Отказ в регистрации кандидата
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в регистрации кандидата (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неуказание сведений о судимости как основание для отказа в регистрации кандидата
(Беляев А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10
(Беляев А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10
Статья: Наличие иностранных финансовых инструментов как основание отказа в регистрации кандидатов
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 76. Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 76. Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 84. Основания аннулирования регистрации кандидата, отмены решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата, отмены регистрации кандидата
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 84. Основания аннулирования регистрации кандидата, отмены решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата, отмены регистрации кандидата
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Жалоба на решение избирательной комиссии о признании кандидата (кандидатов) утратившим статус кандидата (кандидатов), о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Жалоба на решение избирательной комиссии о признании кандидата (кандидатов) утратившим статус кандидата (кандидатов), о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
Статья: Конституция и развитие конституционного анализа
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Использование детального, ограничительного регулирования в отношении прав граждан создает дополнительные риски в реализации прав. Одной из наиболее серьезных проблем в реализации Конституции является использование правоприменительными органами следующего подхода: закон формален и должен быть применен даже в ситуациях, когда это не вполне отвечает критериям разумности. Пример тому - практика, когда незначительные ошибки в заполнении подписных листов влекут отказ в регистрации кандидатов, что ограничивает избирательные права кандидатов и более широких групп избирателей, их поддерживающих. Очевидно, что такой подход игнорирует конституционную ценность статуса личности.
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Использование детального, ограничительного регулирования в отношении прав граждан создает дополнительные риски в реализации прав. Одной из наиболее серьезных проблем в реализации Конституции является использование правоприменительными органами следующего подхода: закон формален и должен быть применен даже в ситуациях, когда это не вполне отвечает критериям разумности. Пример тому - практика, когда незначительные ошибки в заполнении подписных листов влекут отказ в регистрации кандидатов, что ограничивает избирательные права кандидатов и более широких групп избирателей, их поддерживающих. Очевидно, что такой подход игнорирует конституционную ценность статуса личности.
Статья: Соотношение понятий "самозанятый" и "плательщик налога на профессиональный доход" в практике Конституционного Суда Российской Федерации
(Лютова О.И.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 1)В 2024 году проблема установления содержания понятия "самозанятый", а также соотношения его с понятием плательщика НПД актуализировалась в связи с принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2024 г. N 27-П. Суть кейса состоит в том, что формальное различие между терминами "самозанятый" и "плательщик НПД" послужило поводом для отказа в регистрации кандидата в депутаты представительного органа внутригородского муниципального образования. Так, в качестве сведений о роде своего занятия кандидат в депутаты указала "самозанятая" и в подтверждение этого факта представила справку о регистрации в качестве плательщика НПД. В итоге представленные ею сведения были признаны избирательной комиссией недостоверными. В последующем позиция избирательной комиссии была поддержана всеми судебными инстанциями, включая Верховный Суд Российской Федерации.
(Лютова О.И.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 1)В 2024 году проблема установления содержания понятия "самозанятый", а также соотношения его с понятием плательщика НПД актуализировалась в связи с принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2024 г. N 27-П. Суть кейса состоит в том, что формальное различие между терминами "самозанятый" и "плательщик НПД" послужило поводом для отказа в регистрации кандидата в депутаты представительного органа внутригородского муниципального образования. Так, в качестве сведений о роде своего занятия кандидат в депутаты указала "самозанятая" и в подтверждение этого факта представила справку о регистрации в качестве плательщика НПД. В итоге представленные ею сведения были признаны избирательной комиссией недостоверными. В последующем позиция избирательной комиссии была поддержана всеми судебными инстанциями, включая Верховный Суд Российской Федерации.
Статья: Особенности конституционно-правовой ответственности избирательных комиссий на современном этапе развития российского избирательного права
(Фоменко А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)При этом Д.С. Рымарев пишет, что "судебная практика последних лет идет по пути признания данного вида ответственности, применяя соответствующие меры (предупреждение, отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов), отмену регистрации кандидата (списка кандидатов), расформирование избирательной комиссии) как санкции за совершение избирательных правонарушений" <3>.
