Отличие фонда от ано
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие фонда от ано (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Свой среди чужих, чужой среди своих": АНО как "некоммерческое общество с ограниченной ответственностью"
(Цепов Г.В.)
("Закон", 2025, N 1)Именно наличие у учредителя некоммерческого интереса в деятельности АНО и обеспечивающего его реализацию гражданско-правового управленческого (организационного) отношения между учредителем и АНО позволяет достаточно четко отграничить АНО от общественно полезного фонда. В отличие от АНО учредитель общественно полезного фонда не должен оказывать непосредственное юридическое воздействие на деятельность фонда после его создания вследствие отсутствия у учредителя обеспечиваемого законом интереса в деятельности фонда. Эта идея нашла отражение в норме п. 1 ст. 123.18 ГК РФ, предусматривающей отсутствие у учредителей имущественных прав в отношении созданного ими фонда, а также в положениях ст. 123.19 ГК РФ об органах управления общественно полезного фонда. Следуя данной логике, изменение состава коллегиальных органов общественно полезных фондов должно происходить путем кооптации.
(Цепов Г.В.)
("Закон", 2025, N 1)Именно наличие у учредителя некоммерческого интереса в деятельности АНО и обеспечивающего его реализацию гражданско-правового управленческого (организационного) отношения между учредителем и АНО позволяет достаточно четко отграничить АНО от общественно полезного фонда. В отличие от АНО учредитель общественно полезного фонда не должен оказывать непосредственное юридическое воздействие на деятельность фонда после его создания вследствие отсутствия у учредителя обеспечиваемого законом интереса в деятельности фонда. Эта идея нашла отражение в норме п. 1 ст. 123.18 ГК РФ, предусматривающей отсутствие у учредителей имущественных прав в отношении созданного ими фонда, а также в положениях ст. 123.19 ГК РФ об органах управления общественно полезного фонда. Следуя данной логике, изменение состава коллегиальных органов общественно полезных фондов должно происходить путем кооптации.
Статья: Общетеоретическая модель правосубъектного фонда в контексте двух дихотомий
(Заикин Д.П.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 5)В настоящее время в ГК РФ закреплено, что управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями (п. 1 ст. 123.25). Также учредители определяют и формируют структуру органов управления (п. п. 2 и 3 ст. 123.25 ГК РФ). В отличие от автономных некоммерческих организаций фонды по российскому праву управляются высшим коллегиальным органом и иными органами фонда, в то время как учредители после создания фонда за некоторыми возможными исключениями не обладают полномочиями по управлению последним (ст. 123.19 ГК РФ). Обособленность фонда от своего учредителя как существенная особенность фонда и его отличие от автономной некоммерческой организации признается и в правовой литературе <185>.
(Заикин Д.П.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 5)В настоящее время в ГК РФ закреплено, что управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями (п. 1 ст. 123.25). Также учредители определяют и формируют структуру органов управления (п. п. 2 и 3 ст. 123.25 ГК РФ). В отличие от автономных некоммерческих организаций фонды по российскому праву управляются высшим коллегиальным органом и иными органами фонда, в то время как учредители после создания фонда за некоторыми возможными исключениями не обладают полномочиями по управлению последним (ст. 123.19 ГК РФ). Обособленность фонда от своего учредителя как существенная особенность фонда и его отличие от автономной некоммерческой организации признается и в правовой литературе <185>.
Статья: Переход прав учредителя автономной некоммерческой организации
(Габов А.В.)
("Закон", 2021, N 9)Лаконичность законодательных положений об АНО и в целом отсутствие четкой системы некоммерческих юридических лиц <2> на определенном этапе (середина 2000-х гг.) позволили ряду исследователей говорить о ненужности АНО как самостоятельной организационно-правовой формы. Соответствующие идеи были озвучены и при обсуждении концептуальных подходов к реформам гражданского законодательства. Была высказана мысль о необходимости упразднить АНО в силу незначительности ее отличий от фонда <3>. Однако в результате реформирования законодательства о юридических лицах <4> АНО мало того что сохранилась как самостоятельный вид юридического лица, но также регулирующие ее положения были перенесены в Гражданский кодекс (ГК) РФ (ст. 50, 123.24 - 123.25) <5>. Соответствующие положения Кодекса вместе с нормами Закона о некоммерческих организациях и составляют основы правового положения АНО в настоящее время.
