Открытие лицевого счета неучастника бюджетного процесса
Подборка наиболее важных документов по запросу Открытие лицевого счета неучастника бюджетного процесса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26.04.2024 N 88-11289/2024 (УИД 64RS0046-01-2022-001765-77)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в индексации присужденных денежных сумм.
Решение: Определение оставлено без изменения.В целях проверки доводов жалобы судом апелляционной инстанции к материалам дела приобщены и приняты в качестве новых доказательств ответы Федерального казначейства Российской Федерации N 09-03-01/36490 от 7 декабря 2023 года, N 73-06-27/11-26815 от 8 декабря 2023 года, Управления Федерального казначейства по Саратовской области N 60-11-29/06-8963 от 29 ноября 2023 года, ответ АО "Банк Дом.РФ" от 6 декабря 2023 года N 10-98358-ОБ; отчет по выплатам компенсации пострадавшим гражданам-участникам строительства за счет собственных денежных средств Фонда, источником которых не является имущество Фонда; копия платежного поручения от 12 июля 2023 года N 394166 о возмещении ППК "Фонд развития территорий" расходов, понесенных на выплату компенсаций дольщикам; копия соглашения о предоставлении в 2021-2023 годах из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации, копия извещения об открытии лицевого счета операций неучастника бюджетного процесса.
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в индексации присужденных денежных сумм.
Решение: Определение оставлено без изменения.В целях проверки доводов жалобы судом апелляционной инстанции к материалам дела приобщены и приняты в качестве новых доказательств ответы Федерального казначейства Российской Федерации N 09-03-01/36490 от 7 декабря 2023 года, N 73-06-27/11-26815 от 8 декабря 2023 года, Управления Федерального казначейства по Саратовской области N 60-11-29/06-8963 от 29 ноября 2023 года, ответ АО "Банк Дом.РФ" от 6 декабря 2023 года N 10-98358-ОБ; отчет по выплатам компенсации пострадавшим гражданам-участникам строительства за счет собственных денежных средств Фонда, источником которых не является имущество Фонда; копия платежного поручения от 12 июля 2023 года N 394166 о возмещении ППК "Фонд развития территорий" расходов, понесенных на выплату компенсаций дольщикам; копия соглашения о предоставлении в 2021-2023 годах из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации, копия извещения об открытии лицевого счета операций неучастника бюджетного процесса.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Лицевые счета в бюджетных правоотношениях
(КонсультантПлюс, 2025)Суды установили... что в целях оплаты выполненных по муниципальному контракту работ [подрядчику - ред.]... открыт в Департаменте лицевой счет для учета операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося участником бюджетного процесса (лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса). Данный лицевой счет предназначен для учета операций со средствами, подлежащими уплате в соответствии с муниципальным контрактом...
(КонсультантПлюс, 2025)Суды установили... что в целях оплаты выполненных по муниципальному контракту работ [подрядчику - ред.]... открыт в Департаменте лицевой счет для учета операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося участником бюджетного процесса (лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса). Данный лицевой счет предназначен для учета операций со средствами, подлежащими уплате в соответствии с муниципальным контрактом...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Регулирование казначейского сопровождения как защитная функция от незаконных посягательств на средства бюджета
(Мамитова Н.В., Полищук Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Отсутствие закрепленных функций на региональном уровне по казначейскому сопровождению создавало пробелы в правовом регулировании действий финансового органа по сопровождению отдельных контрактов, в том числе в судебных процессах по требованиям, направленным на взыскание неотработанных авансов, выплаченных за счет средств регионального бюджета и учтенных на лицевых счетах, открытых в финансовом органе иным неучастникам бюджетного процесса.
