Отказ грузополучателя от приемки груза
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ грузополучателя от приемки груза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 796 "Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа" ГК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Между экспедитором и перевозчиком заключен договор на оказание услуг по перевозке и экспедированию груза (бунты проволоки). В процессе перевозки произошло ДТП. Перевозчик на частично поврежденном транспортном средстве доставил груз грузополучателю, который отказался от приемки груза. Перевозчик произвел перегруз груза из поврежденного транспортного средства в исправное и транспортировал груз обратно грузоотправителю. Экспедитор возместил грузоотправителю ущерб от повреждения груза и, в свою очередь, направил претензию перевозчику о возмещении убытков в виде затрат на возмещение ущерба грузоотправителю, которая оставлена без удовлетворения.
(Арбитражный суд Уральского округа)Между экспедитором и перевозчиком заключен договор на оказание услуг по перевозке и экспедированию груза (бунты проволоки). В процессе перевозки произошло ДТП. Перевозчик на частично поврежденном транспортном средстве доставил груз грузополучателю, который отказался от приемки груза. Перевозчик произвел перегруз груза из поврежденного транспортного средства в исправное и транспортировал груз обратно грузоотправителю. Экспедитор возместил грузоотправителю ущерб от повреждения груза и, в свою очередь, направил претензию перевозчику о возмещении убытков в виде затрат на возмещение ущерба грузоотправителю, которая оставлена без удовлетворения.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2024 N 01АП-8396/2023 по делу N А79-5381/2023
Требование: О взыскании задолженности по оплате услуг по возврату груза в рамках государственного контракта на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, пени, расходов на оплату услуг представителя.
Решение: Требование удовлетворено.Суд апелляционной инстанции проверил и отклоняет как необоснованные доводы заявителя жалобы со ссылкой на отсутствие оснований для оплаты рейса по возврату непринятого груза, о том, что договор перевозки груза между истцом и ответчиком не заключался, поскольку ответчик не принимал от истца услуги; акт об оказании транспортных услуг в адрес ответчика не направлялся и не был подписан сторонами; не составлялась транспортная накладная в соответствии с требованиями действующего законодательства; перевозчиком при возврате груза грузоотправителю не соблюдены обязательные требования установленные Уставом, а именно: не установлен и ни чем не подтвержден факт уведомления истцом ответчика об отказе грузополучателя в приемке груза; не представлено доказательств подтверждающих поручение ответчиком истцу возврата груза грузоотправителю, в силу следующего.
Требование: О взыскании задолженности по оплате услуг по возврату груза в рамках государственного контракта на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, пени, расходов на оплату услуг представителя.
Решение: Требование удовлетворено.Суд апелляционной инстанции проверил и отклоняет как необоснованные доводы заявителя жалобы со ссылкой на отсутствие оснований для оплаты рейса по возврату непринятого груза, о том, что договор перевозки груза между истцом и ответчиком не заключался, поскольку ответчик не принимал от истца услуги; акт об оказании транспортных услуг в адрес ответчика не направлялся и не был подписан сторонами; не составлялась транспортная накладная в соответствии с требованиями действующего законодательства; перевозчиком при возврате груза грузоотправителю не соблюдены обязательные требования установленные Уставом, а именно: не установлен и ни чем не подтвержден факт уведомления истцом ответчика об отказе грузополучателя в приемке груза; не представлено доказательств подтверждающих поручение ответчиком истцу возврата груза грузоотправителю, в силу следующего.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые аспекты порядка заключения, исполнения и прекращения договоров перевозки автомобильным транспортом
(Левушкин А.Н.)
("Транспортное право", 2025, N 3)В литературе высказывается позиция о правомерности отказа грузополучателя от приемки груза, если он был сначала потерян, но через некоторое время найден <17>. Стоит отметить, что в УАТ РФ отсутствует норма, которая бы позволяла разрешить данную ситуацию, в отличие от других транспортных уставов и кодексов. Например, в перевозках морским и воздушным транспортом в такой ситуации грузополучатель обязан принять найденный груз. Поэтому необходимо внесение изменений в законодательство. Статья 15 УАТ РФ должна быть дополнена ч. 16, в которой следует прописать, что грузополучатель обязуется принять груз, если ранее в установленные сроки его доставки до момента приемки он был утерян по обстоятельствам, за которые грузополучатель не отвечает, но впоследствии обнаружен. Перевозчик может требовать от грузополучателя принять найденный груз при условии, что с момента установленного первоначального срока доставки до момента обнаружения пропавшего груза прошел разумный срок.
