Отсутствие договора с управляющей компанией
Подборка наиболее важных документов по запросу Отсутствие договора с управляющей компанией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Фактические договорные отношения
(КонсультантПлюс, 2025)"...Так, в качестве инструмента борьбы с недобросовестными управляющими организациями, уклоняющимися от заключения договоров ресурсоснабжения с РСО, Верховным Судом Российской Федерации... было дано толкование о том, что, несмотря на общий порядок предоставления управляющей организацией коммунальных услуг потребителям только при заключении соответствующего договора с РСО, направленный на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене управляющих организаций, отношения между управляющей организацией и РСО могут быть признаны договорными и в ситуации, когда они сложились фактически без заключения договора-документа (управляющая организация приступила к управлению МКД, собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а РСО выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса), что также позволяет признать управляющую организацию выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Так, в качестве инструмента борьбы с недобросовестными управляющими организациями, уклоняющимися от заключения договоров ресурсоснабжения с РСО, Верховным Судом Российской Федерации... было дано толкование о том, что, несмотря на общий порядок предоставления управляющей организацией коммунальных услуг потребителям только при заключении соответствующего договора с РСО, направленный на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене управляющих организаций, отношения между управляющей организацией и РСО могут быть признаны договорными и в ситуации, когда они сложились фактически без заключения договора-документа (управляющая организация приступила к управлению МКД, собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а РСО выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса), что также позволяет признать управляющую организацию выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 159 "Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" ЖК РФ"Из норм действующего законодательства усматривается, что для собственников не предусмотрено никаких различий или исключений (статей 154, 159 ЖК РФ). Действие императивной нормы, предусмотренной пунктом 7 статьи 155 ЖК РФ, не зависит от наличия или отсутствия договора между управляющей организацией и конкретным собственником."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Отсутствие договора с управляющей компанией, обязанность по заключению которого является двусторонней и лежит на обеих сторонах, не влияет на отношения собственности и не может служить основанием для освобождения собственника от обязанности оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, а также коммунальных услуг в местах общего пользования.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Отсутствие договора с управляющей компанией, обязанность по заключению которого является двусторонней и лежит на обеих сторонах, не влияет на отношения собственности и не может служить основанием для освобождения собственника от обязанности оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, а также коммунальных услуг в местах общего пользования.
Статья: Понятие товарищества собственников жилья и управляющей организации (управляющей компании)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.4. Часть 10.1 ст. 161 ЖК РФ устанавливает обязанность УО либо осуществляющих управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией) ТСЖ, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив в течение первого квартала текущего года представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о деятельности по управлению многоквартирным домом за предыдущий год, размещать такой отчет в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения такого отчета в системе в автоматизированном режиме, а также по обеспечению свободного доступа к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Поскольку в рассматриваемом случае ТСЖ заключило договор управления с УО, обязанность по размещению в системе указанной информации перешла к УО. Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками в ГИС ЖКХ утверждены Приказом Минстроя России от 07.02.2024 N 79/пр, в соответствующих пунктах гл. XI которых указано, что информация не подлежит размещению ТСЖ в случае заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.4. Часть 10.1 ст. 161 ЖК РФ устанавливает обязанность УО либо осуществляющих управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией) ТСЖ, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив в течение первого квартала текущего года представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о деятельности по управлению многоквартирным домом за предыдущий год, размещать такой отчет в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения такого отчета в системе в автоматизированном режиме, а также по обеспечению свободного доступа к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Поскольку в рассматриваемом случае ТСЖ заключило договор управления с УО, обязанность по размещению в системе указанной информации перешла к УО. Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками в ГИС ЖКХ утверждены Приказом Минстроя России от 07.02.2024 N 79/пр, в соответствующих пунктах гл. XI которых указано, что информация не подлежит размещению ТСЖ в случае заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Управляющая организация либо управляющие многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией) товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о деятельности по управлению многоквартирным домом за предыдущий год, размещает такой отчет в ГИС ЖКХ или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения такого отчета в ГИС ЖКХ в автоматизированном режиме.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Управляющая организация либо управляющие многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией) товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о деятельности по управлению многоквартирным домом за предыдущий год, размещает такой отчет в ГИС ЖКХ или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения такого отчета в ГИС ЖКХ в автоматизированном режиме.
