Отказ от договора воздушной перевозки
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ от договора воздушной перевозки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Пассажир хочет отказаться от авиаперевозки и взыскать с Перевозчика провозную плату
(КонсультантПлюс, 2025)Пассажир хочет отказаться от договора воздушной перевозки и взыскать с Перевозчика провозную плату. Например, ссылается на вынужденный отказ.
(КонсультантПлюс, 2025)Пассажир хочет отказаться от договора воздушной перевозки и взыскать с Перевозчика провозную плату. Например, ссылается на вынужденный отказ.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 784 "Общие положения о перевозке" ГК РФ"Руководствуясь положениями ст. 784 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 102, 103, 106 Воздушного кодекса РФ, Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика ООО "Авиакомпания "Победа" ответственности за компенсацию морального вреда истцу, поскольку действия ответчика, связанные с организацией воздушной перевозки истца и членов его семьи рейсом DP 196, Владикавказ - Москва, авиакомпании "Победа", 22.08.2021 г., в полной мере соответствовали требованиям действующего законодательства и ФАП; истец, приобретая авиабилеты, и т.о., заключая договор воздушной перевозки, согласился на предложенные условия перевозки; не воспользовался правом на приобретение дополнительной услуги по выбору посадочных мест; и отказ пересадить супругу истца, на другое место в салоне воздушного судна, также является правомерным, поскольку в полной мере соответствует Правилам перевозки ООО "Авиакомпания "Победа".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие особенности есть у расторжения договора перевозки
(КонсультантПлюс, 2025)Для перевозки на некоторых видах транспорта предусмотрено право пассажира отказаться от договора немотивированно. Так, при морской перевозке пассажир вправе отказаться от договора до отхода судна или после начала рейса в любом порту, куда судно зайдет для посадки или высадки пассажиров (п. 1 ст. 183 КТМ РФ). При перевозке внутренним водным транспортом пассажир вправе отказаться от договора перевозки до отхода судна в любое время, а после начала рейса в любом порту остановки судна - сдать билет в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, и получить часть провозной платы обратно (п. 1 ст. 100 КВВТ РФ). Нормативными правовыми актами в сфере перевозки могут устанавливаться основания для мотивированного отказа от договора и его последствия. Например, задержка рейса, указанного в билете, является основанием вынужденного отказа пассажира от договора воздушной перевозки (п. 227 Общих правил воздушных перевозок, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82).
(КонсультантПлюс, 2025)Для перевозки на некоторых видах транспорта предусмотрено право пассажира отказаться от договора немотивированно. Так, при морской перевозке пассажир вправе отказаться от договора до отхода судна или после начала рейса в любом порту, куда судно зайдет для посадки или высадки пассажиров (п. 1 ст. 183 КТМ РФ). При перевозке внутренним водным транспортом пассажир вправе отказаться от договора перевозки до отхода судна в любое время, а после начала рейса в любом порту остановки судна - сдать билет в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, и получить часть провозной платы обратно (п. 1 ст. 100 КВВТ РФ). Нормативными правовыми актами в сфере перевозки могут устанавливаться основания для мотивированного отказа от договора и его последствия. Например, задержка рейса, указанного в билете, является основанием вынужденного отказа пассажира от договора воздушной перевозки (п. 227 Общих правил воздушных перевозок, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82).
Статья: Возражения против иска о понуждении к заключению договора
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 5)В то же время, как представляется, для публичных договоров возражение ответчика, вытекающее из ст. 1065 ГК РФ, имеет большее значение по сравнению с возражением о том, что кредитор ранее не исполнял обязательства из публичного договора и существует значительная вероятность, что он не исполнит их снова. Тот факт, что истец может причинить вред должнику или третьим лицам, вероятно, должен рассматриваться как достаточное основание для того, чтобы требование о понуждении к заключению публичного договора было отклонено. Так, в упомянутой выше пояснительной записке к законопроекту, внесшему изменения в Воздушный кодекс РФ в части оснований для отказа в заключении договора воздушной перевозки, в качестве одного из ключевых аргументов указывалось на значительную опасность, которую представляет неадекватное поведение пассажира, угрожающее жизни и здоровью пассажиров и экипажа. Вполне возможно, что все указанные примеры являются частными случаями применения ст. 1065 ГК РФ.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 5)В то же время, как представляется, для публичных договоров возражение ответчика, вытекающее из ст. 1065 ГК РФ, имеет большее значение по сравнению с возражением о том, что кредитор ранее не исполнял обязательства из публичного договора и существует значительная вероятность, что он не исполнит их снова. Тот факт, что истец может причинить вред должнику или третьим лицам, вероятно, должен рассматриваться как достаточное основание для того, чтобы требование о понуждении к заключению публичного договора было отклонено. Так, в упомянутой выше пояснительной записке к законопроекту, внесшему изменения в Воздушный кодекс РФ в части оснований для отказа в заключении договора воздушной перевозки, в качестве одного из ключевых аргументов указывалось на значительную опасность, которую представляет неадекватное поведение пассажира, угрожающее жизни и здоровью пассажиров и экипажа. Вполне возможно, что все указанные примеры являются частными случаями применения ст. 1065 ГК РФ.
