Отказ от оперативного управления
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ от оперативного управления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как прекращается право оперативного управления
(КонсультантПлюс, 2025)3. Можно ли отказаться от права оперативного управления и как это сделать
(КонсультантПлюс, 2025)3. Можно ли отказаться от права оперативного управления и как это сделать
Статья: Правовые аспекты отказа от права оперативного управления
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 3)"Российский судья", 2021, N 3
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 3)"Российский судья", 2021, N 3
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Разумеется, содержание этого закрытого перечня ограниченных вещных прав не во всем бесспорно. В частности, уже отмечалось, что представляется лишенным логики признание вещным правом ипотеки (залога недвижимости), а не залога в целом; можно оспаривать традиционное для современного российского гражданского права отнесение к вещным правам "квазивещного" права оперативного управления (хотя оно во многом является вынужденным, ибо иное место для этого остатка прежнего гражданского права в общей системе гражданских прав найти невозможно); вполне возможно отнесение к вещным правам права удержания и т.д. Вместе с тем указанный перечень включает в себя и ряд несомненно прогрессивных законодательных решений, в частности отказ от законодательной дифференциации права оперативного управления и обусловленное этим упразднение права хозяйственного ведения, а также прав пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в публичной собственности.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Разумеется, содержание этого закрытого перечня ограниченных вещных прав не во всем бесспорно. В частности, уже отмечалось, что представляется лишенным логики признание вещным правом ипотеки (залога недвижимости), а не залога в целом; можно оспаривать традиционное для современного российского гражданского права отнесение к вещным правам "квазивещного" права оперативного управления (хотя оно во многом является вынужденным, ибо иное место для этого остатка прежнего гражданского права в общей системе гражданских прав найти невозможно); вполне возможно отнесение к вещным правам права удержания и т.д. Вместе с тем указанный перечень включает в себя и ряд несомненно прогрессивных законодательных решений, в частности отказ от законодательной дифференциации права оперативного управления и обусловленное этим упразднение права хозяйственного ведения, а также прав пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в публичной собственности.
Статья: Оперативное управление
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отказ от права оперативного управления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отказ от права оперативного управления
Статья: Право оперативного управления: пределы реализации имущественной самостоятельности учреждения
(Лескова Ю.Г.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 3)Или еще один интересный вопрос, связанный с имущественной обособленностью субъектов права оперативного управления: вправе ли субъект права оперативного управления отказаться от имущества и прекратить право оперативного управления? Как закреплено в ст. 299 ГК РФ, право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и иными правовыми актами для прекращения права собственности. Согласно ст. 236 ГК РФ можно отказаться от права собственности, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Казалось бы, нет никаких препятствий к отказу от права оперативного управления. Однако на практике собственник государственного учреждения (РФ в лице соответствующих государственных органов) не принимает в казну имущество, не используемое государственным учреждением, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления (см. Определение Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637). Более того, в судебной практике встречается подход, согласно которому учреждение ввиду специального статуса ограничено в распоряжении закрепленным за ним имуществом, поэтому не вправе без согласия собственника отказаться от права оперативного управления, что, по мнению суда, следует из ст. 298 ГК РФ (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.12.2017 N Ф07-12466/2017 по делу N А13-2776/2017). Определением Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637 вышеприведенное Постановление отменено, поскольку суд признал наличие у учреждения права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления согласно ст. 299 ГК РФ. Арбитражный суд Волго-Вятского округа в Постановлении от 15.03.2023 N Ф01-182/2023 по делу N А17-11934/2021 также подтвердил право учреждения на отказ от имущества. Тем не менее показанные случаи судебной практики решения вышеобозначенного вопроса свидетельствуют о не вполне урегулированной ситуации: что первично (применимо) в рассматриваемом вопросе - нормы, связанные с распоряжением имуществом учреждением (где имеются специальные правила), или все-таки правила об основаниях прекращения права оперативного управления?
(Лескова Ю.Г.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 3)Или еще один интересный вопрос, связанный с имущественной обособленностью субъектов права оперативного управления: вправе ли субъект права оперативного управления отказаться от имущества и прекратить право оперативного управления? Как закреплено в ст. 299 ГК РФ, право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и иными правовыми актами для прекращения права собственности. Согласно ст. 236 ГК РФ можно отказаться от права собственности, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Казалось бы, нет никаких препятствий к отказу от права оперативного управления. Однако на практике собственник государственного учреждения (РФ в лице соответствующих государственных органов) не принимает в казну имущество, не используемое государственным учреждением, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления (см. Определение Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637). Более того, в судебной практике встречается подход, согласно которому учреждение ввиду специального статуса ограничено в распоряжении закрепленным за ним имуществом, поэтому не вправе без согласия собственника отказаться от права оперативного управления, что, по мнению суда, следует из ст. 298 ГК РФ (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.12.2017 N Ф07-12466/2017 по делу N А13-2776/2017). Определением Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637 вышеприведенное Постановление отменено, поскольку суд признал наличие у учреждения права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления согласно ст. 299 ГК РФ. Арбитражный суд Волго-Вятского округа в Постановлении от 15.03.2023 N Ф01-182/2023 по делу N А17-11934/2021 также подтвердил право учреждения на отказ от имущества. Тем не менее показанные случаи судебной практики решения вышеобозначенного вопроса свидетельствуют о не вполне урегулированной ситуации: что первично (применимо) в рассматриваемом вопросе - нормы, связанные с распоряжением имуществом учреждением (где имеются специальные правила), или все-таки правила об основаниях прекращения права оперативного управления?