(Левушкин А.Н.)
("Транспортное право", 2025, N 3)В литературе высказывается позиция о правомерности отказа грузополучателя от приемки груза, если он был сначала потерян, но через некоторое время найден <17>. Стоит отметить, что в УАТ РФ отсутствует норма, которая бы позволяла разрешить данную ситуацию, в отличие от других транспортных уставов и кодексов. Например, в перевозках морским и воздушным транспортом в такой ситуации грузополучатель обязан принять найденный груз. Поэтому необходимо внесение изменений в законодательство. Статья 15 УАТ РФ должна быть дополнена ч. 16, в которой следует прописать, что грузополучатель обязуется принять груз, если ранее в установленные сроки его доставки до момента приемки он был утерян по обстоятельствам, за которые грузополучатель не отвечает, но впоследствии обнаружен. Перевозчик может требовать от грузополучателя принять найденный груз при условии, что с момента установленного первоначального срока доставки до момента обнаружения пропавшего груза прошел разумный срок.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Как правило, учитывая большую важность для перевозчиков своевременного принятия грузополучателями прибывающих в их адрес грузов, транспортное законодательство признает обязанность грузополучателя принять груз безусловной, за исключением случая, когда качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность его полного или частичного использования. Так, при перевозках воздушным транспортом грузополучатель обязан принять и вывезти груз. Право на отказ у него есть только в отношении поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением (ст. 111 ВК, ст. 36 УЖТ). Аналогичное правило установлено в ст. 79 КВВТ, при этом отказаться от приемки опасного или скоропортящегося груза грузополучатель не имеет права. Невозможность полного или частичного использования груза подтверждается выводами независимой экспертизы. Если экспертом будет установлено, что возможен ремонт груза, получатель обязан принять его, а перевозчик - возместить затраты, связанные с ремонтом. Правомерность отказа грузополучателя от принятия груза в спорных случаях решается арбитражным судом на основании тщательного изучения обстоятельств дела, заключения экспертизы.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Как правило, учитывая большую важность для перевозчиков своевременного принятия грузополучателями прибывающих в их адрес грузов, транспортное законодательство признает обязанность грузополучателя принять груз безусловной, за исключением случая, когда качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность его полного или частичного использования. Так, при перевозках воздушным транспортом грузополучатель обязан принять и вывезти груз. Право на отказ у него есть только в отношении поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением (ст. 111 ВК, ст. 36 УЖТ). Аналогичное правило установлено в ст. 79 КВВТ, при этом отказаться от приемки опасного или скоропортящегося груза грузополучатель не имеет права. Невозможность полного или частичного использования груза подтверждается выводами независимой экспертизы. Если экспертом будет установлено, что возможен ремонт груза, получатель обязан принять его, а перевозчик - возместить затраты, связанные с ремонтом. Правомерность отказа грузополучателя от принятия груза в спорных случаях решается арбитражным судом на основании тщательного изучения обстоятельств дела, заключения экспертизы.
Нормативные акты
"Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству"
(утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7)
(ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997)4. При приеме груза от органов транспорта получатель во всех случаях, когда это предусмотрено правилами, действующими на транспорте, обязан потребовать от органа транспорта составления коммерческого акта, а при доставке груза автомобильным транспортом - отметки на товарно-транспортной накладной или составления акта.
(утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7)
(ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997)4. При приеме груза от органов транспорта получатель во всех случаях, когда это предусмотрено правилами, действующими на транспорте, обязан потребовать от органа транспорта составления коммерческого акта, а при доставке груза автомобильным транспортом - отметки на товарно-транспортной накладной или составления акта.
Постановление Правительства РФ от 21.05.2022 N 931
(ред. от 25.03.2023)
"Об утверждении Правил обмена электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, направления таких документов и сведений в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, а также представления иной информации, связанной с обработкой таких документов и сведений, из информационной системы электронных перевозочных документов в государственную информационную систему электронных перевозочных документов по запросу оператора государственной информационной системы электронных перевозочных документов"22. В случае неполной приемки груза или отказа от приемки груза грузополучателем (лицом, управомоченным на получение груза) после получения грузоотправителем файла обмена информации перевозчика о выдаче груза грузополучателю (лицу, управомоченному на получение груза) грузоотправитель формирует файл обмена информации об указании о переадресовке груза, содержащий указание о переадресовке непринятого грузополучателем груза (части груза), в информационной системе грузоотправителя или непосредственно в информационной системе электронных перевозочных документов оператора грузоотправителя и направляет такой файл обмена перевозчику через оператора грузоотправителя. При этом в случае изменения грузополучателя в файл обмена информации о переадресовке в качестве идентификатора иного получателя файла обмена информации о переадресовке вносится идентификатор нового грузополучателя и далее такой файл обмена направляется новому грузополучателю.