(Габов А.В.)
("Закон", 2021, N 9)Лаконичность законодательных положений об АНО и в целом отсутствие четкой системы некоммерческих юридических лиц <2> на определенном этапе (середина 2000-х гг.) позволили ряду исследователей говорить о ненужности АНО как самостоятельной организационно-правовой формы. Соответствующие идеи были озвучены и при обсуждении концептуальных подходов к реформам гражданского законодательства. Была высказана мысль о необходимости упразднить АНО в силу незначительности ее отличий от фонда <3>. Однако в результате реформирования законодательства о юридических лицах <4> АНО мало того что сохранилась как самостоятельный вид юридического лица, но также регулирующие ее положения были перенесены в Гражданский кодекс (ГК) РФ (ст. 50, 123.24 - 123.25) <5>. Соответствующие положения Кодекса вместе с нормами Закона о некоммерческих организациях и составляют основы правового положения АНО в настоящее время.
Статья: Отдельные вопросы оптимизации правового статуса некоммерческих организаций в законодательстве Российской Федерации
(Лескова Ю.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Среди последних знаковых изменений в ФЗ об НКО в 2023 г. - его новая формулировка ст. 14, согласно которой НКО может действовать на основании типового устава, который утверждается уполномоченным органом. Как известно, в современном законодательстве РФ идея типовых уставов нашла отражение применительно к ООО (Приказом Минэкономразвития России от 1 августа 2018 г. N 411 утверждены 36 вариантов типовых уставов), в отношении акционерных обществ типовых уставов не разработано. Применительно к НКО по состоянию на 16 июня 2023 г. Минюст России разработал и разместил для общественного обсуждения проект приказа об утверждении типовых уставов некоммерческих организаций, в котором приведены 9 типовых уставов <4>. Предложения по типовым уставам касаются таких организационно-правовых форм НКО, как общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), общины коренных малочисленных народов, общественно полезный фонд, частное учреждение и автономная некоммерческая организация.
(Лескова Ю.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Среди последних знаковых изменений в ФЗ об НКО в 2023 г. - его новая формулировка ст. 14, согласно которой НКО может действовать на основании типового устава, который утверждается уполномоченным органом. Как известно, в современном законодательстве РФ идея типовых уставов нашла отражение применительно к ООО (Приказом Минэкономразвития России от 1 августа 2018 г. N 411 утверждены 36 вариантов типовых уставов), в отношении акционерных обществ типовых уставов не разработано. Применительно к НКО по состоянию на 16 июня 2023 г. Минюст России разработал и разместил для общественного обсуждения проект приказа об утверждении типовых уставов некоммерческих организаций, в котором приведены 9 типовых уставов <4>. Предложения по типовым уставам касаются таких организационно-правовых форм НКО, как общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), общины коренных малочисленных народов, общественно полезный фонд, частное учреждение и автономная некоммерческая организация.
Статья: Законодательство о некоммерческих организациях и проблемы их участия в гражданском обороте
(Илюшина М.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Причем понятно, что говорить и работать над формированием моделей или механизмов корпоративного управления возможно, если в группу корпоративных некоммерческих юридических лиц будут включены организационно-правовые формы, которые по своей сущности и природе смогут воспринять эти модели. Только в этом случае можно будет применить общие положения о моделях корпоративного управления к корпоративным юридическим лицам и добиться определенности правил участия их в гражданском обороте. То есть корпоративными некоммерческими юридическими лицами являются по тем признакам, которые закреплены в ГК РФ: 1) потребительские кооперативы; 2) общественные объединения, включая общественные организации граждан и ассоциации (союзы) с участием граждан и (или) юридических лиц; 3) товарищества собственников недвижимости. И только в отношении данных юридических лиц можно формировать и предлагать механизмы корпоративного управления. Унитарными - фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации и публично-правовые компании.
