Отмена градостроительного плана земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена градостроительного плана земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.10.2024 N 33-3644/2024 (УИД 30RS0004-01-2024-002495-25)
Категория спора: Аренда земельных участков.
Требования арендодателя: 1) О взыскании задолженности; 2) О расторжении договора.
Обстоятельства: Истец указал, что в нарушение условий договора аренды арендатор не исполняет своих обязательств по договору, в связи с чем у него образовалась задолженность по арендной плате за спорный период.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Довод жалобы о том, что на момент заключения договора аренды земельного участка истцу не было известно о наличии под ним сети водопровода исходя из градостроительного плана спорного земельного участка утвержденного распоряжением администрации МО "Город Астрахань" от ДД.ММ.ГГГГ N, судебной коллегией отклоняются, как не свидетельствующие о наличии оснований для отмены решения суда, поскольку не подтверждают возможность использования земельного участка арендатором по целевому назначению, а именно для индивидуального жилищного строительства.
Категория спора: Аренда земельных участков.
Требования арендодателя: 1) О взыскании задолженности; 2) О расторжении договора.
Обстоятельства: Истец указал, что в нарушение условий договора аренды арендатор не исполняет своих обязательств по договору, в связи с чем у него образовалась задолженность по арендной плате за спорный период.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Довод жалобы о том, что на момент заключения договора аренды земельного участка истцу не было известно о наличии под ним сети водопровода исходя из градостроительного плана спорного земельного участка утвержденного распоряжением администрации МО "Город Астрахань" от ДД.ММ.ГГГГ N, судебной коллегией отклоняются, как не свидетельствующие о наличии оснований для отмены решения суда, поскольку не подтверждают возможность использования земельного участка арендатором по целевому назначению, а именно для индивидуального жилищного строительства.
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.09.2023 N 88а-15677/2023 (УИД 74RS0038-01-2022-002047-84)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконными решений об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка, возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился в администрацию с заявлениями о подготовке и выдаче градостроительных планов двух земельных участков, принадлежащих истцу на праве собственности, однако в оказании данной услуги ему было отказано.
Решение: Отказано.Разрешая спор по существу и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению правообладателя земельного участка и является обязанностью уполномоченного органа; административным ответчиком не доказано наличие обстоятельств, указывающих на необходимость подготовки проекта планировки территории (в том числе для установления, изменения или отмены красных линий), и, как следствие, наличие оснований для принятия оспариваемых решений; закон не предусматривает обязанность заявителя по образованию земельного участка в соответствии с проектом межевания территории для целей получения градостроительного плана.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконными решений об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка, возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился в администрацию с заявлениями о подготовке и выдаче градостроительных планов двух земельных участков, принадлежащих истцу на праве собственности, однако в оказании данной услуги ему было отказано.
Решение: Отказано.Разрешая спор по существу и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению правообладателя земельного участка и является обязанностью уполномоченного органа; административным ответчиком не доказано наличие обстоятельств, указывающих на необходимость подготовки проекта планировки территории (в том числе для установления, изменения или отмены красных линий), и, как следствие, наличие оснований для принятия оспариваемых решений; закон не предусматривает обязанность заявителя по образованию земельного участка в соответствии с проектом межевания территории для целей получения градостроительного плана.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отсутствие документации по планировке территории как основание для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка. Комментарий к Кассационному определению Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 4 декабря 2019 года N 43-КА19-31
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)<2> О существовавших подходах к определению юридической силы градплана (имеет ли он исключительно информационный характер или же непосредственно определяет параметры допустимого строительства) см.: Андрианов Н.А. Отмена градостроительного плана земельного участка и разрешение на строительство. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 10.02.2015 N 305-КГ14-2820 // Вестник экономического правосудия РФ. 2015. N 3. С. 14 - 18.
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)<2> О существовавших подходах к определению юридической силы градплана (имеет ли он исключительно информационный характер или же непосредственно определяет параметры допустимого строительства) см.: Андрианов Н.А. Отмена градостроительного плана земельного участка и разрешение на строительство. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 10.02.2015 N 305-КГ14-2820 // Вестник экономического правосудия РФ. 2015. N 3. С. 14 - 18.
