Отец ребенка иностранный гражданин
Подборка наиболее важных документов по запросу Отец ребенка иностранный гражданин (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26.03.2025 N 88а-2527/2025 (УИД 14RS0002-01-2024-000157-76)
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о запрете въезда в РФ.
Обстоятельства: По мнению заявителя, оспариваемое решение принято без учета норм международного права на уважение личной и семейной жизни, избыточно ограничило его семейные права, поскольку у него есть ребенок на территории Российской Федерации, он трудоустроен, уплачивает налоги, имеет в собственности транспортное средство.
Решение: Отказано.Удовлетворяя административные исковые требования Я., суд первой инстанции исходил из того, что у Я. сложились устойчивые социальные и семейные связи, административный истец является отцом несовершеннолетнего ребенка (ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), имеющего гражданство РФ, трудоустроен, оплачивает налоги, кроме того, у иностранного гражданина отсутствует возможность покинуть территорию Российской Федерации ранее срока, установленного приговором суда, по причине нахождения на учете в уголовно-исполнительной инспекции, как условно осужденного по приговору Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 года по делу N, в связи с чем пришел к выводу о том, что данное решение является незаконным, представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни административного истца, не отвечает требованиям справедливости и соразмерности.
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о запрете въезда в РФ.
Обстоятельства: По мнению заявителя, оспариваемое решение принято без учета норм международного права на уважение личной и семейной жизни, избыточно ограничило его семейные права, поскольку у него есть ребенок на территории Российской Федерации, он трудоустроен, уплачивает налоги, имеет в собственности транспортное средство.
Решение: Отказано.Удовлетворяя административные исковые требования Я., суд первой инстанции исходил из того, что у Я. сложились устойчивые социальные и семейные связи, административный истец является отцом несовершеннолетнего ребенка (ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), имеющего гражданство РФ, трудоустроен, оплачивает налоги, кроме того, у иностранного гражданина отсутствует возможность покинуть территорию Российской Федерации ранее срока, установленного приговором суда, по причине нахождения на учете в уголовно-исполнительной инспекции, как условно осужденного по приговору Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 года по делу N, в связи с чем пришел к выводу о том, что данное решение является незаконным, представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни административного истца, не отвечает требованиям справедливости и соразмерности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какие документы необходимо представить работнице - матери ребенка для назначения ей пособия по уходу за ребенком до полутора лет, если в свидетельстве о рождении ребенка указан отец - гражданин иностранного государства, который в РФ не работает, имеет студенческую визу и находится на территории РФ с целью обучения?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Какие документы необходимо представить работнице - матери ребенка для назначения ей пособия по уходу за ребенком до полутора лет, если в свидетельстве о рождении ребенка указан отец - гражданин иностранного государства, который в РФ не работает, имеет студенческую визу и находится на территории РФ с целью обучения?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Какие документы необходимо представить работнице - матери ребенка для назначения ей пособия по уходу за ребенком до полутора лет, если в свидетельстве о рождении ребенка указан отец - гражданин иностранного государства, который в РФ не работает, имеет студенческую визу и находится на территории РФ с целью обучения?
Статья: Профилактика и расследование преступлений в сфере миграции: проблемные вопросы, пути решения
(Гасак А.А., Зуева А.С., Макаренко М.М.)
("Миграционное право", 2024, N 4)В настоящее время на рассмотрении находится проект федерального закона "О внесении изменений в ст. 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Новация указанного нормативного акта состоит в предложении дополнительного основания для выдачи в упрощенном порядке иностранному гражданину разрешения на временное пребывание (далее по тексту - РВП) в Российской Федерации в виде установления минимального двухлетнего срока состояния в браке с гражданином Российской Федерации (при отсутствии совместного ребенка). Изменения также касаются возможности продления обыкновенной частной визы, выданной иностранному гражданину, являющемуся близким родственником гражданина Российской Федерации, и дополнения основанием аннулирования РВП или вида на жительство в случае, если решением суда, вступившим в законную силу, отменено усыновление или аннулирована запись акта об установлении отцовства иностранного гражданина в отношении соответствующего ребенка. Внесение указанных выше изменений в действующее законодательство в сфере миграции приведет к повышению эффективности осуществления миграционного учета и снижению вероятности возникновения причин и условий, способствующих совершению криминальных деяний.
