Отмена постановления об административном правонарушении по процессуальным нарушениям
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена постановления об административном правонарушении по процессуальным нарушениям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 29.12.1 "Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок" КоАП РФ"Допущенная в резолютивной части оспариваемого постановления опечатка (неправильное указание статьи Закона N 47-оз: вместо статьи 4.9.1 ошибочно указана статья 4.9) не является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену постановления, поскольку из протокола об административном правонарушении от 19.01.2022 N АК19/01-2022-3 и мотивировочной части постановления от 02.03.2022 N 83 явно следует, что Обществу вменено в вину совершение правонарушения, предусмотренного статьей 4.9.1 Закона N 47-оз. Указанная опечатка исправлена административным органом в порядке статьи 29.12.1 КоАП РФ определением от 09.03.2022."
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Гигиеническое обучение работников (санитарный минимум)
(КонсультантПлюс, 2025)...в действиях Общества правомерно усмотрены составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.3... КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)...в действиях Общества правомерно усмотрены составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.3... КоАП РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении неустановленных лиц
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)"Указанные нарушения не позволили полно и всесторонне рассмотреть дело в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные нарушения являются существенными нарушениями процессуальных требований, влекущими отмену постановления должностного лица по делу об административном правонарушении и возвращение материалов на новое рассмотрение должностному лицу. При новом рассмотрении материала должностному лицу надлежит провести полноценное административное расследование, всесторонне, в полном объеме, объективно и своевременно выяснить все обстоятельства дела, в случае прекращения производства по делу мотивировать основания принятого постановления" <18>.
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)"Указанные нарушения не позволили полно и всесторонне рассмотреть дело в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные нарушения являются существенными нарушениями процессуальных требований, влекущими отмену постановления должностного лица по делу об административном правонарушении и возвращение материалов на новое рассмотрение должностному лицу. При новом рассмотрении материала должностному лицу надлежит провести полноценное административное расследование, всесторонне, в полном объеме, объективно и своевременно выяснить все обстоятельства дела, в случае прекращения производства по делу мотивировать основания принятого постановления" <18>.
Статья: Роль судебного контроля в сфере деятельности органов местного самоуправления
(Накиб Д.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)В рамках судебного контроля суды обладают полномочиями пересматривать дела об административных правонарушениях, учитывая как процессуальные нарушения, так и фактические обстоятельства. Суд может отменить постановление об административном правонарушении, вернуть дело на новое рассмотрение или признать действия административного органа неправомерными. В свою очередь, суды выступают в роли гарантов соблюдения прав граждан, обеспечивая тем самым баланс, возникающий между необходимостью поддержания правопорядка и защитой индивидуальных прав. Таким образом, судебный контроль является ключевым элементом правового государства, способствующим обеспечению справедливости и законности в сфере административного регулирования.
(Накиб Д.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)В рамках судебного контроля суды обладают полномочиями пересматривать дела об административных правонарушениях, учитывая как процессуальные нарушения, так и фактические обстоятельства. Суд может отменить постановление об административном правонарушении, вернуть дело на новое рассмотрение или признать действия административного органа неправомерными. В свою очередь, суды выступают в роли гарантов соблюдения прав граждан, обеспечивая тем самым баланс, возникающий между необходимостью поддержания правопорядка и защитой индивидуальных прав. Таким образом, судебный контроль является ключевым элементом правового государства, способствующим обеспечению справедливости и законности в сфере административного регулирования.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007)
(ред. от 04.07.2012)
(Извлечение)Вопрос 24: Является ли существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления по делу об административном правонарушении, отсутствие мотивированного определения о продлении срока рассмотрения дела либо рассмотрение дела в срок, превышающий установленный, но в пределах срока давности привлечения к административной ответственности?
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007)
(ред. от 04.07.2012)
(Извлечение)Вопрос 24: Является ли существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления по делу об административном правонарушении, отсутствие мотивированного определения о продлении срока рассмотрения дела либо рассмотрение дела в срок, превышающий установленный, но в пределах срока давности привлечения к административной ответственности?
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года"
(утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009)
(Извлечение)По протесту прокурора постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных указанным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
(утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009)
(Извлечение)По протесту прокурора постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных указанным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Статья: Конституционные основы разграничения контрольно-надзорного производства и производства по делам об административных правонарушениях
(Дмитрикова Е.А., Карицкая А.А., Трофимов А.А.)
("Закон", 2023, N 5)Кроме того, синхронизация законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности и законодательства об административных правонарушениях необходима и для защиты результатов соответствующих производств. В противном случае повышаются риски процессуальных нарушений с перспективой отмены как результатов контрольной (надзорной) деятельности, так и состоявшихся постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
(Дмитрикова Е.А., Карицкая А.А., Трофимов А.А.)
("Закон", 2023, N 5)Кроме того, синхронизация законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности и законодательства об административных правонарушениях необходима и для защиты результатов соответствующих производств. В противном случае повышаются риски процессуальных нарушений с перспективой отмены как результатов контрольной (надзорной) деятельности, так и состоявшихся постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При таких обстоятельствах постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда, вынесенное в отношении Ч. по делу об административном правонарушении, принятое с существенным нарушением процессуальных норм, подлежит отмене (см. Постановление Верховного Суда РФ от 08.10.2019 N 18-АД19-59).
