Отстранение от работы за нарушение требований охраны труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Отстранение от работы за нарушение требований охраны труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Рязанского областного суда от 04.12.2024 N 33-1996/2024 (УИД 62RS0005-01-2022-002012-07)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О взыскании пособия по временной нетрудоспособности.
Обстоятельства: Истец указал, что был принят на работу в организацию. В связи с ликвидацией предприятия был переведен на другую должность. При исполнении трудовых обязанностей им была получена травма. Работодатель не произвел в установленный законом срок расследование несчастного случая, не выдал истцу акт по форме и не произвел оплату периода временной нетрудоспособности.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Указано на нарушение М. п. 1.5 Инструкции по охране труда для электрослесаря по ремонту оборудования, а именно: электрослесарь при выполнении работ должен быть внимательным и не допускать нарушений требований безопасности труда.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О взыскании пособия по временной нетрудоспособности.
Обстоятельства: Истец указал, что был принят на работу в организацию. В связи с ликвидацией предприятия был переведен на другую должность. При исполнении трудовых обязанностей им была получена травма. Работодатель не произвел в установленный законом срок расследование несчастного случая, не выдал истцу акт по форме и не произвел оплату периода временной нетрудоспособности.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Указано на нарушение М. п. 1.5 Инструкции по охране труда для электрослесаря по ремонту оборудования, а именно: электрослесарь при выполнении работ должен быть внимательным и не допускать нарушений требований безопасности труда.
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Обучение по электробезопасности
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно протоколу... заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников депо результат проверки знаний в отношении М. указан - "не сдал".
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно протоколу... заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников депо результат проверки знаний в отношении М. указан - "не сдал".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Как отстранить работника от работыПри обнаружении работника в состоянии опьянения его нужно обязательно отстранить от работы (абз. 2 ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Если работник не был отстранен от работы, ответственность за возможные последствия выполнения им трудовых обязанностей в таком состоянии (в т.ч. производственные травмы) ложится на работодателя. Должностные лица организации, которые, получив соответствующую докладную записку, не инициировали процедуру отстранения работника, могут быть привлечены не только к административной (по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а при повторном аналогичном нарушении - по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ), но и к уголовной ответственности, если в результате подобного бездействия произошло нарушение требований охраны труда и пострадали люди (ст. 143 УК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 N 41).
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)В случае выявленных государственной инспекцией труда нарушений государственных нормативных требований охраны труда инспекторы труда вправе: предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. комментарий к ст. 357 ТК РФ).
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)В случае выявленных государственной инспекцией труда нарушений государственных нормативных требований охраны труда инспекторы труда вправе: предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. комментарий к ст. 357 ТК РФ).
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
(ред. от 29.09.2025)направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
Приказ Минтруда России от 31.01.2022 N 37
"Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда"направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не имеющих допуска к выполнению работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не прошедших обязательные медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, а также при наличии медицинских противопоказаний к выполнению порученных им работ, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;
"Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда"направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не имеющих допуска к выполнению работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не прошедших обязательные медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, а также при наличии медицинских противопоказаний к выполнению порученных им работ, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;
Готовое решение: Как создать службу охраны труда (организовать ее работу)
(КонсультантПлюс, 2025)направлять вам (вашему представителю, наделенному соответствующими полномочиями) требования отстранить от работы (не допускать к ней) лиц, не имеющих допуска к выполнению работ по требованиям НПА, не прошедших обязательные медосмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, а также лиц, нарушающих требования законодательства об охране труда или имеющих медицинские противопоказания к выполнению порученных им работ.
(КонсультантПлюс, 2025)направлять вам (вашему представителю, наделенному соответствующими полномочиями) требования отстранить от работы (не допускать к ней) лиц, не имеющих допуска к выполнению работ по требованиям НПА, не прошедших обязательные медосмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, а также лиц, нарушающих требования законодательства об охране труда или имеющих медицинские противопоказания к выполнению порученных им работ.
Статья: Прекращение трудового договора работодателем в России, Казахстане и Кыргызстане и международные стандарты труда
(Раманкулов К.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Аналогом подп. 5 п. 1 ст. 52 ТК Казахстана являются п. 3 ст. 76 ТК Кыргызстана и ст. 76 ТК России, где закреплено не основание увольнения, а основание отстранения от работы. При этом Трудовые кодексы Кыргызстана и России предусматривают в виде дисциплинарного основания для увольнения однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, относящихся к области охраны труда. Так, согласно подп. "д" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК России таким основанием могут быть случаи установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий. Схожая норма в ТК Кыргызстана сформулирована более лаконично и предусматривает увольнение работника за нарушение им требований охраны труда, которое уже повлекло тяжкие последствия, включая травмы и аварии (подп. "г" п. 6 ст. 83).
