировать нельзя. Такая судебная позиция представлена, например, в решениях Артинского районного суда Свердловской области от 3 февраля 2020 г. по делу N 2-68/2020, Раменского городского суда Московской области от 27 февраля 2020 г. по делу N 2-1004/2020 и ряде других.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)Западно-Сибирским транспортным прокурором выявлены значительные повреждения дорожного покрытия автомобильных дорог, пересекающих переезды, отсутствие дорожной разметки и знаков, световозвращателей на сигнальных столбиках, обустроенных дорожек и иные нарушения. В связи с этим транспортный прокурор внес начальнику Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" представление об устранении нарушений закона, в отношении лица, ответственного за содержание железнодорожных переездов, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 КоАП (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) <12>.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)Западно-Сибирским транспортным прокурором выявлены значительные повреждения дорожного покрытия автомобильных дорог, пересекающих переезды, отсутствие дорожной разметки и знаков, световозвращателей на сигнальных столбиках, обустроенных дорожек и иные нарушения. В связи с этим транспортный прокурор внес начальнику Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" представление об устранении нарушений закона, в отношении лица, ответственного за содержание железнодорожных переездов, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 КоАП (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) <12>.