Отношения регулируемые законом о защите прав потребителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Отношения регулируемые законом о защите прав потребителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Подсудность споров о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...по смыслу преамбулы Закона... "О защите прав потребителей" указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров и оказании услуг... негосударственный пенсионный фонд - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение... и обязательное пенсионное страхование, при этом правоотношения по осуществлению обязательного пенсионного страхования связаны с компенсацией гражданам заработка, в связи с чем не регулируются законодательством о защите прав потребителей..."
(КонсультантПлюс, 2025)...по смыслу преамбулы Закона... "О защите прав потребителей" указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров и оказании услуг... негосударственный пенсионный фонд - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение... и обязательное пенсионное страхование, при этом правоотношения по осуществлению обязательного пенсионного страхования связаны с компенсацией гражданам заработка, в связи с чем не регулируются законодательством о защите прав потребителей..."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 23 "Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, мировой судья, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что предъявленные истцом требования о взыскании неустойки по ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей" являются неверным способом защиты нарушенного права, т.к. правоотношения сторон по делу после вынесения решения суда не вытекают из договорных отношений, регулируемых Законом РФ "О защите прав потребителей", и взыскание неустойки как мера ответственности за неисполнение решения суда законом не предусмотрена. Одним из способов компенсации является индексация присужденных денежных сумм на основании ст. 208 ГПК РФ или взыскание процентов по ст. 395 ГК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Защита прав потребителей финансовых услуг: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2023)5.1. Соотношение Закона о защите прав потребителей
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2023)5.1. Соотношение Закона о защите прав потребителей
Готовое решение: Как составить договор об оказании информационных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что заказчиком по договору об оказании информационных услуг, заключаемому в том числе посредством публичной оферты, может быть потребитель. И, если размещающее публичную оферту лицо отвечает при этом признакам исполнителя по смыслу Закона о защите прав потребителей, важно соблюсти также требования этого Закона. Объясняется это тем, что Закон о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителями и исполнителями в том числе при оказании услуг (преамбула Закона о защите прав потребителей). При этом договор об оказании информационных услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). И Закон о защите прав потребителей также не исключает возможность его применения к отношениям, вытекающим из оказания информационных услуг. Поэтому, в частности, не следует включать в договор об оказании информационных услуг потребителю недопустимые условия, ущемляющие права потребителя. Такие условия ничтожны (п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что заказчиком по договору об оказании информационных услуг, заключаемому в том числе посредством публичной оферты, может быть потребитель. И, если размещающее публичную оферту лицо отвечает при этом признакам исполнителя по смыслу Закона о защите прав потребителей, важно соблюсти также требования этого Закона. Объясняется это тем, что Закон о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителями и исполнителями в том числе при оказании услуг (преамбула Закона о защите прав потребителей). При этом договор об оказании информационных услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). И Закон о защите прав потребителей также не исключает возможность его применения к отношениям, вытекающим из оказания информационных услуг. Поэтому, в частности, не следует включать в договор об оказании информационных услуг потребителю недопустимые условия, ущемляющие права потребителя. Такие условия ничтожны (п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
Статья: Взыскание неустойки на будущее время как препятствие для присуждения астрента
(Тимофеев Ю.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 12)Вопрос о правомерности дополнительного присуждения астрента в случае взыскания с должника неустойки, присужденной на будущее время, имеет особый интерес применительно к специфике отношений, регулируемых Законом о защите прав потребителей и Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <8> (далее - Закон об ОСАГО).
(Тимофеев Ю.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 12)Вопрос о правомерности дополнительного присуждения астрента в случае взыскания с должника неустойки, присужденной на будущее время, имеет особый интерес применительно к специфике отношений, регулируемых Законом о защите прав потребителей и Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <8> (далее - Закон об ОСАГО).
Статья: Микрокредиты: обзор судов за 2020 год
(Демидова И.)
("Административное право", 2021, N 1)Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
(Демидова И.)
("Административное право", 2021, N 1)Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)<59> 24 июля 2020 г. Коваль О.Н. обратилась с заявлением в вуз о возврате уплаченных за обучение денежных средств. Приказом от 28 июля 2020 г. студентка отчислена из университета по собственному желанию. При этом ответчиком истцу отказано в возврате денежных средств с указанием на то, что уплаченные денежные средства уже полностью израсходованы на организацию учебного процесса и возврату не подлежат. Суды исходили из того, что образовательные услуги по обучению на третьем курсе фактически не оказаны, а доказательств несения расходов, связанных с исполнением обязательств по обучению истца на третьем курсе университета, ответчиком не представлено. ВС РФ подчеркнул, что ЗоЗПП регулирует отношения об оказании образовательных услуг. При этом право истца на возврат денежных средств, уплаченных за обучение, не зависит от наличия или отсутствия вины образовательного учреждения, и отказ потребителя от исполнения договора в одностороннем порядке в отсутствие нарушения его прав исполнителем услуг до такого волеизъявления не является критерием применения или неприменения к таким правоотношениям Закона о защите прав потребителей.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)<59> 24 июля 2020 г. Коваль О.Н. обратилась с заявлением в вуз о возврате уплаченных за обучение денежных средств. Приказом от 28 июля 2020 г. студентка отчислена из университета по собственному желанию. При этом ответчиком истцу отказано в возврате денежных средств с указанием на то, что уплаченные денежные средства уже полностью израсходованы на организацию учебного процесса и возврату не подлежат. Суды исходили из того, что образовательные услуги по обучению на третьем курсе фактически не оказаны, а доказательств несения расходов, связанных с исполнением обязательств по обучению истца на третьем курсе университета, ответчиком не представлено. ВС РФ подчеркнул, что ЗоЗПП регулирует отношения об оказании образовательных услуг. При этом право истца на возврат денежных средств, уплаченных за обучение, не зависит от наличия или отсутствия вины образовательного учреждения, и отказ потребителя от исполнения договора в одностороннем порядке в отсутствие нарушения его прав исполнителем услуг до такого волеизъявления не является критерием применения или неприменения к таким правоотношениям Закона о защите прав потребителей.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах), устанавливает отдельный порядок предъявления требований потребителей, а также сроки удовлетворения отдельных требований потребителя (рассмотрения претензий потребителя). Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <81>, принятые Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации <82>, устанавливают особый порядок рассмотрения жалоб (заявлений, требований и претензий) потребителя (пользователя) данного вида услуг.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах), устанавливает отдельный порядок предъявления требований потребителей, а также сроки удовлетворения отдельных требований потребителя (рассмотрения претензий потребителя). Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <81>, принятые Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации <82>, устанавливают особый порядок рассмотрения жалоб (заявлений, требований и претензий) потребителя (пользователя) данного вида услуг.