(Раманкулов К.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Аналогом подп. 5 п. 1 ст. 52 ТК Казахстана являются п. 3 ст. 76 ТК Кыргызстана и ст. 76 ТК России, где закреплено не основание увольнения, а основание отстранения от работы. При этом Трудовые кодексы Кыргызстана и России предусматривают в виде дисциплинарного основания для увольнения однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, относящихся к области охраны труда. Так, согласно подп. "д" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК России таким основанием могут быть случаи установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий. Схожая норма в ТК Кыргызстана сформулирована более лаконично и предусматривает увольнение работника за нарушение им требований охраны труда, которое уже повлекло тяжкие последствия, включая травмы и аварии (подп. "г" п. 6 ст. 83).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Иными словами, суд кассационной инстанции счел, что дисциплинарным проступком может быть лишь отказ от прохождения проверки знаний по технике безопасности или уклонение от сдачи такого экзамена. Коллегия обратила внимание на то, что работник не уклонялся от прохождения проверки знаний требований охраны труда. Он приходил на заседания комиссии, проходил проверку знаний, но получал неудовлетворительные оценки, что не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины, так как недостаточность знаний работником требований охраны труда нельзя расценивать как виновное неисполнение трудовых обязанностей.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Иными словами, суд кассационной инстанции счел, что дисциплинарным проступком может быть лишь отказ от прохождения проверки знаний по технике безопасности или уклонение от сдачи такого экзамена. Коллегия обратила внимание на то, что работник не уклонялся от прохождения проверки знаний требований охраны труда. Он приходил на заседания комиссии, проходил проверку знаний, но получал неудовлетворительные оценки, что не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины, так как недостаточность знаний работником требований охраны труда нельзя расценивать как виновное неисполнение трудовых обязанностей.
Статья: Конвалидация индивидуальных правовых актов органов публичной власти
(Смолина Ю.М.)
("Нотариус", 2024, N 1)Так, суд отказал в удовлетворении требований противотуберкулезного диспансера о признании недействительным предписания Государственной инспекции труда об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение по требованиям охраны труда, указав, что нарушение срока вручения акта проверки не повлекло каких-либо негативных последствий для административного истца, поскольку право ознакомления с ее результатами, на подачу возражений на акт проверки, а также на обжалование решения контрольного (надзорного) органа в полной мере реализовано истцом <10>.
(Смолина Ю.М.)
("Нотариус", 2024, N 1)Так, суд отказал в удовлетворении требований противотуберкулезного диспансера о признании недействительным предписания Государственной инспекции труда об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение по требованиям охраны труда, указав, что нарушение срока вручения акта проверки не повлекло каких-либо негативных последствий для административного истца, поскольку право ознакомления с ее результатами, на подачу возражений на акт проверки, а также на обжалование решения контрольного (надзорного) органа в полной мере реализовано истцом <10>.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пример. В помещении Общества на рабочем месте при исполнении трудовых обязанностей умер мастер Б. Смерть Б. наступила от острого инфаркта миокарда, что подтверждается характерной патоморфологической картиной, установленной на вскрытии, а также данными гистологического исследования. Государственная инспекция труда, проведя расследование несчастного случая на производстве, выявила нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Общество не отстранило от работы (допустило к работе) Б., который не проходил в установленном порядке обязательные медицинские осмотры. Кроме того, Общество также не отстранило его от работы, несмотря на жалобы Б. на ухудшение здоровья. Выявив факт наступления смерти работника, Общество не направило в течение суток извещение по установленной форме в государственную инспекцию труда о несчастном случае со смертельным исходом, произошедшем с работником предприятия, извещение направлено только спустя несколько дней.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пример. В помещении Общества на рабочем месте при исполнении трудовых обязанностей умер мастер Б. Смерть Б. наступила от острого инфаркта миокарда, что подтверждается характерной патоморфологической картиной, установленной на вскрытии, а также данными гистологического исследования. Государственная инспекция труда, проведя расследование несчастного случая на производстве, выявила нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Общество не отстранило от работы (допустило к работе) Б., который не проходил в установленном порядке обязательные медицинские осмотры. Кроме того, Общество также не отстранило его от работы, несмотря на жалобы Б. на ухудшение здоровья. Выявив факт наступления смерти работника, Общество не направило в течение суток извещение по установленной форме в государственную инспекцию труда о несчастном случае со смертельным исходом, произошедшем с работником предприятия, извещение направлено только спустя несколько дней.