(ред. от 25.03.2023)
"Об утверждении Правил обмена электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, направления таких документов и сведений в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, а также представления иной информации, связанной с обработкой таких документов и сведений, из информационной системы электронных перевозочных документов в государственную информационную систему электронных перевозочных документов по запросу оператора государственной информационной системы электронных перевозочных документов"22. В случае неполной приемки груза или отказа от приемки груза грузополучателем (лицом, управомоченным на получение груза) после получения грузоотправителем файла обмена информации перевозчика о выдаче груза грузополучателю (лицу, управомоченному на получение груза) грузоотправитель формирует файл обмена информации об указании о переадресовке груза, содержащий указание о переадресовке непринятого грузополучателем груза (части груза), в информационной системе грузоотправителя или непосредственно в информационной системе электронных перевозочных документов оператора грузоотправителя и направляет такой файл обмена перевозчику через оператора грузоотправителя. При этом в случае изменения грузополучателя в файл обмена информации о переадресовке в качестве идентификатора иного получателя файла обмена информации о переадресовке вносится идентификатор нового грузополучателя и далее такой файл обмена направляется новому грузополучателю.
Статья: Внедрение электронной транспортной накладной в ретейле: опыт применения
(Перелыгина А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)- задержка поставки - груз поступил с опозданием, что нарушает регламент приемки и влияет на дальнейшие процессы;
(Перелыгина А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)- задержка поставки - груз поступил с опозданием, что нарушает регламент приемки и влияет на дальнейшие процессы;
Статья: Некоторые правоприменительные аспекты воздушной перевозки грузов: современное состояние и "цифровые" перспективы
(Пискунова Н.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)В другом деле ЗАО "Лениза" (грузоотправитель) отправило в адрес ООО "Птицефабрика Уссурийская" (грузополучатель) воздушным транспортом авиакомпании "Владивосток Авиа" - живых суточных цыплят в количестве 16 377 голов. При приемке груза истцом была обнаружена гибель цыплят. Считая, что ОАО "Владивосток Авиа", не обеспечило выполнение существенных условий перевозки груза, что повлекло за собой гибель около 70% груза, ООО "Птицефабрика Уссурийская" обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании материального ущерба. Отказывая в иске, суд сослался на недоказанность вины авиаперевозчика в гибели перевозимых цыплят <25>. Справедливым будет отметить, что проблематика повреждения груза при перевозке является актуальной для любого вида транспорта. Экстраполируя рассмотренный случай на авиаперевозку с использованием БВС, стоит отметить допустимость установления ограничений относительно видов грузов, допускаемых к авиаперевозке с использованием БВС. При этом в случае причинения вреда БВС, жизни или здоровью третьих лиц, а также их имуществу в результате перевозки опасного груза, запрещенного к транспортировке таким способом, ответственным за такие негативные последствия следует признать фрахтователя. Следует учитывать вместимость БВС, которая значительно уступает пилотируемым воздушным суднам, и предполагает востребованность такого способа перевозки применительно к малогабаритному грузу (например, медицинские препараты, медицинские анализы, комплектующие, документы, почтовые отправления и т.д.).
(Пискунова Н.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)В другом деле ЗАО "Лениза" (грузоотправитель) отправило в адрес ООО "Птицефабрика Уссурийская" (грузополучатель) воздушным транспортом авиакомпании "Владивосток Авиа" - живых суточных цыплят в количестве 16 377 голов. При приемке груза истцом была обнаружена гибель цыплят. Считая, что ОАО "Владивосток Авиа", не обеспечило выполнение существенных условий перевозки груза, что повлекло за собой гибель около 70% груза, ООО "Птицефабрика Уссурийская" обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании материального ущерба. Отказывая в иске, суд сослался на недоказанность вины авиаперевозчика в гибели перевозимых цыплят <25>. Справедливым будет отметить, что проблематика повреждения груза при перевозке является актуальной для любого вида транспорта. Экстраполируя рассмотренный случай на авиаперевозку с использованием БВС, стоит отметить допустимость установления ограничений относительно видов грузов, допускаемых к авиаперевозке с использованием БВС. При этом в случае причинения вреда БВС, жизни или здоровью третьих лиц, а также их имуществу в результате перевозки опасного груза, запрещенного к транспортировке таким способом, ответственным за такие негативные последствия следует признать фрахтователя. Следует учитывать вместимость БВС, которая значительно уступает пилотируемым воздушным суднам, и предполагает востребованность такого способа перевозки применительно к малогабаритному грузу (например, медицинские препараты, медицинские анализы, комплектующие, документы, почтовые отправления и т.д.).