(Гасак А.А., Зуева А.С., Макаренко М.М.)
("Миграционное право", 2024, N 4)В настоящее время на рассмотрении находится проект федерального закона "О внесении изменений в ст. 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Новация указанного нормативного акта состоит в предложении дополнительного основания для выдачи в упрощенном порядке иностранному гражданину разрешения на временное пребывание (далее по тексту - РВП) в Российской Федерации в виде установления минимального двухлетнего срока состояния в браке с гражданином Российской Федерации (при отсутствии совместного ребенка). Изменения также касаются возможности продления обыкновенной частной визы, выданной иностранному гражданину, являющемуся близким родственником гражданина Российской Федерации, и дополнения основанием аннулирования РВП или вида на жительство в случае, если решением суда, вступившим в законную силу, отменено усыновление или аннулирована запись акта об установлении отцовства иностранного гражданина в отношении соответствующего ребенка. Внесение указанных выше изменений в действующее законодательство в сфере миграции приведет к повышению эффективности осуществления миграционного учета и снижению вероятности возникновения причин и условий, способствующих совершению криминальных деяний.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- иностранному гражданину, имеющему ребенка, состоящего в гражданстве РФ и постоянно проживающего в РФ, другой родитель которого имеет гражданство РФ, при условии наличия подтвержденных в судебном порядке фактов совместного проживания на территории РФ данного иностранного гражданина с таким ребенком и участия в его содержании, воспитании или совместного проживания на территории РФ данного иностранного гражданина с матерью (отцом) такого ребенка и ведения с ней (с ним) общего хозяйства не менее 3 лет до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство;
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- иностранному гражданину, имеющему ребенка, состоящего в гражданстве РФ и постоянно проживающего в РФ, другой родитель которого имеет гражданство РФ, при условии наличия подтвержденных в судебном порядке фактов совместного проживания на территории РФ данного иностранного гражданина с таким ребенком и участия в его содержании, воспитании или совместного проживания на территории РФ данного иностранного гражданина с матерью (отцом) такого ребенка и ведения с ней (с ним) общего хозяйства не менее 3 лет до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство;
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)23) иностранному гражданину, имеющему ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающего в Российской Федерации, другой родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, при условии наличия подтвержденных в судебном порядке фактов совместного проживания на территории Российской Федерации данного иностранного гражданина с таким ребенком и участия в его содержании, воспитании или совместного проживания на территории Российской Федерации данного иностранного гражданина с матерью (отцом) такого ребенка и ведения с ней (с ним) общего хозяйства не менее трех лет до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство;
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)23) иностранному гражданину, имеющему ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающего в Российской Федерации, другой родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, при условии наличия подтвержденных в судебном порядке фактов совместного проживания на территории Российской Федерации данного иностранного гражданина с таким ребенком и участия в его содержании, воспитании или совместного проживания на территории Российской Федерации данного иностранного гражданина с матерью (отцом) такого ребенка и ведения с ней (с ним) общего хозяйства не менее трех лет до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство;
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)В Республике Беларусь правовое регулирование брачно-семейных отношений с иностранным элементом базируется на разд. VI КоБС 1999 г., который был значительно изменен в 2012 г. Вместе с тем данный раздел содержит только незначительное количество норм, которые условно можно признать односторонними коллизионными нормами. Несмотря на свое наименование ("Применение законодательства Республики Беларусь о браке и семье к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Применение законодательства о браке и семье иностранных государств и международных договоров"), данный раздел практически не содержит положений, устанавливающих возможность применения иностранного брачно-семейного законодательства. Единственным коллизионным началом, которое возможно проследить в разд. VI, остается принцип lex fori. Он фигурирует в вопросах: заключения браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Беларусь; расторжения браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами и лицами без гражданства и браков иностранных граждан между собой в Республике Беларусь; установления материнства и отцовства в Республике Беларусь; международного усыновления на территории Республики Беларусь; установления опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами Республики Беларусь; установления международных опеки и попечительства над несовершеннолетними, проживающими на территории Республики Беларусь. Очевидно, что привязка указанных отношений к правовой системе Республики Беларусь детерминирована территориально, т.е. заключение или расторжение брака, установление материнства и отцовства и другие вышеназванные юридически значимые действия осуществляются на территории Республики Беларусь ее компетентными органами, следовательно, находятся под действием суверенитета государства. Привязка к национальному законодательству также может быть обусловлена фактором гражданства. Так, опека и попечительство над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами Республики Беларусь, устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ч. 1 ст. 234 КоБС 1999 г.). Вместе с тем разд. VI КоБС 1999 г. по-прежнему не содержит двусторонних коллизионных норм.
