Отличие осмотра от досмотра
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие осмотра от досмотра (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 19.11.2024 N 10-23224\2024 (УИД 77RS0009-02-2024-001470-58)
Приговор: По ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (покушение; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...).
Определение: Приговор изменен, наказание смягчено.Содержание акта осмотра мобильного телефона О., составленного оперуполномоченным ОНК УВД адрес ГУ МВД России по адрес 15 ноября 2023 года до возбуждения уголовного дела (т. 1, лд39-41), существенно отличается от содержания протокола осмотра мобильного телефона О. (т. 1, лд85-90), но в то же время так же не свидетельствует о том, что О. имел намерение и умысел непосредственно на незаконный сбыт того наркотического средства, которое было изъято у него в ходе личного досмотра, и которое является предметом преступления по настоящему уголовному делу.
Приговор: По ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (покушение; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...).
Определение: Приговор изменен, наказание смягчено.Содержание акта осмотра мобильного телефона О., составленного оперуполномоченным ОНК УВД адрес ГУ МВД России по адрес 15 ноября 2023 года до возбуждения уголовного дела (т. 1, лд39-41), существенно отличается от содержания протокола осмотра мобильного телефона О. (т. 1, лд85-90), но в то же время так же не свидетельствует о том, что О. имел намерение и умысел непосредственно на незаконный сбыт того наркотического средства, которое было изъято у него в ходе личного досмотра, и которое является предметом преступления по настоящему уголовному делу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как проводится досмотр автомобиля?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Осмотр и досмотр автомобиля отличаются друг от друга основаниями для их проведения. Кроме того, досмотр транспортного средства, в отличие от осмотра, является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Осмотр и досмотр автомобиля отличаются друг от друга основаниями для их проведения. Кроме того, досмотр транспортного средства, в отличие от осмотра, является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ).
Статья: Постановление о (пере)квалификации: теоретический взгляд на практический документ
(Казакова А.В.)
("Администратор суда", 2024, N 2)Уголовное судопроизводство в России напрямую связано с ограничениями прав и свобод человека и гражданина. Поэтому законодатель установил строгую процессуальную форму, отход от которой влечет негативные последствия. С.Б. Россинский отмечает, что именно наличием процессуальной формы следственные действия отличаются от непроцессуальных мероприятий, например: следственный осмотр - от досмотра, обыск - от обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и т.д. <1>.
(Казакова А.В.)
("Администратор суда", 2024, N 2)Уголовное судопроизводство в России напрямую связано с ограничениями прав и свобод человека и гражданина. Поэтому законодатель установил строгую процессуальную форму, отход от которой влечет негативные последствия. С.Б. Россинский отмечает, что именно наличием процессуальной формы следственные действия отличаются от непроцессуальных мероприятий, например: следственный осмотр - от досмотра, обыск - от обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и т.д. <1>.
Нормативные акты
Приказ ФТС России от 20.07.2012 N 1471
(ред. от 04.12.2018)
"Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при совершении операций с товарами, предельные сроки хранения (востребования) которых истекли"7) акт таможенного досмотра (осмотра) товаров (если такой акт составлялся) либо иной документ, подтверждающий идентификационные или иные отличительные признаки товаров;
(ред. от 04.12.2018)
"Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при совершении операций с товарами, предельные сроки хранения (востребования) которых истекли"7) акт таможенного досмотра (осмотра) товаров (если такой акт составлялся) либо иной документ, подтверждающий идентификационные или иные отличительные признаки товаров;
Приказ Минфина России от 13.05.2016 N 61н
"Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при проведении идентификации товаров Евразийского экономического союза, ввозимых на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Евразийского экономического союза, и совершения таможенных операций при обратном вывозе таких товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2016 N 43115)по результатам таможенного осмотра таможенным органом выявлена невозможность определения идентификационных (отличительных) признаков товара Союза.
"Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при проведении идентификации товаров Евразийского экономического союза, ввозимых на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Евразийского экономического союза, и совершения таможенных операций при обратном вывозе таких товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2016 N 43115)по результатам таможенного осмотра таможенным органом выявлена невозможность определения идентификационных (отличительных) признаков товара Союза.