(Фоменко А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)При этом Д.С. Рымарев пишет, что "судебная практика последних лет идет по пути признания данного вида ответственности, применяя соответствующие меры (предупреждение, отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов), отмену регистрации кандидата (списка кандидатов), расформирование избирательной комиссии) как санкции за совершение избирательных правонарушений" <3>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Комментируемая статья закрепляет основания для прекращения производства по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Часть 1 статьи носит отсылочный характер и, по сути, учитывает общие основания прекращения производства по делу. В частности, это может быть и отказ прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, и отказ органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица. Суд принимает отказ прокурора, органов, организаций и граждан, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по делу. Производство также подлежит прекращению, если наличествуют основания для отказа в принятии административного искового заявления; если имеется вступившее в законную силу решение суда по тождественному иску; если административный истец отказался от иска и такой отказ принят судом; если стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом; если ликвидирована организация, являвшаяся стороной в административном деле, при условии что публичное правоотношение не допускает правопреемства; в случае смерти гражданина, являвшегося стороной в административном деле по делам, связанным с отказом в регистрации кандидата или отменой регистрации кандидата. Суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Комментируемая статья закрепляет основания для прекращения производства по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Часть 1 статьи носит отсылочный характер и, по сути, учитывает общие основания прекращения производства по делу. В частности, это может быть и отказ прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, и отказ органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица. Суд принимает отказ прокурора, органов, организаций и граждан, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по делу. Производство также подлежит прекращению, если наличествуют основания для отказа в принятии административного искового заявления; если имеется вступившее в законную силу решение суда по тождественному иску; если административный истец отказался от иска и такой отказ принят судом; если стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом; если ликвидирована организация, являвшаяся стороной в административном деле, при условии что публичное правоотношение не допускает правопреемства; в случае смерти гражданина, являвшегося стороной в административном деле по делам, связанным с отказом в регистрации кандидата или отменой регистрации кандидата. Суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Статья: Нарушение требований законодательства о политических партиях в части извещения уполномоченного органа о проведении партийного мероприятия, связанного с выдвижением кандидата на выборах, как основание для отказа в регистрации кандидата
(Попова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4
(Попова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4
Статья: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 г. N 6-П: условия, запрещающие отмену в судебном порядке решения избирательной комиссии о регистрации кандидата
(Попова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)<1> Основания для отказа в регистрации кандидата в данном случае предусмотрены подп. "в", "в.1" и "в.2" п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". См.: СПС "КонсультантПлюс".
(Попова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)<1> Основания для отказа в регистрации кандидата в данном случае предусмотрены подп. "в", "в.1" и "в.2" п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". См.: СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)6. Суд по своей инициативе может вызвать в качестве свидетеля лицо, которое участвовало в составлении документа, исследуемого судом как письменное доказательство, либо в создании или изменении предмета, исследуемого судом как вещественное доказательство. В этом случае такой свидетель дает показание не по существу дела, а относительно указанных в ч. 6 ст. 69 КАС РФ обстоятельств. К примеру, лица, производившие видео-, фотосъемку, представившие иные истребованные судом доказательства, а также лица, осуществлявшие общественный контроль, в том числе члены общественной наблюдательной комиссии, могут быть допрошены в качестве свидетелей. Или другой пример. Наделяя кандидата правом оспорить решение избирательной комиссии о регистрации (решение об отказе в регистрации) кандидата, списка кандидатов, в том числе в части вывода о недействительности и (или) недостоверности подписей избирателей, Закон об основных гарантиях избирательных