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)10.1. Управляющая организация либо осуществляющие управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией) товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о деятельности по управлению многоквартирным домом за предыдущий год, размещает такой отчет в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения такого отчета в системе в автоматизированном режиме, а также обеспечивает свободный доступ к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), а также перечень сведений, обязательных для отражения в отчете о деятельности по управлению многоквартирным домом, и форма такого отчета устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
(ред. от 04.11.2025)10.1. Управляющая организация либо осуществляющие управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией) товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о деятельности по управлению многоквартирным домом за предыдущий год, размещает такой отчет в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения такого отчета в системе в автоматизированном режиме, а также обеспечивает свободный доступ к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), а также перечень сведений, обязательных для отражения в отчете о деятельности по управлению многоквартирным домом, и форма такого отчета устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)Если на 03.04.2018 между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором вышеназванный договор отсутствовал, то он считается заключенным региональным оператором непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме на неопределенный срок в соответствии с типовым договором. Он действует с даты, когда региональный оператор начал оказывать услуги по обращению с ТКО. Следует отметить, что заключать договор в письменной форме не требуется (Письмо Минстроя России от 16.10.2018 N 41963-АЧ/04).
(КонсультантПлюс, 2025)Если на 03.04.2018 между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором вышеназванный договор отсутствовал, то он считается заключенным региональным оператором непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме на неопределенный срок в соответствии с типовым договором. Он действует с даты, когда региональный оператор начал оказывать услуги по обращению с ТКО. Следует отметить, что заключать договор в письменной форме не требуется (Письмо Минстроя России от 16.10.2018 N 41963-АЧ/04).
Ситуация: Как проводится текущий ремонт жилых домов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)самостоятельно (без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)самостоятельно (без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией);
Статья: Обзор практики по спорам из договоров аренды за сентябрь 2021 года
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Как указал ВС РФ, поскольку в спорный период между арендатором и управляющей компанией отсутствовал прямой договор об участии арендатора в расходах на содержание и текущий ремонт имущества, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования общества к администрации как представителю собственника имущества.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Как указал ВС РФ, поскольку в спорный период между арендатором и управляющей компанией отсутствовал прямой договор об участии арендатора в расходах на содержание и текущий ремонт имущества, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования общества к администрации как представителю собственника имущества.
Статья: "Кассовые" нововведения заработают с 1 марта 2025 года (комментарий к Законам от 08.08.2024 N 273-ФЗ, от 08.08.2024 N 274-ФЗ, от 08.08.2024 N 284-ФЗ)
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2025, N 5)- предоставлять торговые места лишь тем организациям и ИП, у которых есть зарегистрированная (перерегистрированная) по адресу рынка ККТ (разумеется, это относится к торговцам, которые обязаны использовать кассу). Потенциальных арендаторов обязали передавать управляющей компании копию карточки регистрации ККТ. Без нее договор о предоставлении торговых мест заключать нельзя;
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2025, N 5)- предоставлять торговые места лишь тем организациям и ИП, у которых есть зарегистрированная (перерегистрированная) по адресу рынка ККТ (разумеется, это относится к торговцам, которые обязаны использовать кассу). Потенциальных арендаторов обязали передавать управляющей компании копию карточки регистрации ККТ. Без нее договор о предоставлении торговых мест заключать нельзя;
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)7.3. Возможны ситуации, когда застройщиком осуществляется управление многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией. В таких случаях плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится застройщику лицом, принявшим такой дом от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию по передаточному акту или иному документу о передаче.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)7.3. Возможны ситуации, когда застройщиком осуществляется управление многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией. В таких случаях плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится застройщику лицом, принявшим такой дом от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию по передаточному акту или иному документу о передаче.
Статья: Гаражно-строительный кооператив
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При непосредственном управлении общим имуществом собственники гаражей/машино-мест принимают совместные решения по управлению общим имуществом без создания ТСН и без заключения договора с управляющей организацией. На основании решений общего собрания собственников заключаются договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в границах территории гаражного назначения или в гаражном комплексе с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. При этом все собственники гаражей/машино-мест или большинство таких собственников выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров (ч. 3 ст. 18 Закона о гаражных объединениях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При непосредственном управлении общим имуществом собственники гаражей/машино-мест принимают совместные решения по управлению общим имуществом без создания ТСН и без заключения договора с управляющей организацией. На основании решений общего собрания собственников заключаются договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в границах территории гаражного назначения или в гаражном комплексе с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. При этом все собственники гаражей/машино-мест или большинство таких собственников выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров (ч. 3 ст. 18 Закона о гаражных объединениях).