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При таких обстоятельствах постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда, вынесенное в отношении Ч. по делу об административном правонарушении, принятое с существенным нарушением процессуальных норм, подлежит отмене (см. Постановление Верховного Суда РФ от 08.10.2019 N 18-АД19-59).
Статья: К вопросу об условиях осуществления ревизии при реализации судьями судов общей юрисдикции полномочий по пересмотру постановления (решения) по делу об административном правонарушении
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Анализ решений, вынесенных судьями судов общей юрисдикции в ходе реализации процессуальных полномочий, предоставленных гл. 30 КоАП РФ, которыми отменялись постановления, определения и решения по делам об административных правонарушениях, свидетельствуют о том, что процессуальные нарушения признавались существенными при следующих условиях:
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Анализ решений, вынесенных судьями судов общей юрисдикции в ходе реализации процессуальных полномочий, предоставленных гл. 30 КоАП РФ, которыми отменялись постановления, определения и решения по делам об административных правонарушениях, свидетельствуют о том, что процессуальные нарушения признавались существенными при следующих условиях:
Вопрос: Каков порядок обжалования постановления государственной инспекции труда о привлечении к административной ответственности?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
Статья: Материальный и процессуальный аспекты принципа non bis in idem в производстве по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)<23> В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7, п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ основаниями для отмены постановления являются: существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; необходимость применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания // СПС "КонсультантПлюс".
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)<23> В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7, п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ основаниями для отмены постановления являются: существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; необходимость применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания // СПС "КонсультантПлюс".
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)4) существенное нарушение административно-публичным субъектом установленной соответствующим нормативным правовым актом юридической процедуры принятия (издания) акта, совершения действий, по результатам которых данный акт был принят (издан). К числу таких существенных нарушений следует относить лишь такие нарушения соответствующих административно-процедурных или административно-процессуальных норм, которые могли повлиять на законность получения доказательств, положенных в основу принятого (изданного) акта, их объективное, полное и всестороннее исследование, а также на обеспечение реализации процедурных (процессуальных) прав физическим лицом или организацией, являющимися адресатами акта. В отдельных федеральных законах содержится прямое указание на нарушения процедурных и процессуальных правил, наличие которых служит безусловным основанием для отмены или признания недействительными индивидуальных административно-правовых актов. Например, ст. 91 Закона N 248-ФЗ установлен перечень грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, наличие любого из которых при проведении конкретного контрольного (надзорного) мероприятия является безусловным основанием для отмены в административном порядке или признания недействительными (незаконными) в судебном порядке решений, принятых по результатам указанного мероприятия. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, наличие которых не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)4) существенное нарушение административно-публичным субъектом установленной соответствующим нормативным правовым актом юридической процедуры принятия (издания) акта, совершения действий, по результатам которых данный акт был принят (издан). К числу таких существенных нарушений следует относить лишь такие нарушения соответствующих административно-процедурных или административно-процессуальных норм, которые могли повлиять на законность получения доказательств, положенных в основу принятого (изданного) акта, их объективное, полное и всестороннее исследование, а также на обеспечение реализации процедурных (процессуальных) прав физическим лицом или организацией, являющимися адресатами акта. В отдельных федеральных законах содержится прямое указание на нарушения процедурных и процессуальных правил, наличие которых служит безусловным основанием для отмены или признания недействительными индивидуальных административно-правовых актов. Например, ст. 91 Закона N 248-ФЗ установлен перечень грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, наличие любого из которых при проведении конкретного контрольного (надзорного) мероприятия является безусловным основанием для отмены в административном порядке или признания недействительными (незаконными) в судебном порядке решений, принятых по результатам указанного мероприятия. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, наличие которых не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Одной из причин отмены постановления по делу об административном правонарушении является недоказанность обстоятельств, на основании которых оно было вынесено. Принятие такого решения может быть обусловлено существенными нарушениями процессуального характера, в том числе неграмотным и необъективным составлением протокола об административном правонарушении, составлением его неуполномоченным должностным лицом; составлением протокола в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и не извещенного о месте и времени его составления, и др. Таким образом, существенные недостатки протокола об административном правонарушении, выявленные на стадии пересмотра, могут повлечь отмену постановления и прекращение производства по делу. Кроме того, к отмене постановления может привести недоказанность факта правонарушения или хотя бы одного из элементов его состава.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Одной из причин отмены постановления по делу об административном правонарушении является недоказанность обстоятельств, на основании которых оно было вынесено. Принятие такого решения может быть обусловлено существенными нарушениями процессуального характера, в том числе неграмотным и необъективным составлением протокола об административном правонарушении, составлением его неуполномоченным должностным лицом; составлением протокола в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и не извещенного о месте и времени его составления, и др. Таким образом, существенные недостатки протокола об административном правонарушении, выявленные на стадии пересмотра, могут повлечь отмену постановления и прекращение производства по делу. Кроме того, к отмене постановления может привести недоказанность факта правонарушения или хотя бы одного из элементов его состава.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Вместе с тем нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления лишь при условии, если данные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Вместе с тем нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления лишь при условии, если данные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.