Статья: Отмена в порядке самоконтроля публичных актов - юридических фактов гражданского права
(Суслова С.И.)
("Гражданское право", 2025, N 4)Законодательной основой для отмены актов публичной власти <1>, которые выступают юридическими фактами гражданского права, выступает ст. 48 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <2>. Основной массив судебной практики по этому вопросу сформировался в области земельных отношений и градостроительной деятельности, где участник частноправовых отношений обжалует ненормативные акты органов местного самоуправления об отмене ранее принятых ими актов в порядке самоконтроля (распоряжений о предоставлении земельного участка для строительства, разрешений на строительство, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, разрешений на реконструкцию, разрешений на перевод градостроительных планов земельных участков, разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка и др.). Анализ немногочисленных публикаций в юридической литературе по этому вопросу, а также подходов, сформировавшихся в судебной практике (в том числе Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ), позволяет сформулировать несколько важных тезисов:
(Суслова С.И.)
("Гражданское право", 2025, N 4)Законодательной основой для отмены актов публичной власти <1>, которые выступают юридическими фактами гражданского права, выступает ст. 48 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <2>. Основной массив судебной практики по этому вопросу сформировался в области земельных отношений и градостроительной деятельности, где участник частноправовых отношений обжалует ненормативные акты органов местного самоуправления об отмене ранее принятых ими актов в порядке самоконтроля (распоряжений о предоставлении земельного участка для строительства, разрешений на строительство, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, разрешений на реконструкцию, разрешений на перевод градостроительных планов земельных участков, разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка и др.). Анализ немногочисленных публикаций в юридической литературе по этому вопросу, а также подходов, сформировавшихся в судебной практике (в том числе Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ), позволяет сформулировать несколько важных тезисов:
Статья: Отмена в порядке самоконтроля благоприятствующих административных актов
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2020, N 6)Указанная норма активно применяется. При этом суды допускают ее распространение и на сферы специального публично-правового регулирования, оценивая правомерность отмены органами местного самоуправления в порядке самоконтроля, к примеру, распоряжений о предоставлении земельного участка для строительства <13>, разрешений на строительство <14>, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию <15>, разрешений на реконструкцию <16>, градостроительных планов земельных участков <17>, решений о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса <18>, разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка <19> и многих других муниципальных правовых актов, являющихся результатом предоставления административных услуг.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2020, N 6)Указанная норма активно применяется. При этом суды допускают ее распространение и на сферы специального публично-правового регулирования, оценивая правомерность отмены органами местного самоуправления в порядке самоконтроля, к примеру, распоряжений о предоставлении земельного участка для строительства <13>, разрешений на строительство <14>, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию <15>, разрешений на реконструкцию <16>, градостроительных планов земельных участков <17>, решений о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса <18>, разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка <19> и многих других муниципальных правовых актов, являющихся результатом предоставления административных услуг.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Из материалов этого дела следует, что гражданин, являющийся собственником земельного участка, просил суд признать незаконными постановление органа местного самоуправления об утверждении градостроительного плана соседнего земельного участка, а также выданное собственнику этого земельного участка разрешение на строительство торгово-выставочного дома.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Из материалов этого дела следует, что гражданин, являющийся собственником земельного участка, просил суд признать незаконными постановление органа местного самоуправления об утверждении градостроительного плана соседнего земельного участка, а также выданное собственнику этого земельного участка разрешение на строительство торгово-выставочного дома.
Статья: О действии публично-правовых ограничений права собственности в области охраны объектов культурного наследия при реализации девелоперских проектов
(Круглов В.В., Башарин А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)<20> Критику данного подхода к пониманию градостроительного плана см.: Адрианов Н. Отмена градостроительного плана земельного участка и разрешение на строительство. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 10 февраля 2015 г. N 305-КГ14-2820 // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2015. N 3.
(Круглов В.В., Башарин А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)<20> Критику данного подхода к пониманию градостроительного плана см.: Адрианов Н. Отмена градостроительного плана земельного участка и разрешение на строительство. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 10 февраля 2015 г. N 305-КГ14-2820 // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2015. N 3.