Нормативные акты
"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)Статья 107.1. Отказ в заключении договора воздушной перевозки пассажиру, внесенному в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)Статья 107.1. Отказ в заключении договора воздушной перевозки пассажиру, внесенному в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком
Статья: Спор о взыскании полной или частичной стоимости авиа- или железнодорожного билета (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Необходимо учитывать, что в ряде случаев требовать возврата стоимости авиабилета нецелесообразно, поскольку перевозчик не обязан осуществлять такой возврат в силу закона. В частности, стоимость авиабилета не возвращается (пп. 3, 4 п. 1 ст. 108 ВК РФ): если пассажир уведомил перевозчика об отказе от перелета после окончания установленного времени регистрации пассажиров на рейс; если в условиях договора воздушной перевозки предусмотрен отказ от возврата провозной платы (так называемый "невозвратный билет").
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Необходимо учитывать, что в ряде случаев требовать возврата стоимости авиабилета нецелесообразно, поскольку перевозчик не обязан осуществлять такой возврат в силу закона. В частности, стоимость авиабилета не возвращается (пп. 3, 4 п. 1 ст. 108 ВК РФ): если пассажир уведомил перевозчика об отказе от перелета после окончания установленного времени регистрации пассажиров на рейс; если в условиях договора воздушной перевозки предусмотрен отказ от возврата провозной платы (так называемый "невозвратный билет").
Статья: Спор о понуждении к заключению договора (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- контрагент осуществляет предпринимательскую или другую приносящую доход деятельность, которая предполагает его обязанность заключить договор с любым обратившимся к нему лицом (публичный договор). Например, магазин, обязан продать товар (заключить договор купли-продажи) с любым обратившимся к нему лицом (покупателем). Исключение составляют случаи, когда в заключении публичного договора может быть отказано. Во-первых, если оказать услугу или продать товар не представляется возможным (например, товара нет в наличии), или когда такой отказ возможен в силу закона (п. 3 ст. 426 ГК РФ). Так, в п. 4 ст. 786 ГК РФ закреплено, что в случаях, предусмотренных ст. 107.1 Воздушного кодекса РФ, перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если пассажир внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- контрагент осуществляет предпринимательскую или другую приносящую доход деятельность, которая предполагает его обязанность заключить договор с любым обратившимся к нему лицом (публичный договор). Например, магазин, обязан продать товар (заключить договор купли-продажи) с любым обратившимся к нему лицом (покупателем). Исключение составляют случаи, когда в заключении публичного договора может быть отказано. Во-первых, если оказать услугу или продать товар не представляется возможным (например, товара нет в наличии), или когда такой отказ возможен в силу закона (п. 3 ст. 426 ГК РФ). Так, в п. 4 ст. 786 ГК РФ закреплено, что в случаях, предусмотренных ст. 107.1 Воздушного кодекса РФ, перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если пассажир внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.
Ситуация: Как вернуть электронный авиабилет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, если договор воздушной перевозки пассажира предусматривает условие о возврате провозной платы при расторжении договора, она возвращается пассажиру (за исключением суммы фактически понесенных перевозчиком расходов, связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от перелета не позднее чем за 24 часа до окончания установленного времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс. Если такое уведомление было сделано за меньшее время, но до окончания регистрации на рейс, пассажиру возвращается уплаченная провозная плата с взысканием неустойки в размере 25% от суммы провозной платы и суммы фактически понесенных перевозчиком расходов, связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки (пп. 1, 2 п. 1 ст. 108 ВК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, если договор воздушной перевозки пассажира предусматривает условие о возврате провозной платы при расторжении договора, она возвращается пассажиру (за исключением суммы фактически понесенных перевозчиком расходов, связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от перелета не позднее чем за 24 часа до окончания установленного времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс. Если такое уведомление было сделано за меньшее время, но до окончания регистрации на рейс, пассажиру возвращается уплаченная провозная плата с взысканием неустойки в размере 25% от суммы провозной платы и суммы фактически понесенных перевозчиком расходов, связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки (пп. 1, 2 п. 1 ст. 108 ВК РФ).