Статья: Личный досмотр: проблемы и пути решения
(Цепилов А.Е., Жолобова И.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Аналогичные по сущности действия можно обнаружить в п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ среди мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Они названы законодателем "личным досмотром (досмотром вещей, транспортного средства, находящихся при физическом лице)". Последовательность его проведения регламентируется статьей 27.7 КоАП РФ и в целом не имеет существенных отличий от личного обыска.
(Цепилов А.Е., Жолобова И.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Аналогичные по сущности действия можно обнаружить в п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ среди мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Они названы законодателем "личным досмотром (досмотром вещей, транспортного средства, находящихся при физическом лице)". Последовательность его проведения регламентируется статьей 27.7 КоАП РФ и в целом не имеет существенных отличий от личного обыска.
Статья: Понятие, классификация и природа мер административного принуждения
(Россинский Б.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 11)Что касается контрольно-предупредительных мер административного принуждения (а к ним относят проверку документов, удостоверяющих личность, осмотр транспортных средств и грузов, досмотр багажа, личный досмотр и др. <20>), думается, нет особых оснований выделять их в самостоятельную группу административно-предупредительных мер, ибо они фактически ничем не отличаются от прочих принудительных мер профилактической направленности.
(Россинский Б.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 11)Что касается контрольно-предупредительных мер административного принуждения (а к ним относят проверку документов, удостоверяющих личность, осмотр транспортных средств и грузов, досмотр багажа, личный досмотр и др. <20>), думается, нет особых оснований выделять их в самостоятельную группу административно-предупредительных мер, ибо они фактически ничем не отличаются от прочих принудительных мер профилактической направленности.
Статья: Проблемы формирования конкурентной среды в сфере предпринимательской охранной деятельности в Российской Федерации
(Шаронов С.А.)
("Конкурентное право", 2022, N 4)Конкурентные преимущества ОВО и ФГУП перед ЧОО и их работниками проявляются в правах и обязанностях, то есть в содержании правоотношений. В структуре этого основания отчетливо видятся два преимущества. Первое из них связано с запретом частным охранникам оказывать услуги по защите жизни и здоровья людей с использованием огнестрельного оружия в отличие от работников других указанных организаций. Второе преимущество заключается в правомочиях работников ОВО и ФГУП по проведению досмотра людей, вещей, транспорта, в то время как частный охранник может только визуально осмотреть эти объекты, что, в свою очередь, не позволяет надлежащим образом оказать охранные услуги.
(Шаронов С.А.)
("Конкурентное право", 2022, N 4)Конкурентные преимущества ОВО и ФГУП перед ЧОО и их работниками проявляются в правах и обязанностях, то есть в содержании правоотношений. В структуре этого основания отчетливо видятся два преимущества. Первое из них связано с запретом частным охранникам оказывать услуги по защите жизни и здоровья людей с использованием огнестрельного оружия в отличие от работников других указанных организаций. Второе преимущество заключается в правомочиях работников ОВО и ФГУП по проведению досмотра людей, вещей, транспорта, в то время как частный охранник может только визуально осмотреть эти объекты, что, в свою очередь, не позволяет надлежащим образом оказать охранные услуги.
Статья: Система обеспечения охраны здоровья в местах лишения свободы: структура, динамика и перспективы
(Павленко А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Во-вторых, наличие конфликта интересов в плоскости "здравоохранение - исполнение уголовных наказаний", а именно привлечение медицинского персонала УИС к выполнению немедицинских "в чистом виде" функций. Это отличие от гражданского здравоохранения наглядно проявляется, например, в участии медицинских работников УИС в проведении обысков и досмотров отдельных осужденных (п. 345, 349, 350, 376 ПВР). В этой связи важно подчеркнуть, что подобные действия врачей направлены на недопущение причинения вреда здоровью обыскиваемых (досматриваемых) лиц, а не на обнаружение возможно сокрытых запрещенных предметов и обеспечение режима в ИУ. Так, медицинские работники осматривают имеющиеся у осужденных пластырные наклейки, гипсовые и другие медицинские повязки, а также протезы (п. 350 ПВР). Необходимо специально отметить, что в 2014 г. завершилось формирование новой организационной модели медицинской службы УИС, которая с целью обеспечения независимости медицинских специалистов (врачей) в принятии профессиональных решений была выведена из подчинения начальников учреждений УИС. Распоряжением ФСИН России от 2 апреля 2015 г. N 44-р "О вопросах деятельности медико-санитарных частей ФСИН России" начальникам территориальных органов ФСИН России прямо запрещено допускать возложение на МСЧ ФСИН России задач и функций, не связанных с целями и предметом их деятельности.
