Отмена сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19 "Административные дела, подсудные районному суду" КАС РФ"Исходя из предмета и оснований заявленных требований, оценивая в совокупности и во взаимосвязи признаки оспариваемого правового акта, с учетом анализа содержания оспариваемого постановления органа местного самоуправления, апелляционный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ИП Полозова О.А. обратилась с заявлением об оспаривании нормативного правового акта об отмене публичного сервитута, рассмотрение которого отнесено законом к компетенции судов общей юрисдикции в соответствии со статьей 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 276 "Прекращение сервитута" ГК РФ"Отказывая в удовлетворении требований о взыскании денежных средств за сервитут, суд правильно указал на ошибочность позиции истца, поскольку установление и прекращение частного сервитута регулируется специальными нормами, а именно: статьей 48 ЗК РФ и статьей 276 ГК РФ, соответственно, требовать отмены частного сервитута истец мог только в судебном порядке, однако оснований для прекращения сервитута судом в рассматриваемом случае, не установлено."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Орган государственной (муниципальной) власти, обладающий соответствующими полномочиями, в случае установления отсутствия общественных нужд, для которых был установлен публичный сервитут, вправе принять акт об отмене сервитута.
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Орган государственной (муниципальной) власти, обладающий соответствующими полномочиями, в случае установления отсутствия общественных нужд, для которых был установлен публичный сервитут, вправе принять акт об отмене сервитута.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с абз. 2 данного пункта предусмотренные комментируемой статьей ограничения прав собственника имущества, приобретенного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, сохраняются при всех сделках с этим имуществом, вплоть до их отмены (прекращения публичного сервитута).
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с абз. 2 данного пункта предусмотренные комментируемой статьей ограничения прав собственника имущества, приобретенного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, сохраняются при всех сделках с этим имуществом, вплоть до их отмены (прекращения публичного сервитута).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.
"Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)Спор об отмене сервитута подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции или арбитражным судом с учетом субъектного состава участников процесса и характера правоотношения вне зависимости от того, каким судом установлен сервитут. Поскольку собственник земельного участка утратил статус индивидуального предпринимателя, коллегия пришла к обоснованному выводу о том, что возникший спор должен быть рассмотрен судом общей юрисдикции.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)Спор об отмене сервитута подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции или арбитражным судом с учетом субъектного состава участников процесса и характера правоотношения вне зависимости от того, каким судом установлен сервитут. Поскольку собственник земельного участка утратил статус индивидуального предпринимателя, коллегия пришла к обоснованному выводу о том, что возникший спор должен быть рассмотрен судом общей юрисдикции.
Статья: Отсутствие предмета спора
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, например, предмет иска будет отсутствовать, если оспариваемый гражданином акт об установлении публичного сервитута отменен органом, его издавшим, в порядке самоконтроля как до составления истцом заявления, так и в процессе рассмотрения дела в суде. При этом предмет спора (нарушенное право истца) может остаться актуальным. Например, в случае обращения с требованием о взыскании компенсации за нарушенные отмененным актом права, но в этом случае предмет иска будет уже другим.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, например, предмет иска будет отсутствовать, если оспариваемый гражданином акт об установлении публичного сервитута отменен органом, его издавшим, в порядке самоконтроля как до составления истцом заявления, так и в процессе рассмотрения дела в суде. При этом предмет спора (нарушенное право истца) может остаться актуальным. Например, в случае обращения с требованием о взыскании компенсации за нарушенные отмененным актом права, но в этом случае предмет иска будет уже другим.
Путеводитель. Что нужно знать о сервитуте на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)уполномоченным органом - посредством принятия акта об отмене сервитута (п. 2 ст. 48 ЗК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)уполномоченным органом - посредством принятия акта об отмене сервитута (п. 2 ст. 48 ЗК РФ);
Статья: Судьба сервитута при преобразовании господствующего земельного участка
(Краснова Т.С.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 2)По нашему мнению, основания прекращения сервитутов тесно связаны с основаниями их установления. В связи с этим общим правилом должно быть прекращение сервитутов по соглашениям сторон. Случаи прекращения сервитутов в судебном и административном порядке должны носить исключительный характер. Например, спор о прекращении сервитута можно передать на рассмотрение суда, если стороны не достигли консенсуса во внесудебном порядке. В административном порядке может быть прекращен сервитут, установленный административным путем (так называемый легальный или административный сервитут) <27> при отмене акта о его установлении.