(Илюшина М.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Причем понятно, что говорить и работать над формированием моделей или механизмов корпоративного управления возможно, если в группу корпоративных некоммерческих юридических лиц будут включены организационно-правовые формы, которые по своей сущности и природе смогут воспринять эти модели. Только в этом случае можно будет применить общие положения о моделях корпоративного управления к корпоративным юридическим лицам и добиться определенности правил участия их в гражданском обороте. То есть корпоративными некоммерческими юридическими лицами являются по тем признакам, которые закреплены в ГК РФ: 1) потребительские кооперативы; 2) общественные объединения, включая общественные организации граждан и ассоциации (союзы) с участием граждан и (или) юридических лиц; 3) товарищества собственников недвижимости. И только в отношении данных юридических лиц можно формировать и предлагать механизмы корпоративного управления. Унитарными - фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации и публично-правовые компании.
Статья: Влияние организационно-правовой формы юридического лица на выбор способа сохранения бизнеса в случае смерти его владельца
(Фрик О.В., Бадер И.С.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 1)Одним из способов сохранения бизнеса частного образовательного учреждения может быть и реорганизация при жизни учредителя частного образовательного учреждения путем преобразования в автономную некоммерческую организацию.
(Фрик О.В., Бадер И.С.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 1)Одним из способов сохранения бизнеса частного образовательного учреждения может быть и реорганизация при жизни учредителя частного образовательного учреждения путем преобразования в автономную некоммерческую организацию.
Статья: Комментарии к статьям 48, 50 Гражданского кодекса РФ
(Суханов Е.А.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 1)3.5. В числе унитарных некоммерческих организаций на первое место закон поставил фонд как не имеющую членства некоммерческую организацию (подп. 7 п. 3 ст. 50 ГК РФ), которая создается учредителями за счет их имущественных взносов (п. 1 ст. 123.17 ГК РФ, абз. 1 п. 1 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях, ч. 1 ст. 10 Закона об общественных объединениях), а не только (и не столько!) за счет пожертвований и добровольных взносов третьих лиц. При этом учредители фонда после его создания и государственной регистрации не участвуют в его деятельности, в том числе в управлении им (что принципиально отличает фонд от автономной некоммерческой организации, также являющейся унитарной). По характеру и целям деятельности закон различает общественные, благотворительные и личные (включая наследственные) фонды, не считая этот перечень исчерпывающим. Его гражданско-правовое значение исчерпывается ограничением учредительства: публично-правовые образования, их унитарные предприятия и учреждения не вправе быть учредителями благотворительных фондов <49>; учредителями личных и наследственных фондов могут быть только граждане.
(Суханов Е.А.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 1)3.5. В числе унитарных некоммерческих организаций на первое место закон поставил фонд как не имеющую членства некоммерческую организацию (подп. 7 п. 3 ст. 50 ГК РФ), которая создается учредителями за счет их имущественных взносов (п. 1 ст. 123.17 ГК РФ, абз. 1 п. 1 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях, ч. 1 ст. 10 Закона об общественных объединениях), а не только (и не столько!) за счет пожертвований и добровольных взносов третьих лиц. При этом учредители фонда после его создания и государственной регистрации не участвуют в его деятельности, в том числе в управлении им (что принципиально отличает фонд от автономной некоммерческой организации, также являющейся унитарной). По характеру и целям деятельности закон различает общественные, благотворительные и личные (включая наследственные) фонды, не считая этот перечень исчерпывающим. Его гражданско-правовое значение исчерпывается ограничением учредительства: публично-правовые образования, их унитарные предприятия и учреждения не вправе быть учредителями благотворительных фондов <49>; учредителями личных и наследственных фондов могут быть только граждане.
