Оспаривание предложения об изменении места проведения публичного мероприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание предложения об изменении места проведения публичного мероприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Допустимость мирового соглашения в публично-правовых спорах: в поисках универсального критерия
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)3.3. Административные дела, связанные с применением законодательства о публичных мероприятиях, рассматриваются по общим правилам гл. 22 КАС РФ. В ней имеются несколько специальных положений, применимых к этой категории споров, однако все они касаются сокращенных сроков рассмотрения дела и совершения отдельных процессуальных действий, обусловленных спецификой конституционного права на свободу собраний <22>. Вопрос о допустимости соглашения о примирении в таких делах в Кодексе явным образом не решен; Пленум ВС РФ по нему высказался следующим образом: "В случае оспаривания предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении цели, формы и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях стороны вправе до дня проведения публичного мероприятия согласовать спорные параметры его проведения и иные условия, заключив соглашение о примирении (статья 137 КАС РФ). Заключение соглашения о примирении в административных делах об оспаривании отказа органа публичной власти в согласовании проведения публичного мероприятия не допускается (часть 1 статьи 137 КАС РФ)" <23>.
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)3.3. Административные дела, связанные с применением законодательства о публичных мероприятиях, рассматриваются по общим правилам гл. 22 КАС РФ. В ней имеются несколько специальных положений, применимых к этой категории споров, однако все они касаются сокращенных сроков рассмотрения дела и совершения отдельных процессуальных действий, обусловленных спецификой конституционного права на свободу собраний <22>. Вопрос о допустимости соглашения о примирении в таких делах в Кодексе явным образом не решен; Пленум ВС РФ по нему высказался следующим образом: "В случае оспаривания предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении цели, формы и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях стороны вправе до дня проведения публичного мероприятия согласовать спорные параметры его проведения и иные условия, заключив соглашение о примирении (статья 137 КАС РФ). Заключение соглашения о примирении в административных делах об оспаривании отказа органа публичной власти в согласовании проведения публичного мероприятия не допускается (часть 1 статьи 137 КАС РФ)" <23>.
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)В отношении иных дел судебная практика допускает возможность применения примирительных процедур. Это дела об оспаривании действий (бездействия) и решений публичного субъекта, об оспаривании кадастровой стоимости, о взыскании обязательных платежей и санкций, дела, связанные с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами, дела об оспаривании предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении цели, формы и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях <1>, за исключением оспаривания отказа органа публичной власти в согласовании проведения публичного мероприятия.
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)В отношении иных дел судебная практика допускает возможность применения примирительных процедур. Это дела об оспаривании действий (бездействия) и решений публичного субъекта, об оспаривании кадастровой стоимости, о взыскании обязательных платежей и санкций, дела, связанные с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами, дела об оспаривании предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении цели, формы и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях <1>, за исключением оспаривания отказа органа публичной власти в согласовании проведения публичного мероприятия.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях"С учетом этого судам следует иметь в виду, что не являются тождественными требования об оспаривании предложений об изменении места проведения публичных мероприятий, планируемых к проведению в одном и том же месте, в одно и то же время, с одной целью и иными условиями проведения публичных мероприятий, но заявленных к проведению в разные даты (пункт 4 части 1 статьи 128, пункт 2 части 1 статьи 194 КАС РФ).
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях"С учетом этого судам следует иметь в виду, что не являются тождественными требования об оспаривании предложений об изменении места проведения публичных мероприятий, планируемых к проведению в одном и том же месте, в одно и то же время, с одной целью и иными условиями проведения публичных мероприятий, но заявленных к проведению в разные даты (пункт 4 части 1 статьи 128, пункт 2 части 1 статьи 194 КАС РФ).
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2020)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Стороны не оспаривали, что предложение изменить место проведения заявителем публичного мероприятия являлось вмешательством в его право на свободу мирного собрания.
(подготовлен Верховным Судом РФ)Стороны не оспаривали, что предложение изменить место проведения заявителем публичного мероприятия являлось вмешательством в его право на свободу мирного собрания.
Статья: Особые мнения о свободе мирных собраний
(Саленко А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 3)КС России 2 апреля 2009 года рассмотрел жалобу граждан Лашманкина, Шадрина и Шимоволоса, которые полагали, что положения пункта 5 статьи 5 ФЗ о собраниях, запрещающие проведение публичного мероприятия, в случае если его место и время не были согласованы органами публичной власти, являются неконституционными ввиду их противоречия положениям статьи 31 Конституции РФ <41>. Рассмотрев жалобу, КС России отметил, что в соответствии с Конституцией РФ и с Европейской конвенцией при определенных в законе случаях допускаются ограничения свободы мирных собраний. Поэтому, по мнению КС России, оспариваемая норма не содержит запрет публичных мероприятий, а только закрепляет право органов публичной власти "предложить изменить место и (или) время его проведения, причем это предложение обязательно должно быть мотивированным и иметь уважительные причины". КС России указал, что уважительными причинами для отказа в согласовании публичного мероприятия могут быть "либо необходимость сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимость поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иные подобные причины". Самый важный вывод, который сделал КС России в данном деле, сводился к тому, что "законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей". Таким образом, КС России признал, что жалоба заявителей является необоснованной, и сделал общий вывод о ясности и конституционности оспариваемых ими законоположений.
(Саленко А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 3)КС России 2 апреля 2009 года рассмотрел жалобу граждан Лашманкина, Шадрина и Шимоволоса, которые полагали, что положения пункта 5 статьи 5 ФЗ о собраниях, запрещающие проведение публичного мероприятия, в случае если его место и время не были согласованы органами публичной власти, являются неконституционными ввиду их противоречия положениям статьи 31 Конституции РФ <41>. Рассмотрев жалобу, КС России отметил, что в соответствии с Конституцией РФ и с Европейской конвенцией при определенных в законе случаях допускаются ограничения свободы мирных собраний. Поэтому, по мнению КС России, оспариваемая норма не содержит запрет публичных мероприятий, а только закрепляет право органов публичной власти "предложить изменить место и (или) время его проведения, причем это предложение обязательно должно быть мотивированным и иметь уважительные причины". КС России указал, что уважительными причинами для отказа в согласовании публичного мероприятия могут быть "либо необходимость сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимость поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иные подобные причины". Самый важный вывод, который сделал КС России в данном деле, сводился к тому, что "законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей". Таким образом, КС России признал, что жалоба заявителей является необоснованной, и сделал общий вывод о ясности и конституционности оспариваемых ими законоположений.