Статья: В Трудовом кодексе хотят закрепить дополнительные права трудового инспектора
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 46)- направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 46)- направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
Статья: Правовая защита личных прав работника в международных стандартах труда и трудовом законодательстве стран ЕАЭС
(Пряженников М.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Механизм отстранения работника от работы содержится в ст. 108 ТК РА, ст. 76 ТК КР, ст. 49 ТК РБ, ст. 48 ТК РК, ст. 76 ТК РФ. Акцент делается на отстранении работников, которые либо находятся в состоянии опьянения, либо не выполняют требования охраны труда. А ТК РК дает право отстранить от работы лицо, повлекшее или способное повлечь своими действиями или бездействием тяжкие последствия для жизни и здоровья (его самого или других работников), производственные травмы и аварии, нарушение правил охраны труда, пожарной безопасности либо безопасности движения на транспорте. Считаем подобное полномочие работодателя органичным элементом системы предотвращения насилия и домогательств на рабочем месте, который уместно заимствовать другим странам ЕАЭС.
(Пряженников М.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Механизм отстранения работника от работы содержится в ст. 108 ТК РА, ст. 76 ТК КР, ст. 49 ТК РБ, ст. 48 ТК РК, ст. 76 ТК РФ. Акцент делается на отстранении работников, которые либо находятся в состоянии опьянения, либо не выполняют требования охраны труда. А ТК РК дает право отстранить от работы лицо, повлекшее или способное повлечь своими действиями или бездействием тяжкие последствия для жизни и здоровья (его самого или других работников), производственные травмы и аварии, нарушение правил охраны труда, пожарной безопасности либо безопасности движения на транспорте. Считаем подобное полномочие работодателя органичным элементом системы предотвращения насилия и домогательств на рабочем месте, который уместно заимствовать другим странам ЕАЭС.
Статья: Охрана труда и другие нормы в сфере труда 2021. Новые правила и акты, которые не утратили силу
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 7)Был составлен акт. Инспекторы вынесли предписание и потребовали внести изменения в правила организации приема и перемещения грузов женщинами, сделать поправки в технологическую карту проведения работ по приему товара, инструкцию по охране труда для продавца магазина, инструкцию по охране труда для лица, ответственного за безопасное проведение работ по приему товара. Также проверяющие потребовали не допускать перемещение грузов женщинами, если прилагаемое усилие превышает 10 кг. Суд отменил документ. Он посчитал нарушение недоказанным. Компания выполнила все требования норм охраны труда по оформлению документации и неоднократно знакомила с ней под роспись работников. Требования норм охраны труда в части недопустимости превышения вышеуказанных усилий перемещения грузов до работников доводились как в составе различных инструкций, так и отдельными нормами предельно допустимых нагрузок для женщин (решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края N 12-629/2015 от 11 августа 2015 г.).
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 7)Был составлен акт. Инспекторы вынесли предписание и потребовали внести изменения в правила организации приема и перемещения грузов женщинами, сделать поправки в технологическую карту проведения работ по приему товара, инструкцию по охране труда для продавца магазина, инструкцию по охране труда для лица, ответственного за безопасное проведение работ по приему товара. Также проверяющие потребовали не допускать перемещение грузов женщинами, если прилагаемое усилие превышает 10 кг. Суд отменил документ. Он посчитал нарушение недоказанным. Компания выполнила все требования норм охраны труда по оформлению документации и неоднократно знакомила с ней под роспись работников. Требования норм охраны труда в части недопустимости превышения вышеуказанных усилий перемещения грузов до работников доводились как в составе различных инструкций, так и отдельными нормами предельно допустимых нагрузок для женщин (решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края N 12-629/2015 от 11 августа 2015 г.).
Статья: Функциональные обязанности должностных лиц общеобразовательных школ в области охраны труда
(Красильников Л.А.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 9)- по представлению уполномоченных представителей органов государственной власти отстраняет от работы лиц, допустивших неоднократные нарушения требований охраны труда;
(Красильников Л.А.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 9)- по представлению уполномоченных представителей органов государственной власти отстраняет от работы лиц, допустивших неоднократные нарушения требований охраны труда;