(Павленко А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Во-вторых, наличие конфликта интересов в плоскости "здравоохранение - исполнение уголовных наказаний", а именно привлечение медицинского персонала УИС к выполнению немедицинских "в чистом виде" функций. Это отличие от гражданского здравоохранения наглядно проявляется, например, в участии медицинских работников УИС в проведении обысков и досмотров отдельных осужденных (п. 345, 349, 350, 376 ПВР). В этой связи важно подчеркнуть, что подобные действия врачей направлены на недопущение причинения вреда здоровью обыскиваемых (досматриваемых) лиц, а не на обнаружение возможно сокрытых запрещенных предметов и обеспечение режима в ИУ. Так, медицинские работники осматривают имеющиеся у осужденных пластырные наклейки, гипсовые и другие медицинские повязки, а также протезы (п. 350 ПВР). Необходимо специально отметить, что в 2014 г. завершилось формирование новой организационной модели медицинской службы УИС, которая с целью обеспечения независимости медицинских специалистов (врачей) в принятии профессиональных решений была выведена из подчинения начальников учреждений УИС. Распоряжением ФСИН России от 2 апреля 2015 г. N 44-р "О вопросах деятельности медико-санитарных частей ФСИН России" начальникам территориальных органов ФСИН России прямо запрещено допускать возложение на МСЧ ФСИН России задач и функций, не связанных с целями и предметом их деятельности.
Статья: Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в контрольной (надзорной) деятельности
(Федотов С.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Ключевым критерием сравнения данных видов деятельности выступают процедуры, через которые они реализуются. Оперативно-розыскная деятельность реализуется через оперативно-розыскные мероприятия: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочную закупку; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемую поставку; оперативный эксперимент; получение компьютерной информации (ч. 1 ст. 6 Закона N 144-ФЗ). Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется через контрольные (надзорные) мероприятия: контрольную закупку; мониторинговую закупку; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарную проверку; выездную проверку; наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности); выездное обследование (ч. 2 - 3 ст. 56 Закона N 248-ФЗ). В свою очередь, перечисленные контрольно-надзорные мероприятия реализуются при помощи следующих контрольных (надзорных) действий: 1) осмотр; 2) досмотр; 3) опрос; 4) получение письменных объяснений; 5) истребование документов; 6) отбор проб (образцов); 7) инструментальное обследование; 8) испытание; 9) экспертиза; 10) эксперимент (ч. 1 ст. 65 Закона N 248-ФЗ).
(Федотов С.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Ключевым критерием сравнения данных видов деятельности выступают процедуры, через которые они реализуются. Оперативно-розыскная деятельность реализуется через оперативно-розыскные мероприятия: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочную закупку; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемую поставку; оперативный эксперимент; получение компьютерной информации (ч. 1 ст. 6 Закона N 144-ФЗ). Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется через контрольные (надзорные) мероприятия: контрольную закупку; мониторинговую закупку; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарную проверку; выездную проверку; наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности); выездное обследование (ч. 2 - 3 ст. 56 Закона N 248-ФЗ). В свою очередь, перечисленные контрольно-надзорные мероприятия реализуются при помощи следующих контрольных (надзорных) действий: 1) осмотр; 2) досмотр; 3) опрос; 4) получение письменных объяснений; 5) истребование документов; 6) отбор проб (образцов); 7) инструментальное обследование; 8) испытание; 9) экспертиза; 10) эксперимент (ч. 1 ст. 65 Закона N 248-ФЗ).
Статья: Повышение эффективности таможенного контроля в форме таможенного досмотра в отношении товаров, перемещаемых автомобильным видом транспорта
(Безуглов Д.А., Шевчук П.С.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)Остановимся подробнее на таможенном досмотре (далее - ТД). Прежде всего это одна из семи форм ТК и, стоит отметить, самая часто применяемая на практике. Основная особенность и отличие ТД от осмотра состоит в том, что контроль проводится со вскрытием упаковки (тары), отсеков транспортного средства и иных мест, в которых находятся исследуемые товары.