(Краснова Т.С.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 2)По нашему мнению, основания прекращения сервитутов тесно связаны с основаниями их установления. В связи с этим общим правилом должно быть прекращение сервитутов по соглашениям сторон. Случаи прекращения сервитутов в судебном и административном порядке должны носить исключительный характер. Например, спор о прекращении сервитута можно передать на рассмотрение суда, если стороны не достигли консенсуса во внесудебном порядке. В административном порядке может быть прекращен сервитут, установленный административным путем (так называемый легальный или административный сервитут) <27> при отмене акта о его установлении.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 29"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Однако ст. 48 ЗК РФ, определяющая основания прекращения сервитута, гласит, что публичный сервитут (кроме публичного сервитута, порядок установления которого регулируется нормами гл. V.7 ЗК РФ) может быть прекращен путем принятия акта об отмене сервитута в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен (п. 2). Поскольку термин "общественные нужды" в ЗК РФ нигде более не встречается и вообще в действующем законодательстве практически не используется, то не совсем ясно, какие именно нужды имеются в виду в данной норме. Либо слово "общественные" здесь противопоставлено понятию "государственные" - в этом случае следует сделать вывод, что речь идет только о нуждах местного населения, либо "общественные нужды" являются обобщающим понятием для государственных, муниципальных нужд и нужд местного населения. Мы далее исходим из второго варианта толкования рассматриваемого термина как более логичного в сопоставлении с приведенной выше нормой п. 2 ст. 23 ЗК РФ.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Однако ст. 48 ЗК РФ, определяющая основания прекращения сервитута, гласит, что публичный сервитут (кроме публичного сервитута, порядок установления которого регулируется нормами гл. V.7 ЗК РФ) может быть прекращен путем принятия акта об отмене сервитута в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен (п. 2). Поскольку термин "общественные нужды" в ЗК РФ нигде более не встречается и вообще в действующем законодательстве практически не используется, то не совсем ясно, какие именно нужды имеются в виду в данной норме. Либо слово "общественные" здесь противопоставлено понятию "государственные" - в этом случае следует сделать вывод, что речь идет только о нуждах местного населения, либо "общественные нужды" являются обобщающим понятием для государственных, муниципальных нужд и нужд местного населения. Мы далее исходим из второго варианта толкования рассматриваемого термина как более логичного в сопоставлении с приведенной выше нормой п. 2 ст. 23 ЗК РФ.
"Сервитуты: монография"
(Монахов Д.А.)
("Статут", 2023)С возникновением в XVIII в. понятия о частной собственности как о праве "полнейшем", "совершеннейшем" и "неограниченном" всем прочим вещным правам поначалу было отказано в самостоятельности, и они были провозглашены в лучшем случае вторичными, производными от права собственности, а в худшем случае - и вовсе вредными обременениями "полнейшего" права собственности, подлежащими ликвидации: "Буржуазная французская революция декретировала в 1792 отмену сервитутов... для установления свободной индивидуальной собственности" <1>. Уточним, что не одних только сервитутов, но и прочих ограниченных вещных прав, даже и сервитутов. Впрочем, поскольку без сервитутов нормальное стабильное хозяйствование невозможно, уже "кодекс Наполеона восстановил сервитуты как особую категорию прав на недвижимость" <2>. Добавим здесь, что другие, неизвестные Кодексу Наполеона ограниченные вещные права, - такие как эмфитевзис и суперфиций, - французам под давлением потребностей оборота пришлось вводить в правовую систему окольным путем и на протяжении весьма длительного периода <3>.
(Монахов Д.А.)
("Статут", 2023)С возникновением в XVIII в. понятия о частной собственности как о праве "полнейшем", "совершеннейшем" и "неограниченном" всем прочим вещным правам поначалу было отказано в самостоятельности, и они были провозглашены в лучшем случае вторичными, производными от права собственности, а в худшем случае - и вовсе вредными обременениями "полнейшего" права собственности, подлежащими ликвидации: "Буржуазная французская революция декретировала в 1792 отмену сервитутов... для установления свободной индивидуальной собственности" <1>. Уточним, что не одних только сервитутов, но и прочих ограниченных вещных прав, даже и сервитутов. Впрочем, поскольку без сервитутов нормальное стабильное хозяйствование невозможно, уже "кодекс Наполеона восстановил сервитуты как особую категорию прав на недвижимость" <2>. Добавим здесь, что другие, неизвестные Кодексу Наполеона ограниченные вещные права, - такие как эмфитевзис и суперфиций, - французам под давлением потребностей оборота пришлось вводить в правовую систему окольным путем и на протяжении весьма длительного периода <3>.