прав не исключает участия в соответствующих процессуальных отношениях избирателей. С учетом этого суд вправе рассмотреть вопрос о вызове избирателей и иных лиц в качестве свидетелей, их допросе, совершении иных процессуальных действий, связанных с исследованием и оценкой доказательств, включая разрешение ходатайств и назначение судебных экспертиз, в том числе почерковедческих <1>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)6. Суд по своей инициативе может вызвать в качестве свидетеля лицо, которое участвовало в составлении документа, исследуемого судом как письменное доказательство, либо в создании или изменении предмета, исследуемого судом как вещественное доказательство. В этом случае такой свидетель дает показание не по существу дела, а относительно указанных в ч. 6 ст. 69 КАС РФ обстоятельств. К примеру, лица, производившие видео-, фотосъемку, представившие иные истребованные судом доказательства, а также лица, осуществлявшие общественный контроль, в том числе члены общественной наблюдательной комиссии, могут быть допрошены в качестве свидетелей. Или другой пример. Наделяя кандидата правом оспорить решение избирательной комиссии о регистрации (решение об отказе в регистрации) кандидата, списка кандидатов, в том числе в части вывода о недействительности и (или) недостоверности подписей избирателей, Закон об основных гарантиях избирательных прав не исключает участия в соответствующих процессуальных отношениях избирателей. С учетом этого суд вправе рассмотреть вопрос о вызове избирателей и иных лиц в качестве свидетелей, их допросе, совершении иных процессуальных действий, связанных с исследованием и оценкой доказательств, включая разрешение ходатайств и назначение судебных экспертиз, в том числе почерковедческих <1>.
Статья: Формализм и реализм в действии избирательного права глазами Верховного Суда РФ
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Требования о представлении кандидатами в избирательные комиссии сведений о зарубежном имуществе и обязательствах имущественного характера в виде справки, предусмотренной указом Президента РФ, первоначально появились в 2013 г. в рамках антикоррупционного законодательства. Постановление (п. 95, 97) делает новые шаги на пути формализации сложившейся практики, в соответствии с которой, например, отсутствие такого имущества и обязательств имущественного характера у кандидата, его супруги (супруга) и двух несовершеннолетних детей должно быть зафиксировано в четырех справках и в виде определенного текста. Представление сведений в виде одной справки на четырех человек, наличие любого прочерка в любом из соответствующих разделов и в графах справки влекут отказ в регистрации кандидата либо отмену судом такой регистрации. Крен в сторону формы заполнения справки в условиях низкой вероятности установления достоверности сведений о зарубежном имуществе и обязательствах имущественного характера в недружественных России странах независимо от намерений создателей таких разъяснений создает объективные условия для низкого уровня доверия со стороны избирателей к доводимому до их сведения через информацию на избирательных участках содержанию этих справок.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Требования о представлении кандидатами в избирательные комиссии сведений о зарубежном имуществе и обязательствах имущественного характера в виде справки, предусмотренной указом Президента РФ, первоначально появились в 2013 г. в рамках антикоррупционного законодательства. Постановление (п. 95, 97) делает новые шаги на пути формализации сложившейся практики, в соответствии с которой, например, отсутствие такого имущества и обязательств имущественного характера у кандидата, его супруги (супруга) и двух несовершеннолетних детей должно быть зафиксировано в четырех справках и в виде определенного текста. Представление сведений в виде одной справки на четырех человек, наличие любого прочерка в любом из соответствующих разделов и в графах справки влекут отказ в регистрации кандидата либо отмену судом такой регистрации. Крен в сторону формы заполнения справки в условиях низкой вероятности установления достоверности сведений о зарубежном имуществе и обязательствах имущественного характера в недружественных России странах независимо от намерений создателей таких разъяснений создает объективные условия для низкого уровня доверия со стороны избирателей к доводимому до их сведения через информацию на избирательных участках содержанию этих справок.
Статья: Принципы избирательного права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом (ст. 37 Закона об основных гарантиях). Отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов может быть обжалован в суд в соответствии со ст. 75 Закона об основных гарантиях.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом (ст. 37 Закона об основных гарантиях). Отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов может быть обжалован в суд в соответствии со ст. 75 Закона об основных гарантиях.