(Безуглов Д.А., Шевчук П.С.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)Остановимся подробнее на таможенном досмотре (далее - ТД). Прежде всего это одна из семи форм ТК и, стоит отметить, самая часто применяемая на практике. Основная особенность и отличие ТД от осмотра состоит в том, что контроль проводится со вскрытием упаковки (тары), отсеков транспортного средства и иных мест, в которых находятся исследуемые товары.
Статья: Контроль за коллекторской деятельностью: пути совершенствования
(Аверин Д.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)Выездная проверка - контрольно-надзорное мероприятие, суть которого заключается в посещении контролируемого лица с целью удостовериться, что оно осуществляет свою деятельность с соблюдением обязательных требований и исполняет решения контрольно-надзорного органа. В ходе выездной проверки коллекторской организации могут проводиться осмотр и досмотр территории организации, опрос работников, истребование необходимых для проверки документов и получение письменных объяснений в случае выявления нарушений.
(Аверин Д.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)Выездная проверка - контрольно-надзорное мероприятие, суть которого заключается в посещении контролируемого лица с целью удостовериться, что оно осуществляет свою деятельность с соблюдением обязательных требований и исполняет решения контрольно-надзорного органа. В ходе выездной проверки коллекторской организации могут проводиться осмотр и досмотр территории организации, опрос работников, истребование необходимых для проверки документов и получение письменных объяснений в случае выявления нарушений.
Готовое решение: Как Роспотребнадзор проводит выездную проверку
(КонсультантПлюс, 2025)досмотр. В отличие от осмотра он предполагает, в частности, вскрытие помещений, транспортных средств, упаковки продукции, включая удаление пломб, печатей или иных средств идентификации, разборку, демонтаж или нарушение целостности обследуемых объектов и их частей другими способами. В ваше отсутствие (вашего представителя) досмотр возможен только в случаях, которые предусмотрены положением о виде контроля, с обязательной видеозаписью. Он может быть проведен и посредством дистанционного взаимодействия, в т.ч. по видео-конференц-связи, а также, если это предусмотрено положением о виде контроля, при помощи мобильного приложения "Инспектор" (ст. 77 Закона N 248-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)досмотр. В отличие от осмотра он предполагает, в частности, вскрытие помещений, транспортных средств, упаковки продукции, включая удаление пломб, печатей или иных средств идентификации, разборку, демонтаж или нарушение целостности обследуемых объектов и их частей другими способами. В ваше отсутствие (вашего представителя) досмотр возможен только в случаях, которые предусмотрены положением о виде контроля, с обязательной видеозаписью. Он может быть проведен и посредством дистанционного взаимодействия, в т.ч. по видео-конференц-связи, а также, если это предусмотрено положением о виде контроля, при помощи мобильного приложения "Инспектор" (ст. 77 Закона N 248-ФЗ);
Статья: Правила внепланового трудового контроля
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 19)Осмотр - это визуальное обследование территорий, помещений (отсеков), производственных объектов, транспортных средств. Осмотр проводится без вскрытия помещений, транспортных средств, упаковки и без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов. В этом отличие от досмотра, при котором проверяющий вправе все вскрывать, в том числе удалять пломбы и печати, демонтировать и разбирать на части обследуемые объекты. Кроме того, осмотр не проводят в отсутствие представителя проверяемого работодателя или без видеозаписи. По результатам осмотра инспектор составляет протокол <6>.
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 19)Осмотр - это визуальное обследование территорий, помещений (отсеков), производственных объектов, транспортных средств. Осмотр проводится без вскрытия помещений, транспортных средств, упаковки и без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов. В этом отличие от досмотра, при котором проверяющий вправе все вскрывать, в том числе удалять пломбы и печати, демонтировать и разбирать на части обследуемые объекты. Кроме того, осмотр не проводят в отсутствие представителя проверяемого работодателя или без видеозаписи. По результатам осмотра инспектор составляет протокол <6>.