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Управление в автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, определенном уставом. По решению учредителей могут быть созданы постоянно действующий орган или органы, полномочия которых будут также закреплены в уставе. Учредители назначают единоличный исполнительный орган, которым может быть также назначен один из учредителей-граждан. В целом, в отличие от учредителей фонда, учредители автономной некоммерческой организации не отстраняются в полной мере от управления.
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Управление в автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, определенном уставом. По решению учредителей могут быть созданы постоянно действующий орган или органы, полномочия которых будут также закреплены в уставе. Учредители назначают единоличный исполнительный орган, которым может быть также назначен один из учредителей-граждан. В целом, в отличие от учредителей фонда, учредители автономной некоммерческой организации не отстраняются в полной мере от управления.
Статья: Проблемные аспекты развития территориального общественного самоуправления в современной России и пути их разрешения
(Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)Во исполнение данного поручения Правительством Российской Федерации разработан и 4 июля 2020 г. внесен на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ проект Федерального закона N 983322-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации" <7>. Законопроектом предлагается определить, что действующее в качестве юридического лица территориальное общественное самоуправление является некоммерческой корпоративной организацией. Вместе с тем профильный Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления вполне обоснованно дал отрицательное заключение данной инициативе <8>. В заключении комитета подчеркивается, что представляется не вполне удачным определение территориального общественного самоуправления в качестве некоммерческой корпоративной организации, предполагающей наличие индивидуального членства участников (учредителей). Такой подход противоречит логике законодательства о местном самоуправлении и концептуальному пониманию территориального общественного самоуправления в качестве общественно-публичного института и формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Кроме этого, если говорится о том, что некоммерческая организация создается в организационно-правовой форме территориальных общественных самоуправлений, должно быть четко прописано, что это некоммерческая организация, не имеющая членства. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации такими некоммерческими организациями являются унитарные юридические лица. Пока, однако, по тем формулировкам, которые использованы в данном законопроекте, получается обратное. В статье 65.1 ГК РФ даются определения корпоративных и унитарных юридических лиц. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, то есть все, где предполагается наличие индивидуального членства и которые по своей природе это предполагают. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании. Таким образом, корпоративные юридические лица (корпорации) предусматривают членство. В отличие от них в унитарных юридических лицах членства нет. Учитывая изложенное, ТОСы должны быть отнесены не к корпоративным юридическим лицам (корпорациям), а к унитарным юридическим лицам.
(Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)Во исполнение данного поручения Правительством Российской Федерации разработан и 4 июля 2020 г. внесен на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ проект Федерального закона N 983322-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации" <7>. Законопроектом предлагается определить, что действующее в качестве юридического лица территориальное общественное самоуправление является некоммерческой корпоративной организацией. Вместе с тем профильный Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления вполне обоснованно дал отрицательное заключение данной инициативе <8>. В заключении комитета подчеркивается, что представляется не вполне удачным определение территориального общественного самоуправления в качестве некоммерческой корпоративной организации, предполагающей наличие индивидуального членства участников (учредителей). Такой подход противоречит логике законодательства о местном самоуправлении и концептуальному пониманию территориального общественного самоуправления в качестве общественно-публичного института и формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Кроме этого, если говорится о том, что некоммерческая организация создается в организационно-правовой форме территориальных общественных самоуправлений, должно быть четко прописано, что это некоммерческая организация, не имеющая членства. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации такими некоммерческими организациями являются унитарные юридические лица. Пока, однако, по тем формулировкам, которые использованы в данном законопроекте, получается обратное. В статье 65.1 ГК РФ даются определения корпоративных и унитарных юридических лиц. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, то есть все, где предполагается наличие индивидуального членства и которые по своей природе это предполагают. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании. Таким образом, корпоративные юридические лица (корпорации) предусматривают членство. В отличие от них в унитарных юридических лицах членства нет. Учитывая изложенное, ТОСы должны быть отнесены не к корпоративным юридическим лицам (корпорациям), а к унитарным юридическим лицам.