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)В Республике Беларусь правовое регулирование брачно-семейных отношений с иностранным элементом базируется на разд. VI КоБС 1999 г., который был значительно изменен в 2012 г. Вместе с тем данный раздел содержит только незначительное количество норм, которые условно можно признать односторонними коллизионными нормами. Несмотря на свое наименование ("Применение законодательства Республики Беларусь о браке и семье к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Применение законодательства о браке и семье иностранных государств и международных договоров"), данный раздел практически не содержит положений, устанавливающих возможность применения иностранного брачно-семейного законодательства. Единственным коллизионным началом, которое возможно проследить в разд. VI, остается принцип lex fori. Он фигурирует в вопросах: заключения браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Беларусь; расторжения браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами и лицами без гражданства и браков иностранных граждан между собой в Республике Беларусь; установления материнства и отцовства в Республике Беларусь; международного усыновления на территории Республики Беларусь; установления опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами Республики Беларусь; установления международных опеки и попечительства над несовершеннолетними, проживающими на территории Республики Беларусь. Очевидно, что привязка указанных отношений к правовой системе Республики Беларусь детерминирована территориально, т.е. заключение или расторжение брака, установление материнства и отцовства и другие вышеназванные юридически значимые действия осуществляются на территории Республики Беларусь ее компетентными органами, следовательно, находятся под действием суверенитета государства. Привязка к национальному законодательству также может быть обусловлена фактором гражданства. Так, опека и попечительство над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами Республики Беларусь, устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ч. 1 ст. 234 КоБС 1999 г.). Вместе с тем разд. VI КоБС 1999 г. по-прежнему не содержит двусторонних коллизионных норм.
Статья: Проблемы нормативно-правового регулирования в сфере суррогатного материнства
(Трубицын М.А., Шумкина Л.И.)
("Медицинское право", 2023, N 1)Обход закона с противоправной целью становится очевидным тогда, когда потенциальные родители одновременно как не имеют возможности самостоятельного вынашивания и рождения ребенка, так и не имеют права быть усыновителями (удочерителями) в соответствии с законодательством Российской Федерации либо ограничены в этом праве. Ярким примером такого злоупотребления правом в форме обхода закона с противоправной целью является использование в программе суррогатного материнства донорских эмбрионов бесплодными иностранными гражданами. Поскольку п. 4 ст. 124 Семейного кодекса РФ допускает усыновление (удочерение) иностранными гражданами только в случаях, когда ребенок не может быть передан на усыновление (удочерение) его родственникам либо на воспитание в семью граждан Российской Федерации <7>, то использование суррогатного материнства позволяло бесплодным иностранным гражданам получить родительские права в отношении ребенка, биологическими родителями которого они не являются. Противоправность поведения в данном примере отягощается и тем обстоятельством, что ребенок в такой ситуации намеренно оставлен без опеки как биологическими матерью и отцом, так и женщиной, выносившей ребенка, побуждаемыми к такому поведению исключительной целью получения материальной выгоды.
(Трубицын М.А., Шумкина Л.И.)
("Медицинское право", 2023, N 1)Обход закона с противоправной целью становится очевидным тогда, когда потенциальные родители одновременно как не имеют возможности самостоятельного вынашивания и рождения ребенка, так и не имеют права быть усыновителями (удочерителями) в соответствии с законодательством Российской Федерации либо ограничены в этом праве. Ярким примером такого злоупотребления правом в форме обхода закона с противоправной целью является использование в программе суррогатного материнства донорских эмбрионов бесплодными иностранными гражданами. Поскольку п. 4 ст. 124 Семейного кодекса РФ допускает усыновление (удочерение) иностранными гражданами только в случаях, когда ребенок не может быть передан на усыновление (удочерение) его родственникам либо на воспитание в семью граждан Российской Федерации <7>, то использование суррогатного материнства позволяло бесплодным иностранным гражданам получить родительские права в отношении ребенка, биологическими родителями которого они не являются. Противоправность поведения в данном примере отягощается и тем обстоятельством, что ребенок в такой ситуации намеренно оставлен без опеки как биологическими матерью и отцом, так и женщиной, выносившей ребенка, побуждаемыми к такому поведению исключительной целью получения материальной выгоды.
