Оспаривание сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 23 ЗК РФВ каком порядке рассмотрят заявление гражданина при установлении публичного сервитута?
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 90 "Основания обеспечительных мер" АПК РФПри этом ограничение на принятие обеспечительных мер в порядке статьи 90 АПК РФ в случае оспаривания приказа об установлении публичного сервитута законодательно не установлено."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оценка судом нормативного характера акта: процессуальные последствия
(Смагина Е.С., Кожухова А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)Репрезентативным примером может служить оценка судами актов об установлении публичных сервитутов. Реформирование правового регулирования публичного сервитута <10>, среди прочего исключившее из положений ст. 23 ЗК РФ указание на необходимость установления сервитута нормативным правовым актом (в настоящее время сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления), породило практику рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании решений об установлении сервитута <11> в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Отчасти такая практика подкрепляется и последующими изменениями ЗК РФ, исключившими необходимость публикации решений об установлении публичного сервитута в порядке, установленном для муниципальных правовых актов <12>. Встречается и иной подход: обращаясь к положениям ППВС N 50, арбитражные суды отмечают, что вывод о нормативном либо ненормативном характере такого решения, вынесенного после внесения изменений в ЗК РФ, зависит от анализа его содержания соответствующим судом, поскольку характер такого правового акта уже не презюмируется в качестве нормативного, как это было ранее в силу прямого указания закона, и делают вывод о нормативном характере оспариваемого акта <13>.
(Смагина Е.С., Кожухова А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)Репрезентативным примером может служить оценка судами актов об установлении публичных сервитутов. Реформирование правового регулирования публичного сервитута <10>, среди прочего исключившее из положений ст. 23 ЗК РФ указание на необходимость установления сервитута нормативным правовым актом (в настоящее время сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления), породило практику рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании решений об установлении сервитута <11> в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Отчасти такая практика подкрепляется и последующими изменениями ЗК РФ, исключившими необходимость публикации решений об установлении публичного сервитута в порядке, установленном для муниципальных правовых актов <12>. Встречается и иной подход: обращаясь к положениям ППВС N 50, арбитражные суды отмечают, что вывод о нормативном либо ненормативном характере такого решения, вынесенного после внесения изменений в ЗК РФ, зависит от анализа его содержания соответствующим судом, поскольку характер такого правового акта уже не презюмируется в качестве нормативного, как это было ранее в силу прямого указания закона, и делают вывод о нормативном характере оспариваемого акта <13>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Материалы одного из судебных дел <1> показывают, что уполномоченный орган, основываясь на положениях ст. 56 ЗК РФ и Правил охраны газораспределительных сетей, может в интересах правообладателя охранной зоны вынести постановление об отверждении границ части земельного участка (охранной зоны), которое, в свою очередь, служит основанием для внесения в кадастр недвижимости сведений об обременении земельного участка. По мнению собственника участка, наличие на участке охранной зоны влечет установление сервитута и обременение участка. Однако требование о признании недействительным указанного постановления об утверждении границ части участка (охранной зоны) отклонено судом с указанием на то, что оспариваемым постановлением сервитут не устанавливался, в связи с чем отсутствуют доказательства нарушения прав заявителя.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Материалы одного из судебных дел <1> показывают, что уполномоченный орган, основываясь на положениях ст. 56 ЗК РФ и Правил охраны газораспределительных сетей, может в интересах правообладателя охранной зоны вынести постановление об отверждении границ части земельного участка (охранной зоны), которое, в свою очередь, служит основанием для внесения в кадастр недвижимости сведений об обременении земельного участка. По мнению собственника участка, наличие на участке охранной зоны влечет установление сервитута и обременение участка. Однако требование о признании недействительным указанного постановления об утверждении границ части участка (охранной зоны) отклонено судом с указанием на то, что оспариваемым постановлением сервитут не устанавливался, в связи с чем отсутствуют доказательства нарушения прав заявителя.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)13. В случае оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута обладатель публичного сервитута направляет проект соглашения об осуществлении публичного сервитута, вносит плату за публичный сервитут в депозит нотариуса и приступает к осуществлению публичного сервитута на условиях, указанных в пункте 11 настоящей статьи, в течение семи рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении требования правообладателя земельного участка об оспаривании решения об установлении публичного сервитута.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)13. В случае оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута обладатель публичного сервитута направляет проект соглашения об осуществлении публичного сервитута, вносит плату за публичный сервитут в депозит нотариуса и приступает к осуществлению публичного сервитута на условиях, указанных в пункте 11 настоящей статьи, в течение семи рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении требования правообладателя земельного участка об оспаривании решения об установлении публичного сервитута.
Статья: Спор об установлении сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком) (на основании судебной практики Московского городского и Московского областного судов)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При оспаривании позиции истца об установлении сервитута необходимо учитывать, что сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом) (п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 26.04.2017).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При оспаривании позиции истца об установлении сервитута необходимо учитывать, что сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом) (п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 26.04.2017).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Если в течение указанного срока соглашение не заключено и решение о его установлении не оспорено в суде, плата за сервитут вносится его обладателем в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. Необходимо иметь в виду, что обладатель обременения, внесший плату в депозит нотариуса, вправе до заключения соглашения осуществлять сервитут (например, выполнять работы, предусмотренные проектом соглашения) (п. 11 ст. 39.47 ЗК РФ);
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Если в течение указанного срока соглашение не заключено и решение о его установлении не оспорено в суде, плата за сервитут вносится его обладателем в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. Необходимо иметь в виду, что обладатель обременения, внесший плату в депозит нотариуса, вправе до заключения соглашения осуществлять сервитут (например, выполнять работы, предусмотренные проектом соглашения) (п. 11 ст. 39.47 ЗК РФ);
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2023 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Действующее законодательство не обязывает нотариуса проверять достоверность и обоснованность предоставленных депонентом сведений об обязательстве и об условиях внесения имущества в депозит, в том числе осуществлять проверку факта получения правообладателем земельного участка проекта соглашения и исполнения всех требований Земельного кодекса обладателем сервитута, а также факта оспаривания в суде решения об установлении публичного сервитута.
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Действующее законодательство не обязывает нотариуса проверять достоверность и обоснованность предоставленных депонентом сведений об обязательстве и об условиях внесения имущества в депозит, в том числе осуществлять проверку факта получения правообладателем земельного участка проекта соглашения и исполнения всех требований Земельного кодекса обладателем сервитута, а также факта оспаривания в суде решения об установлении публичного сервитута.