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Самопомощь (самозащита и организационные санкции) активируется в неюрисдикционной форме - правообладатель, иное заинтересованное лицо при защите своих прав и охраняемых интересов действуют самостоятельно, не обращаются в официальные учреждения. В частности, правообладатель открывает публике свое имя, блокирует правонарушителю доступ к охраняемому контенту, прекращает трансляцию, прерывает публичный показ, отзывает произведение из печати, помечает скрытой маркировкой контент сайта или, например, базы данных и т.д. (меры самозащиты); подает претензию, легализует контрафактные экземпляры раскаявшегося, признавшего вину нарушителя, заключает с ним договор, отказывается от существенно нарушенного другой стороной договора, запрещает организации по коллективному управлению управлять принадлежащими ему исключительными правами без договора и т.д. (организационные санкции). Прямо перечисленные здесь фактические (самозащита) и юридические (организационные санкции) возможности осуществления правообладателем самостоятельных (без обращения в суд или административный орган) действий, кроме того, что относятся к неюрисдикционной форме защиты, осуществляются и как способы (средства) защиты.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Самопомощь (самозащита и организационные санкции) активируется в неюрисдикционной форме - правообладатель, иное заинтересованное лицо при защите своих прав и охраняемых интересов действуют самостоятельно, не обращаются в официальные учреждения. В частности, правообладатель открывает публике свое имя, блокирует правонарушителю доступ к охраняемому контенту, прекращает трансляцию, прерывает публичный показ, отзывает произведение из печати, помечает скрытой маркировкой контент сайта или, например, базы данных и т.д. (меры самозащиты); подает претензию, легализует контрафактные экземпляры раскаявшегося, признавшего вину нарушителя, заключает с ним договор, отказывается от существенно нарушенного другой стороной договора, запрещает организации по коллективному управлению управлять принадлежащими ему исключительными правами без договора и т.д. (организационные санкции). Прямо перечисленные здесь фактические (самозащита) и юридические (организационные санкции) возможности осуществления правообладателем самостоятельных (без обращения в суд или административный орган) действий, кроме того, что относятся к неюрисдикционной форме защиты, осуществляются и как способы (средства) защиты.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Это замечание О.Ю. Шилохвоста иллюстрируется Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 08.08.2016 N 305-ЭС16-4138 по делу А40-41713/2014 (под председательством О.Ю. Шилохвоста), отменившей постановление судов апелляционной и кассационной инстанций и оставившей в силе решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2015 именно на том основании, что управляющая компания не являлась непосредственным потребителем электроэнергии, что обусловливает подчинение спорных отношений по ее поставке жилищному законодательству (п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ), исключающему возложение на управляющую компанию ответственности за бездоговорное потребление гражданами коммунальных ресурсов. Следовательно, п. 84 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, предусматривающий право сетевой организации взыскать с абонента, у которого отсутствует письменный договор с энергоснабжающей организацией, неприменим к отношениям с участием граждан-потребителей, и сетевая организация не имеет права взыскивать с исполнителя коммунальных услуг (управляющей компании) стоимость электроэнергии (в том числе за ее бездоговорное потребление). Это право принадлежит исключительно энергоснабжающей организации <1>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Это замечание О.Ю. Шилохвоста иллюстрируется Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 08.08.2016 N 305-ЭС16-4138 по делу А40-41713/2014 (под председательством О.Ю. Шилохвоста), отменившей постановление судов апелляционной и кассационной инстанций и оставившей в силе решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2015 именно на том основании, что управляющая компания не являлась непосредственным потребителем электроэнергии, что обусловливает подчинение спорных отношений по ее поставке жилищному законодательству (п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ), исключающему возложение на управляющую компанию ответственности за бездоговорное потребление гражданами коммунальных ресурсов. Следовательно, п. 84 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, предусматривающий право сетевой организации взыскать с абонента, у которого отсутствует письменный договор с энергоснабжающей организацией, неприменим к отношениям с участием граждан-потребителей, и сетевая организация не имеет права взыскивать с исполнителя коммунальных услуг (управляющей компании) стоимость электроэнергии (в том числе за ее бездоговорное потребление). Это право принадлежит исключительно энергоснабжающей организации <1>.