Отчуждение имущества казенного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Отчуждение имущества казенного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 236 "Отказ от права собственности" ГК РФ"Исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 235, статьи 236 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ основанием для прекращения права оперативного управления является как отказ учреждения и казенного предприятия от права оперативного управления, так и отчуждение имущества (продажа, мена, дарение или передача в качестве отступного) учреждений и казенных предприятий."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 299 "Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления" ГК РФ"Исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 235, статьи 236 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ основанием для прекращения права оперативного управления является как отказ учреждения и казенного предприятия от права оперативного управления, так и отчуждение имущества (продажа, мена, дарение или передача в качестве отступного) учреждений и казенных предприятий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как прекращается право оперативного управления
(КонсультантПлюс, 2025)При отчуждении имущества учреждений и казенных предприятий право оперативного управления прекращается (п. 1 ст. 235, п. 3 ст. 299 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При отчуждении имущества учреждений и казенных предприятий право оперативного управления прекращается (п. 1 ст. 235, п. 3 ст. 299 ГК РФ).
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)В силу п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)В силу п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.11.2025 N 39-П
"По делу о проверке конституционности пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Магаданской области"Острота этого вопроса в системе действующего правового регулирования несколько сглаживается тем, что Федеральным законом от 31 июля 2025 года N 272-ФЗ часть 5 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" была дополнена пунктом 10, согласно которому исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, в отношении должника - органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения. Однако полностью тем самым рассматриваемый вопрос не снимается, так как данная законодательная новелла касается только одного из аспектов применения к публично-правовым образованиям общих правил исполнительного производства.
"По делу о проверке конституционности пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Магаданской области"Острота этого вопроса в системе действующего правового регулирования несколько сглаживается тем, что Федеральным законом от 31 июля 2025 года N 272-ФЗ часть 5 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" была дополнена пунктом 10, согласно которому исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, в отношении должника - органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения. Однако полностью тем самым рассматриваемый вопрос не снимается, так как данная законодательная новелла касается только одного из аспектов применения к публично-правовым образованиям общих правил исполнительного производства.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Готовое решение: В каких случаях и в какие сроки инспекция вынесет решение о приостановлении операций по счетам
(КонсультантПлюс, 2025)инспекторы сомневаются, что решение по проверке можно исполнить (то есть используют блокировку как обеспечительную меру). Но для этого обязательно должен быть запрет на продажу (залог) вашего имущества, а его общая стоимость по данным бухучета меньше доначислений (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)инспекторы сомневаются, что решение по проверке можно исполнить (то есть используют блокировку как обеспечительную меру). Но для этого обязательно должен быть запрет на продажу (залог) вашего имущества, а его общая стоимость по данным бухучета меньше доначислений (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Готовое решение: Какая ответственность (штрафы, пени) за налоговые правонарушения предусмотрена для учреждений
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Инспекция вправе наложить арест, применить залог или запретить отчуждение (передачу в залог) только в отношении того имущества бюджетного (автономного) учреждения, которым оно вправе самостоятельно распоряжаться. В отношении имущества казенного учреждения такие обеспечительные меры не могут быть приняты, поскольку оно не может самостоятельно распоряжаться имуществом (п. п. 4, 5, 6 ст. 123.22, п. п. 2, 3, 4 ст. 298 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Инспекция вправе наложить арест, применить залог или запретить отчуждение (передачу в залог) только в отношении того имущества бюджетного (автономного) учреждения, которым оно вправе самостоятельно распоряжаться. В отношении имущества казенного учреждения такие обеспечительные меры не могут быть приняты, поскольку оно не может самостоятельно распоряжаться имуществом (п. п. 4, 5, 6 ст. 123.22, п. п. 2, 3, 4 ст. 298 ГК РФ).
Готовое решение: Как продать государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)Для бюджетных и автономных учреждений купля-продажа будет считаться крупной сделкой, если стоимость имущества или цена договора превышает 10% активов. Такие правила установлены п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях и ст. 14 Закона об автономных учреждениях.
