Отмена регистрации кандидата
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена регистрации кандидата (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 г. N 6-П: условия, запрещающие отмену в судебном порядке решения избирательной комиссии о регистрации кандидата
(Попова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10
(Попова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)об отмене регистрации кандидата или списка кандидатов;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)об отмене регистрации кандидата или списка кандидатов;
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 76. Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 76. Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 84. Основания аннулирования регистрации кандидата, отмены решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата, отмены регистрации кандидата
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 84. Основания аннулирования регистрации кандидата, отмены решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата, отмены регистрации кандидата
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Избирательная комиссия, комиссия референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации и действуют в интересах всех граждан как носителей активного и пассивного избирательного права, права на участие в референдуме. Как следствие, обращение избирательных комиссий в суд может быть обусловлено либо вопросами их ведения, что связано с невозможностью надлежащей организации работы и деятельности комиссии, например с требованием об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах, либо необходимостью обеспечения соблюдения законодательства о выборах и защитой прав избирателей и участников референдума в целом, например с требованием об отмене регистрации кандидата.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Избирательная комиссия, комиссия референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации и действуют в интересах всех граждан как носителей активного и пассивного избирательного права, права на участие в референдуме. Как следствие, обращение избирательных комиссий в суд может быть обусловлено либо вопросами их ведения, что связано с невозможностью надлежащей организации работы и деятельности комиссии, например с требованием об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах, либо необходимостью обеспечения соблюдения законодательства о выборах и защитой прав избирателей и участников референдума в целом, например с требованием об отмене регистрации кандидата.
Статья: Авторские права в электоральной сфере: влияние на право быть избранным и новеллы правоприменительной практики
(Воронин Д.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 2)Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность; выборы; избирательное право; избирательная кампания; предвыборная агитация; законодательство об интеллектуальной собственности; объекты авторского права; отмена регистрации кандидата; добросовестность; осмотрительность; внимательность.
(Воронин Д.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 2)Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность; выборы; избирательное право; избирательная кампания; предвыборная агитация; законодательство об интеллектуальной собственности; объекты авторского права; отмена регистрации кандидата; добросовестность; осмотрительность; внимательность.
Статья: Проблемы влияния нарушений избирательного законодательства на легитимность выборов
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)<16> Как правило, это происходит при рассмотрении споров об отказе в регистрации или отмене регистрации кандидатов (списков кандидатов).
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)<16> Как правило, это происходит при рассмотрении споров об отказе в регистрации или отмене регистрации кандидатов (списков кандидатов).
Статья: Органы публичной власти как участники избирательного процесса
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации, их структурированность в рамках достаточно централизованной системы в целом позволяют им самостоятельно осуществлять функцию организации подготовки и проведения выборов, которая, несомненно, носит властный характер. При этом следует учитывать, что в действующем российском законодательстве имеется широкий набор средств, позволяющий избирательным комиссиям влиять на доступ кандидатов, политических партий к участию в избирательных кампаниях. Они включают как условия реализации пассивного избирательного права, так и санкции, применяемые к участникам избирательного процесса (в том числе в форме отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициирования отмены регистрации кандидата, списка кандидатов) <7>. Характер использования данных средств, их масштаб и направленность - предмет острых политических дискуссий, периодически обостряющихся в связи с фактами недопуска к участию в выборах определенных кандидатов и политических партий. Проблемность указанных полномочий избирательных комиссий связана с тем, что их использование может быть выборочным, что способно усугубить диспропорции в составе участников избирательных кампаний. В этой ситуации судебный контроль за соответствующими решениями избирательных комиссий не вполне эффективен, поскольку суды настаивают исключительно на формальности закона.
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации, их структурированность в рамках достаточно централизованной системы в целом позволяют им самостоятельно осуществлять функцию организации подготовки и проведения выборов, которая, несомненно, носит властный характер. При этом следует учитывать, что в действующем российском законодательстве имеется широкий набор средств, позволяющий избирательным комиссиям влиять на доступ кандидатов, политических партий к участию в избирательных кампаниях. Они включают как условия реализации пассивного избирательного права, так и санкции, применяемые к участникам избирательного процесса (в том числе в форме отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициирования отмены регистрации кандидата, списка кандидатов) <7>. Характер использования данных средств, их масштаб и направленность - предмет острых политических дискуссий, периодически обостряющихся в связи с фактами недопуска к участию в выборах определенных кандидатов и политических партий. Проблемность указанных полномочий избирательных комиссий связана с тем, что их использование может быть выборочным, что способно усугубить диспропорции в составе участников избирательных кампаний. В этой ситуации судебный контроль за соответствующими решениями избирательных комиссий не вполне эффективен, поскольку суды настаивают исключительно на формальности закона.
Статья: Неуказание сведений о судимости как основание для отказа в регистрации кандидата
(Беляев А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)Схожая ситуация рассматривалась судом Республики Саха, в рамках которой избирательная комиссия обратилась в суд с иском об отмене регистрации кандидата, указывая на факт сокрытия сведений о своей погашенной судимости кандидатом в депутаты <8>. В судебном заседании ответчик не признал исковое заявление, указав, что, согласно ч. 6 ст. 86 действующего Уголовного кодекса РФ, погашенная судимость аннулирует все правовые последствия, связанные судимостью <9>.