Готовое решение: Как составить договор поручения
(КонсультантПлюс, 2025)Закон о защите прав потребителей регулирует в том числе отношения между потребителями и исполнителями при оказании услуг (преамбула Закона о защите прав потребителей). А по договору поручения оказываются посреднические услуги. Такой вывод можно сделать из п. 2 ст. 779 ГК РФ. В этой норме исключено применение положений о договоре возмездного оказания услуг к договору поручения, но при этом при ссылке на соответствующие главы Гражданского кодекса РФ использована формулировка "услуги по договорам". При этом сам Закон о защите прав потребителей не ограничивает сферу его действия только теми услугами, которые оказываются в рамках договора о возмездном оказании услуг, и не исключает возможность его применения к отношениям, вытекающим из договора поручения. В частности, Закон о защите прав потребителей применяется, если юридические лица и предприниматели оказывают посреднические услуги на рынке сделок с недвижимостью, в том числе при организации продажи объектов недвижимости по поручению граждан (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
(КонсультантПлюс, 2025)Закон о защите прав потребителей регулирует в том числе отношения между потребителями и исполнителями при оказании услуг (преамбула Закона о защите прав потребителей). А по договору поручения оказываются посреднические услуги. Такой вывод можно сделать из п. 2 ст. 779 ГК РФ. В этой норме исключено применение положений о договоре возмездного оказания услуг к договору поручения, но при этом при ссылке на соответствующие главы Гражданского кодекса РФ использована формулировка "услуги по договорам". При этом сам Закон о защите прав потребителей не ограничивает сферу его действия только теми услугами, которые оказываются в рамках договора о возмездном оказании услуг, и не исключает возможность его применения к отношениям, вытекающим из договора поручения. В частности, Закон о защите прав потребителей применяется, если юридические лица и предприниматели оказывают посреднические услуги на рынке сделок с недвижимостью, в том числе при организации продажи объектов недвижимости по поручению граждан (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
Статья: Процессуальные особенности рассмотрения споров в сфере банковских отношений судами общей юрисдикции
(Романовский С.В.)
("РГУП", 2022)Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
(Романовский С.В.)
("РГУП", 2022)Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Готовое решение: Что делать покупателю при обнаружении скрытых недостатков в товаре
(КонсультантПлюс, 2025)Однако имейте в виду, что нельзя взыскать с изначального продавца убытки в той части, в которой они обусловлены разностью в правовом регулировании отношений, а именно тем, что отношения между первым и конечным покупателем регулируются Законом о защите прав потребителей, предоставляющим покупателю (потребителю) больший объем прав, чем во взаимоотношениях первого покупателя со своим продавцом. В этом случае первый покупатель не может переложить на своего продавца расходы, которые он несет перед потребителями в силу их особого правового статуса и своего предпринимательского статуса с соответствующими рисками. Такая позиция встречается в судебной практике (Определение Верховного Суда РФ от 02.10.2023 N 305-ЭС23-9211). Например, если первый покупатель выплатил конечному штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, то требовать этот штраф как убытки со своего продавца он уже не сможет.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако имейте в виду, что нельзя взыскать с изначального продавца убытки в той части, в которой они обусловлены разностью в правовом регулировании отношений, а именно тем, что отношения между первым и конечным покупателем регулируются Законом о защите прав потребителей, предоставляющим покупателю (потребителю) больший объем прав, чем во взаимоотношениях первого покупателя со своим продавцом. В этом случае первый покупатель не может переложить на своего продавца расходы, которые он несет перед потребителями в силу их особого правового статуса и своего предпринимательского статуса с соответствующими рисками. Такая позиция встречается в судебной практике (Определение Верховного Суда РФ от 02.10.2023 N 305-ЭС23-9211). Например, если первый покупатель выплатил конечному штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, то требовать этот штраф как убытки со своего продавца он уже не сможет.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей, в частности, на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей, в частности, на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Статья: Пункты выдачи заказов являются торговыми площадями
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 20)Более того, деятельность пунктов выдачи, согласно официальному сайту "Вайлдберриз", регулируется Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 20)Более того, деятельность пунктов выдачи, согласно официальному сайту "Вайлдберриз", регулируется Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Статья: Договор поставки товара в торговые сети как механизм защиты прав потребителей: теоретико-правовой аспект
(Карпов Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
(Карпов Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).