(КонсультантПлюс, 2025)Для бюджетных и автономных учреждений купля-продажа будет считаться крупной сделкой, если стоимость имущества или цена договора превышает 10% активов. Такие правила установлены п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях и ст. 14 Закона об автономных учреждениях.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Юридические лица - собственники принадлежащего им имущества могут заключать договоры купли-продажи в качестве как продавца, так и покупателя. Что касается юридических лиц, владеющих своим имуществом на основе других вещных прав (хозяйственного ведения, оперативного управления), то их возможности продавать это имущество ограничены. Как следует из п. 2 ст. 295 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество без согласия собственника. Еще более ограничены права продавца для субъектов права оперативного управления - казенных предприятий и учреждений. Так, казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, однако казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 297 ГК РФ).
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Юридические лица - собственники принадлежащего им имущества могут заключать договоры купли-продажи в качестве как продавца, так и покупателя. Что касается юридических лиц, владеющих своим имуществом на основе других вещных прав (хозяйственного ведения, оперативного управления), то их возможности продавать это имущество ограничены. Как следует из п. 2 ст. 295 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество без согласия собственника. Еще более ограничены права продавца для субъектов права оперативного управления - казенных предприятий и учреждений. Так, казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, однако казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 297 ГК РФ).
Готовое решение: Как передать государственное или муниципальное имущество в оперативное управление
(КонсультантПлюс, 2025)В оперативное управление казенному учреждению имущество передается в общем порядке. Имущество принадлежит казенному учреждению на праве оперативного управления, и учреждение не может отчуждать переданное имущество либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника - Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования (п. 1 ст. 296, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В оперативное управление казенному учреждению имущество передается в общем порядке. Имущество принадлежит казенному учреждению на праве оперативного управления, и учреждение не может отчуждать переданное имущество либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника - Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования (п. 1 ст. 296, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Примером имущества, на отчуждение которого требуется согласие другого лица, является недвижимое имущество, принадлежащее государственному или муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК). В качестве примера органа, дающего согласие или разрешение на отчуждение недвижимого имущества, можно назвать совет директоров и общее собрание акционерного общества, которые дают согласие на отчуждение принадлежащему акционерному обществу недвижимого имущества, стоимость которого соответственно составляет от 25 до 50 либо свыше 50 процентов балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении такой сделки (ст. 79 Закона об акционерных обществах).
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Примером имущества, на отчуждение которого требуется согласие другого лица, является недвижимое имущество, принадлежащее государственному или муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК). В качестве примера органа, дающего согласие или разрешение на отчуждение недвижимого имущества, можно назвать совет директоров и общее собрание акционерного общества, которые дают согласие на отчуждение принадлежащему акционерному обществу недвижимого имущества, стоимость которого соответственно составляет от 25 до 50 либо свыше 50 процентов балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении такой сделки (ст. 79 Закона об акционерных обществах).
Статья: Понятие профильных и непрофильных активов. Некоторые аспекты работы с такими активами
(Грушко Т.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 2)- используемое не по назначению (не для выполнения целей, зафиксированных в уставе соответствующего федерального государственного учреждения/федерального казенного предприятия; не в соответствии с техническими требованиями, установленными нормативными правовыми актами для соответствующего вида имущества);
(Грушко Т.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 2)- используемое не по назначению (не для выполнения целей, зафиксированных в уставе соответствующего федерального государственного учреждения/федерального казенного предприятия; не в соответствии с техническими требованиями, установленными нормативными правовыми актами для соответствующего вида имущества);
Статья: Безвозмездная передача нефинансовых активов
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 13)Согласно ч. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым своим имуществом без согласия собственника имущества.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 13)Согласно ч. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым своим имуществом без согласия собственника имущества.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)3. Казенные предприятия, казенные и частные учреждения вправе отчуждать или иным способом распоряжаться движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, лишь с согласия собственника этого имущества.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)3. Казенные предприятия, казенные и частные учреждения вправе отчуждать или иным способом распоряжаться движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, лишь с согласия собственника этого имущества.