(Беляев А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)Схожая ситуация рассматривалась судом Республики Саха, в рамках которой избирательная комиссия обратилась в суд с иском об отмене регистрации кандидата, указывая на факт сокрытия сведений о своей погашенной судимости кандидатом в депутаты <8>. В судебном заседании ответчик не признал исковое заявление, указав, что, согласно ч. 6 ст. 86 действующего Уголовного кодекса РФ, погашенная судимость аннулирует все правовые последствия, связанные судимостью <9>.
Статья: Обжалование решений избирательных комиссий о регистрации кандидатов в контексте Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 г. N 6-П
(Комлев Е.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Кроме того, целесообразно законодательно закрепить возможность для суда при рассмотрении соответствующих споров учитывать баланс между характером допущенного нарушения и мерой ответственности для кандидата. В доктрине отмечается, что отказ в регистрации является мерой конституционно-правовой ответственности, наступающей за совершение определенных противоправных действий <10>. Отмену регистрации кандидата в этом смысле также следует рассматривать в качестве меры ответственности.
(Комлев Е.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Кроме того, целесообразно законодательно закрепить возможность для суда при рассмотрении соответствующих споров учитывать баланс между характером допущенного нарушения и мерой ответственности для кандидата. В доктрине отмечается, что отказ в регистрации является мерой конституционно-правовой ответственности, наступающей за совершение определенных противоправных действий <10>. Отмену регистрации кандидата в этом смысле также следует рассматривать в качестве меры ответственности.
Статья: Подписной лист как средство отражения воли избирателей (модель 2020 г., г. Новосибирск)
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Интересно то, что в ходе избирательной кампании была предпринята еще одна попытка отменить регистрацию этого кандидата. 6 августа 2020 г. в суд был направлен административный иск об отмене регистрации кандидата П. по тем же самым основаниям. Административный иск поступил в суд 14 августа 2020 г. посредством его доставки курьером ООО. Интересы административных истцов по этому делу и вышеописанному представлял один и тот же человек. 19 августа 2020 г. истец отказался от иска. Это было связано с тем, что в ходе судебного процесса было доказано, что административный иск был подан с нарушением российского законодательства. Представитель избирательной комиссии отметил, что в соответствии с КАС РФ возможна подача административного иска посредством передачи его организациям, осуществляющим почтовые услуги. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" <10>, операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи" <11>. Посредством запроса, направленного избирательной комиссией в Управление Роскомнадзора по СФО, было установлено, что в реестре лицензий в области связи информация о выдаче такой лицензии ООО отсутствует.
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Интересно то, что в ходе избирательной кампании была предпринята еще одна попытка отменить регистрацию этого кандидата. 6 августа 2020 г. в суд был направлен административный иск об отмене регистрации кандидата П. по тем же самым основаниям. Административный иск поступил в суд 14 августа 2020 г. посредством его доставки курьером ООО. Интересы административных истцов по этому делу и вышеописанному представлял один и тот же человек. 19 августа 2020 г. истец отказался от иска. Это было связано с тем, что в ходе судебного процесса было доказано, что административный иск был подан с нарушением российского законодательства. Представитель избирательной комиссии отметил, что в соответствии с КАС РФ возможна подача административного иска посредством передачи его организациям, осуществляющим почтовые услуги. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" <10>, операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи" <11>. Посредством запроса, направленного избирательной комиссией в Управление Роскомнадзора по СФО, было установлено, что в реестре лицензий в области связи информация о выдаче такой лицензии ООО отсутствует.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В другом деле, наоборот, было указано, что право избирательной комиссии, комиссии референдума на обращение в суд реализуется ею в соответствии с компетенцией, определенной законом. В связи с этим административное исковое заявление к избирательной комиссии о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обратиться в суд с требованием, например, об отмене регистрации кандидата не подлежит принятию к производству суда (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В другом деле, наоборот, было указано, что право избирательной комиссии, комиссии референдума на обращение в суд реализуется ею в соответствии с компетенцией, определенной законом. В связи с этим административное исковое заявление к избирательной комиссии о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обратиться в суд с требованием, например, об отмене регистрации кандидата не подлежит принятию к производству суда (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Статья: Наличие иностранных финансовых инструментов как основание отказа в регистрации кандидатов