Статья: Оплата "гражданско-правового" больничного
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 3)На заметку. Отпуск по уходу за ребенком до полутора лет предоставляется на основании заявления и подтверждающих документов. В бухгалтерию компании для оформления отпуска и пособия должны поступить от работницы два заявления: о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, написанное в произвольной форме; о назначении ежемесячного пособия по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 08.04.2022 N 119. К заявлению должны быть приложены подтверждающие документы: свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копия либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки; документы о рождении предыдущего ребенка; справка с места работы отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он не использует указанный отпуск и не получает пособия; если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает либо обучается по очной форме обучения - справка из органов социальной защиты населения о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка; копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство - для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России. Этот перечень документов обязателен для оформления пособия. Он установлен п. 56 Приказа Минтруда России от 29.09.2020 N 668н.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 3)На заметку. Отпуск по уходу за ребенком до полутора лет предоставляется на основании заявления и подтверждающих документов. В бухгалтерию компании для оформления отпуска и пособия должны поступить от работницы два заявления: о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, написанное в произвольной форме; о назначении ежемесячного пособия по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 08.04.2022 N 119. К заявлению должны быть приложены подтверждающие документы: свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копия либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки; документы о рождении предыдущего ребенка; справка с места работы отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он не использует указанный отпуск и не получает пособия; если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает либо обучается по очной форме обучения - справка из органов социальной защиты населения о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка; копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство - для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России. Этот перечень документов обязателен для оформления пособия. Он установлен п. 56 Приказа Минтруда России от 29.09.2020 N 668н.
Статья: Модернизация публично-правового регулирования института гражданства Российской Федерации в современных геополитических условиях
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Как очередной последовательный шаг в направлении сохранения традиционных устоев российского общества в определении понятия "родители" акцентируется, что отец ребенка - это мужчина и мать - женщина <19>, тем самым подчеркивается, что в России однополые браки не признаются.
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Как очередной последовательный шаг в направлении сохранения традиционных устоев российского общества в определении понятия "родители" акцентируется, что отец ребенка - это мужчина и мать - женщина <19>, тем самым подчеркивается, что в России однополые браки не признаются.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо учится по очной форме обучения в образовательных организациях профессионального, высшего или дополнительного профессионального образования либо в научных организациях, то необходимы сведения из территориальных органов Фонда по месту жительства отца (матери, обоих родителей) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо учится по очной форме обучения в образовательных организациях профессионального, высшего или дополнительного профессионального образования либо в научных организациях, то необходимы сведения из территориальных органов Фонда по месту жительства отца (матери, обоих родителей) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
Статья: Юридические средства устранения причин заключения фиктивных браков
(Авдеев Д.А., Юсипова И.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Один из частых мотивов вступления в фиктивный брак - упрощение получения статусов для иностранных граждан, так как нормы миграционного законодательства предоставляют определенные преференции по принципу воссоединения семьи (с учетом факта нахождения в браке и наличия несовершеннолетних детей). Известно, что Семейный кодекс РФ не требует соблюдения специальных условий лицом, желающим установить отцовство, данный факт носит заявительный характер. В ряде случаев это становилось основанием для злоупотреблений. Достаточно показательный пример: гражданка России в Новгородской области оформила отцовство семерых детей "гражданам Республики Таджикистан и Азербайджанской Республики, получив от организаторов преступной деятельности денежное вознаграждение" <9>. Цель - упрощение получения миграционного статуса. В настоящее время для сокращения числа таких фиктивных юридических фактов законодатель пошел по пути определения дополнительных условий, которые необходимо соблюсти, чтобы получить желаемый статус.
