Оспаривание результатов выБоров
Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание результатов выБоров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 239 "Обращение в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" КАС РФ"Таким образом, положения части 16 статьи 239 КАС РФ не предусматривают права избирателя или участника референдума оспаривать решения о результатах выборов, референдума."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О правовых последствиях истечения административно-процессуального срока
(Белякович Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 12)В первую очередь необходимо достоверно установить факт окончания административно-процессуального срока. При установлении обстоятельства истечения конкретного административно-процессуального срока следует руководствоваться правилами исчисления сроков в административном процессе и удостовериться в факте его окончания во избежание наступления правовых последствий, не соответствующих темпоральным фактическим обстоятельствам административного дела. Например, в одном деле суд ошибочно указал на истечение срока обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов выборов 22 декабря 2016 г., тогда как в силу положений ч. 1 ст. 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока, т.е. 21 декабря 2016 г., учитывая дату официального опубликования результатов выборов (21 сентября 2016 г.) <3>.
(Белякович Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 12)В первую очередь необходимо достоверно установить факт окончания административно-процессуального срока. При установлении обстоятельства истечения конкретного административно-процессуального срока следует руководствоваться правилами исчисления сроков в административном процессе и удостовериться в факте его окончания во избежание наступления правовых последствий, не соответствующих темпоральным фактическим обстоятельствам административного дела. Например, в одном деле суд ошибочно указал на истечение срока обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов выборов 22 декабря 2016 г., тогда как в силу положений ч. 1 ст. 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока, т.е. 21 декабря 2016 г., учитывая дату официального опубликования результатов выборов (21 сентября 2016 г.) <3>.
Статья: Дистанционное электронное голосование: исторический опыт России
(Ржановский В.А.)
("Закон", 2023, N 2)В делах об оспаривании результатов выборов с применением ДЭГ суды административным истцам отказывали. Свои решения они мотивировали в числе прочего недоказанностью факта нарушений, которые существенно искажают волеизъявление избирателей или нарушают принципы проведения выборов (Апелляционные определения Московского городского суда от 23 ноября 2021 года по делу N 33а-5647/2021, от 17 ноября 2022 года по делу N 33а-5451/2021).
(Ржановский В.А.)
("Закон", 2023, N 2)В делах об оспаривании результатов выборов с применением ДЭГ суды административным истцам отказывали. Свои решения они мотивировали в числе прочего недоказанностью факта нарушений, которые существенно искажают волеизъявление избирателей или нарушают принципы проведения выборов (Апелляционные определения Московского городского суда от 23 ноября 2021 года по делу N 33а-5647/2021, от 17 ноября 2022 года по делу N 33а-5451/2021).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)в апелляционной инстанции - 66 дел (отменены решения: 1 - об отмене регистрации кандидатов с принятием нового решения о признании регистрации законной; 1 - о заверении списка кандидатов с вынесением нового решения, которым заверение списка признано незаконным; 1 - об оспаривании результатов выборов);
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)в апелляционной инстанции - 66 дел (отменены решения: 1 - об отмене регистрации кандидатов с принятием нового решения о признании регистрации законной; 1 - о заверении списка кандидатов с вынесением нового решения, которым заверение списка признано незаконным; 1 - об оспаривании результатов выборов);
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Опираясь на приведенные конституционные предписания, Конституционный Суд Российской Федерации разрешил важный вопрос о конституционности лишения граждан России возможности обжалования в кассационном порядке судебных решений по делам о нарушениях избирательных прав, не связанным с оспариванием результатов выборов или референдумов. Невозможность такого обжалования была обусловлена тем, что такие судебные решения вступали в законную силу немедленно после их провозглашения, а в кассационном порядке в то время обжаловались судебные решения, не вступившие в законную силу. Вводя такое регулирование, законодатель руководствовался стремлением обеспечить оперативное рассмотрение судами соответствующих дел и немедленное исполнение вынесенных ими решений, тем самым способствуя проведению избирательных кампаний в установленные сроки.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Опираясь на приведенные конституционные предписания, Конституционный Суд Российской Федерации разрешил важный вопрос о конституционности лишения граждан России возможности обжалования в кассационном порядке судебных решений по делам о нарушениях избирательных прав, не связанным с оспариванием результатов выборов или референдумов. Невозможность такого обжалования была обусловлена тем, что такие судебные решения вступали в законную силу немедленно после их провозглашения, а в кассационном порядке в то время обжаловались судебные решения, не вступившие в законную силу. Вводя такое регулирование, законодатель руководствовался стремлением обеспечить оперативное рассмотрение судами соответствующих дел и немедленное исполнение вынесенных ими решений, тем самым способствуя проведению избирательных кампаний в установленные сроки.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- дела о защите избирательных прав рассматриваются судьей единолично, кроме административных дел о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума, а также об оспаривании решений ЦИК РФ о результатах выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, результатах референдума РФ, которые рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- дела о защите избирательных прав рассматриваются судьей единолично, кроме административных дел о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума, а также об оспаривании решений ЦИК РФ о результатах выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, результатах референдума РФ, которые рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей;
Статья: Избирательные права граждан и КАС РФ: десятилетие эффективной судебной защиты сквозь призму истории ее институционализации
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)- расширение перечня дел, рассматриваемых судами коллегиально (в составе трех профессиональных судей в первой инстанции): административные дела о расформировании избирательных комиссий, об оспаривании решений и уклонении от принятия решений ЦИК России, об оспаривании результатов федеральных выборов и референдумов (п. 3 ч. 2 ст. 29 КАС РФ). Ранее по ГПК РФ коллегией из трех судей рассматривались лишь дела о расформировании избирательных комиссий;
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)- расширение перечня дел, рассматриваемых судами коллегиально (в составе трех профессиональных судей в первой инстанции): административные дела о расформировании избирательных комиссий, об оспаривании решений и уклонении от принятия решений ЦИК России, об оспаривании результатов федеральных выборов и референдумов (п. 3 ч. 2 ст. 29 КАС РФ). Ранее по ГПК РФ коллегией из трех судей рассматривались лишь дела о расформировании избирательных комиссий;