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)Прошедшая в 2021 г. избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума ФС РФ) показала наличие эффективных механизмов проверки достоверности информации, представленной кандидатами о себе в избирательную комиссию, в том числе и об отсутствии/наличии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владении и (или) непользовании иностранными финансовыми инструментами (далее - иностранные финансовые инструменты). Также хочется отметить, что во многих случаях обнаружение фактов предоставления недостоверной информации об использовании иностранных финансовых инструментов не повлекло за собой судебную процедуру, так как многие кандидаты были исключены из списков кандидатов по их инициативе либо по решению политической партии, которой они были выдвинуты. Но при этом достаточно большое количество споров нашло разрешение в судебном порядке. Так, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - Центральная избирательная комиссия РФ) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации (далее - Верховный Суд РФ) с административным исковым заявлением об отмене регистрации девяти кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС РФ, выдвинутых одной из политических партий. Основанием являлось установление факта владения и пользования кандидатами иностранными финансовыми инструментами. Представитель партии утверждал, что кандидатами были выполнены все условия законодательства и избирательная комиссия зарегистрировала их. Представитель избирательной комиссии отмечал, что "на дату регистрации федерального списка кандидатов - 26 июля 2021 г., комиссия не располагала сведениями о владении кандидатами иностранными финансовыми инструментами". Согласно п. 6.3 ст. 33 Закона N 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов. Банк России в ответ на запрос Центральной избирательной комиссии РФ сообщил о наличии у кандидатов на момент представления документов для регистрации федерального списка кандидатов иностранных финансовых инструментов, среди которых были акции следующих компаний: The Bank of New York Mellon, Dell Technologies Inc, Levi Strauss & Co, FinEx Investment Management LLP, Verizon Communications Inc и др. При этом количество акций, находящихся у кандидатов в собственности, было различно: от 1 - 2 до 1 200 штук. Чаще всего одному кандидату принадлежало от 1 до 15 акций. Изучив обстоятельства дела, Верховный Суд РФ принял решение удовлетворить заявленные требования и отменить регистрацию кандидатов <4>. При этом тот факт, что кандидат П. перед рассмотрением вопроса об обращении в суд с административными исками об отмене регистрации кандидатов в Центральную избирательную комиссию РФ продал акции, не повлиял на окончательное решение суда.
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)Прошедшая в 2021 г. избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума ФС РФ) показала наличие эффективных механизмов проверки достоверности информации, представленной кандидатами о себе в избирательную комиссию, в том числе и об отсутствии/наличии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владении и (или) непользовании иностранными финансовыми инструментами (далее - иностранные финансовые инструменты). Также хочется отметить, что во многих случаях обнаружение фактов предоставления недостоверной информации об использовании иностранных финансовых инструментов не повлекло за собой судебную процедуру, так как многие кандидаты были исключены из списков кандидатов по их инициативе либо по решению политической партии, которой они были выдвинуты. Но при этом достаточно большое количество споров нашло разрешение в судебном порядке. Так, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - Центральная избирательная комиссия РФ) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации (далее - Верховный Суд РФ) с административным исковым заявлением об отмене регистрации девяти кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС РФ, выдвинутых одной из политических партий. Основанием являлось установление факта владения и пользования кандидатами иностранными финансовыми инструментами. Представитель партии утверждал, что кандидатами были выполнены все условия законодательства и избирательная комиссия зарегистрировала их. Представитель избирательной комиссии отмечал, что "на дату регистрации федерального списка кандидатов - 26 июля 2021 г., комиссия не располагала сведениями о владении кандидатами иностранными финансовыми инструментами". Согласно п. 6.3 ст. 33 Закона N 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов. Банк России в ответ на запрос Центральной избирательной комиссии РФ сообщил о наличии у кандидатов на момент представления документов для регистрации федерального списка кандидатов иностранных финансовых инструментов, среди которых были акции следующих компаний: The Bank of New York Mellon, Dell Technologies Inc, Levi Strauss & Co, FinEx Investment Management LLP, Verizon Communications Inc и др. При этом количество акций, находящихся у кандидатов в собственности, было различно: от 1 - 2 до 1 200 штук. Чаще всего одному кандидату принадлежало от 1 до 15 акций. Изучив обстоятельства дела, Верховный Суд РФ принял решение удовлетворить заявленные требования и отменить регистрацию кандидатов <4>. При этом тот факт, что кандидат П. перед рассмотрением вопроса об обращении в суд с административными исками об отмене регистрации кандидатов в Центральную избирательную комиссию РФ продал акции, не повлиял на окончательное решение суда.
Статья: Доказательственное значение заключений органов, организаций и лиц, привлекаемых по административным делам
(Михайлов С.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Вместе с тем в судебной практике можно найти примеры дел, в которых в заключениях данного государственного органа содержатся сведения фактического характера. Так, например, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции сослался в Апелляционном определении на заключение ЦИК России, которая посчитала, что "Решение Верховного Суда Чувашской Республики от 24 августа 2021 года подлежит отмене с принятием нового решения об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Юраковскому одномандатному избирательному округу N 22 А" <23>. Думается, что без анализа в заключении фактической стороны дела нельзя сделать вывод относительно юридической судьбы принятого по нему решения.
(Михайлов С.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Вместе с тем в судебной практике можно найти примеры дел, в которых в заключениях данного государственного органа содержатся сведения фактического характера. Так, например, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции сослался в Апелляционном определении на заключение ЦИК России, которая посчитала, что "Решение Верховного Суда Чувашской Республики от 24 августа 2021 года подлежит отмене с принятием нового решения об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Юраковскому одномандатному избирательному округу N 22 А" <23>. Думается, что без анализа в заключении фактической стороны дела нельзя сделать вывод относительно юридической судьбы принятого по нему решения.