(Авдеев Д.А., Юсипова И.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Один из частых мотивов вступления в фиктивный брак - упрощение получения статусов для иностранных граждан, так как нормы миграционного законодательства предоставляют определенные преференции по принципу воссоединения семьи (с учетом факта нахождения в браке и наличия несовершеннолетних детей). Известно, что Семейный кодекс РФ не требует соблюдения специальных условий лицом, желающим установить отцовство, данный факт носит заявительный характер. В ряде случаев это становилось основанием для злоупотреблений. Достаточно показательный пример: гражданка России в Новгородской области оформила отцовство семерых детей "гражданам Республики Таджикистан и Азербайджанской Республики, получив от организаторов преступной деятельности денежное вознаграждение" <9>. Цель - упрощение получения миграционного статуса. В настоящее время для сокращения числа таких фиктивных юридических фактов законодатель пошел по пути определения дополнительных условий, которые необходимо соблюсти, чтобы получить желаемый статус.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает либо учится по очной форме обучения в образовательных организациях профессионального, высшего или дополнительного профессионального образования либо в научных организациях, то необходимы сведения из территориальных органов Фонда по месту жительства отца (матери, обоих родителей) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает либо учится по очной форме обучения в образовательных организациях профессионального, высшего или дополнительного профессионального образования либо в научных организациях, то необходимы сведения из территориальных органов Фонда по месту жительства отца (матери, обоих родителей) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
Статья: Сравнительный анализ правовых статусов несовершеннолетних в отдельных государствах Европейского союза, являющихся членами семьи граждан третьих государств
(Полякова Н.В., Ситников К.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Срок действия разрешений на проживание, выданных таким несовершеннолетним, в соответствующих случаях связан с разрешением на проживание отца, матери или опекуна соответствующего лица. В случае если разрешение исходит от гражданина общины, его срок составляет пять лет.
(Полякова Н.В., Ситников К.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Срок действия разрешений на проживание, выданных таким несовершеннолетним, в соответствующих случаях связан с разрешением на проживание отца, матери или опекуна соответствующего лица. В случае если разрешение исходит от гражданина общины, его срок составляет пять лет.
Статья: Вспомогательные репродуктивные технологии: неочевидные пределы защиты
(Троицкая А.А., Шевченко О.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Заявитель пытался приехать в Россию, чтобы забрать детей, но из-за вспышки коронавируса и противоэпидемических ограничений ему было отказано во въезде в страну. В свидетельствах о рождении детей изначально была указана суррогатная мать в качестве матери и проставлен прочерк в графе "отец". Дети были помещены в учреждение, осуществляющее содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детский дом), где они и находились на момент принятия решения Конституционным Судом. В это же время Следственным комитетом РФ было начато расследование в отношении представителей ряда медицинских организаций, оказывавших услуги суррогатного материнства иностранцам, по подозрению в торговле людьми. Это коснулось и тех организаций, чьей помощью пользовались заявители <5>. В дальнейшем в ответ на просьбы заявителя о передаче ему детей и о разрешении ему общаться с детьми, он получал ответ о необходимости получения мнения следователя СК РФ, при этом от следователя никаких указаний о невозможности передачи детей заявителям или о невозможности общаться с ними не поступало - но дети оставались в детском доме, а неформальное разрешение увидеть детей и пообщаться с ними заявитель получил лишь однократно <6>.
(Троицкая А.А., Шевченко О.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Заявитель пытался приехать в Россию, чтобы забрать детей, но из-за вспышки коронавируса и противоэпидемических ограничений ему было отказано во въезде в страну. В свидетельствах о рождении детей изначально была указана суррогатная мать в качестве матери и проставлен прочерк в графе "отец". Дети были помещены в учреждение, осуществляющее содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детский дом), где они и находились на момент принятия решения Конституционным Судом. В это же время Следственным комитетом РФ было начато расследование в отношении представителей ряда медицинских организаций, оказывавших услуги суррогатного материнства иностранцам, по подозрению в торговле людьми. Это коснулось и тех организаций, чьей помощью пользовались заявители <5>. В дальнейшем в ответ на просьбы заявителя о передаче ему детей и о разрешении ему общаться с детьми, он получал ответ о необходимости получения мнения следователя СК РФ, при этом от следователя никаких указаний о невозможности передачи детей заявителям или о невозможности общаться с ними не поступало - но дети оставались в детском доме, а неформальное разрешение увидеть детей и пообщаться с ними заявитель получил лишь однократно <6>.