(Мамитова Н.В., Полищук Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Отсутствие закрепленных функций на региональном уровне по казначейскому сопровождению создавало пробелы в правовом регулировании действий финансового органа по сопровождению отдельных контрактов, в том числе в судебных процессах по требованиям, направленным на взыскание неотработанных авансов, выплаченных за счет средств регионального бюджета и учтенных на лицевых счетах, открытых в финансовом органе иным неучастникам бюджетного процесса.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Санкционирование целевых расходов осуществлялось в соответствии с представляемыми юридическим лицом в территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания открытого юридическому лицу лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса Сведениями о направлениях расходования целевых средств, которые соответствовали:
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Санкционирование целевых расходов осуществлялось в соответствии с представляемыми юридическим лицом в территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания открытого юридическому лицу лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса Сведениями о направлениях расходования целевых средств, которые соответствовали:
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2021 N 37-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 3 статьи 158 и пункта 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ю.А. Рейнхиммеля"Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 года N 21н. Положениями указанного Порядка открытие казенному учреждению счета для учета операций со средствами неучастника бюджетного процесса не предусмотрено. В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 ГК Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
"По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 3 статьи 158 и пункта 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ю.А. Рейнхиммеля"Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 года N 21н. Положениями указанного Порядка открытие казенному учреждению счета для учета операций со средствами неучастника бюджетного процесса не предусмотрено. В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 ГК Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Постановление Правительства РФ от 30.05.2024 N 702
(ред. от 08.10.2025)
"Об управлении капитальными вложениями, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета"
(вместе с "Положением о порядке формирования и ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета", "Правилами принятия решений об осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета", "Правилами осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета")е) обязанность организации корпорации (компании) обеспечить без использования полученных средств, отраженных на открытом ей лицевом счете неучастника бюджетного процесса, выполнение работ, предшествующих строительству, в том числе разработку проектной документации и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, если предоставление субсидии на эти цели не предусмотрено решением о капитальных вложениях;
(ред. от 08.10.2025)
"Об управлении капитальными вложениями, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета"
(вместе с "Положением о порядке формирования и ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета", "Правилами принятия решений об осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета", "Правилами осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета")е) обязанность организации корпорации (компании) обеспечить без использования полученных средств, отраженных на открытом ей лицевом счете неучастника бюджетного процесса, выполнение работ, предшествующих строительству, в том числе разработку проектной документации и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, если предоставление субсидии на эти цели не предусмотрено решением о капитальных вложениях;
Статья: Сущность государственного финансового контроля
(Лукашов А.И.)
("Аудит", 2024, N 1)Отнесение к субъектам ГФК финансовых органов обусловлено правом данных органов открывать лицевые счета участников и неучастников бюджетного процесса соответствующего бюджета и, как следствие, осуществлять процедуру санкционирования денежных обязательств (расходов).
(Лукашов А.И.)
("Аудит", 2024, N 1)Отнесение к субъектам ГФК финансовых органов обусловлено правом данных органов открывать лицевые счета участников и неучастников бюджетного процесса соответствующего бюджета и, как следствие, осуществлять процедуру санкционирования денежных обязательств (расходов).
Статья: Совершенствование бюджетного процесса в Российской Федерации в рамках осуществления казначейского сопровождения
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Поскольку лицевые счета участников бюджетного процесса (далее - учреждение, заказчик, получатель бюджетных средств) и неучастников бюджетного процесса (далее - подрядчики) открыты в территориальных органах Федерального казначейства, прослеживается вся цепочка кооперации по предоставленным авансовым платежам, после каждой операции остается аудиторский след.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Поскольку лицевые счета участников бюджетного процесса (далее - учреждение, заказчик, получатель бюджетных средств) и неучастников бюджетного процесса (далее - подрядчики) открыты в территориальных органах Федерального казначейства, прослеживается вся цепочка кооперации по предоставленным авансовым платежам, после каждой операции остается аудиторский след.
Статья: Рекомендации Минфина по составлению бухгалтерской отчетности за 2022 год
(Мухин С.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Лицевые счета. При формировании годовой бухгалтерской отчетности автономные учреждения должны учитывать движение и остатки денежных средств по всем открытым им счетам (лицевым и расчетным). Также подлежит раскрытию информация об операциях по лицевому счету для учета операций неучастников бюджетного процесса (коды лицевого счета 41, 71), в том числе о лицевых, расчетных счетах с нулевыми показателями на отчетную дату.
(Мухин С.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Лицевые счета. При формировании годовой бухгалтерской отчетности автономные учреждения должны учитывать движение и остатки денежных средств по всем открытым им счетам (лицевым и расчетным). Также подлежит раскрытию информация об операциях по лицевому счету для учета операций неучастников бюджетного процесса (коды лицевого счета 41, 71), в том числе о лицевых, расчетных счетах с нулевыми показателями на отчетную дату.
Вопрос: О включении АО в реестр участников бюджетного процесса, а также юрлиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
(Письмо Минфина России от 28.08.2025 N 02-11-13/84204)в) о получателях средств из бюджета, участниках казначейского сопровождения, не являющихся государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, общественными движениями, а также государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, получающих субсидии, бюджетные инвестиции из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - иные неучастники бюджетного процесса);
(Письмо Минфина России от 28.08.2025 N 02-11-13/84204)в) о получателях средств из бюджета, участниках казначейского сопровождения, не являющихся государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, общественными движениями, а также государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, получающих субсидии, бюджетные инвестиции из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - иные неучастники бюджетного процесса);
Статья: Субъекты бюджетного права: трансформация правового статуса на современном этапе развития общества и государства
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)<19> Согласно п. 3 ст. 242.8 БК РФ косвенными участниками системы казначейских платежей являются: 1) получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации; 2) бюджетные и автономные учреждения субъекта Российской Федерации (муниципальные бюджетные и автономные учреждения); 3) юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)<19> Согласно п. 3 ст. 242.8 БК РФ косвенными участниками системы казначейских платежей являются: 1) получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации; 2) бюджетные и автономные учреждения субъекта Российской Федерации (муниципальные бюджетные и автономные учреждения); 3) юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).