Статья: Развитие доктринальных воззрений на принуждение ко вступлению в обязательство в трудах М.М. Агаркова и И.Б. Новицкого
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Тогда М.М. Агарков предлагает отстраниться от конструкции предварительного договора и представить, что речь идет о некоем "предварительном правоотношении между дорогой и грузоотправителями, подобном тому, которое возникает из предварительного договора. Эти отношения созданы законом, установившим для железной дороги Kontrahierungszwang" <12>. Однако и в таком случае автор не готов квалифицировать действия железной дороги в качестве акцепта. Так, отмечается, что "нет никакой надобности во встречном волеизъявлении железной дороги о желании ее заключить договор перевозки. Если такое волеизъявление и имеет место, то оно юридически иррелевантно. Без него все элементы, необходимые для возникновения конкретного юридического отношения между дорогой и отправителем, налицо. Ей остается только принять груз, доставить его на станцию отправления и сдать получателю" <13>. Как следствие, приемка груза расценивается М.М. Агарковым не как договорное волеизъявление, а как действие, входящее в тот комплекс, который образует исполнение дорогой своих обязательств по перевозке <14>.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Тогда М.М. Агарков предлагает отстраниться от конструкции предварительного договора и представить, что речь идет о некоем "предварительном правоотношении между дорогой и грузоотправителями, подобном тому, которое возникает из предварительного договора. Эти отношения созданы законом, установившим для железной дороги Kontrahierungszwang" <12>. Однако и в таком случае автор не готов квалифицировать действия железной дороги в качестве акцепта. Так, отмечается, что "нет никакой надобности во встречном волеизъявлении железной дороги о желании ее заключить договор перевозки. Если такое волеизъявление и имеет место, то оно юридически иррелевантно. Без него все элементы, необходимые для возникновения конкретного юридического отношения между дорогой и отправителем, налицо. Ей остается только принять груз, доставить его на станцию отправления и сдать получателю" <13>. Как следствие, приемка груза расценивается М.М. Агарковым не как договорное волеизъявление, а как действие, входящее в тот комплекс, который образует исполнение дорогой своих обязательств по перевозке <14>.
Статья: Две роковые ошибки перевозчика
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 8)Судебная практика. Общество просило суд взыскать с перевозчика ущерб за частичную утрату груза - лома черных металлов: отгружали 61 300 кг, а после приемки выявили недостачу в 7 150 кг. Суд в иске отказал: осмотр вагона с грузом по прибытии производился приемосдатчиком ответчика совместно с приемосдатчиком грузополучателя. Памятка приемосдатчика подписана представителем грузополучателя без замечаний, какие-либо отметки о недостаче или признаках хищения отсутствовали. Груз поступил в исправном полувагоне и не имел признаков недостачи, утраты или повреждений, которые могли бы быть обнаружены грузополучателем; от грузополучателя информация о недостаче груза также не поступала. Погрузка и определение массы груза осуществлялись силами отправителя, в указанный период вагон во владении перевозчика не находился, при приемке масса груза, заявленная в накладной, не проверялась, обязанность по проверке указанной массы груза у перевозчика отсутствовала. В таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не было (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.03.2023 N Ф02-784/2023 по делу N А33-7304/2022).
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 8)Судебная практика. Общество просило суд взыскать с перевозчика ущерб за частичную утрату груза - лома черных металлов: отгружали 61 300 кг, а после приемки выявили недостачу в 7 150 кг. Суд в иске отказал: осмотр вагона с грузом по прибытии производился приемосдатчиком ответчика совместно с приемосдатчиком грузополучателя. Памятка приемосдатчика подписана представителем грузополучателя без замечаний, какие-либо отметки о недостаче или признаках хищения отсутствовали. Груз поступил в исправном полувагоне и не имел признаков недостачи, утраты или повреждений, которые могли бы быть обнаружены грузополучателем; от грузополучателя информация о недостаче груза также не поступала. Погрузка и определение массы груза осуществлялись силами отправителя, в указанный период вагон во владении перевозчика не находился, при приемке масса груза, заявленная в накладной, не проверялась, обязанность по проверке указанной массы груза у перевозчика отсутствовала. В таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не было (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.03.2023 N Ф02-784/2023 по делу N А33-7304/2022).