Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 48.1 "Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты" Градостроительного кодекса РФ"Так, ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов с целью осуществления в процессе строительства их государственного строительного надзора и внесения их в Реестр объектов строительного надзора. Содержащийся в этой норме перечень не ограничивает возможность отнесения иных архитектурных объектов к объектам интеллектуальной собственности. Также следует отметить, что доказательства использования типовых архитектурных решений, которые признаны таковыми в установленном законом порядке (ст. 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации) по решению уполномоченного правительством органа при проектировании и строительстве дома по пер. Инженерный, д. 1Б не имеется. В реестр типовых проектов Минстроя РФ похожий проект не включен."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (май 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. При проведении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов установление в извещении о проведении конкурса двух дополнительных требований к участникам закупки неправомерно и влечет административную ответственность должностного лица.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. При проведении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов установление в извещении о проведении конкурса двух дополнительных требований к участникам закупки неправомерно и влечет административную ответственность должностного лица.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке строительных работ по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: строительные работы на отдельных объектах не учитываются при расчете годового объема закупок, которые осуществляются у СМСП. К таким объектам относятся, в частности, особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, опасные производственные объекты, критически важные объекты топливно-энергетического комплекса, а также при определенных условиях отдельные автомобильные дороги, дорожные сооружения (п. п. 2(5), 2(6) Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, пп. "ю" - "я1" п. 7 Положения, утвержденного указанным Постановлением).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: строительные работы на отдельных объектах не учитываются при расчете годового объема закупок, которые осуществляются у СМСП. К таким объектам относятся, в частности, особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, опасные производственные объекты, критически важные объекты топливно-энергетического комплекса, а также при определенных условиях отдельные автомобильные дороги, дорожные сооружения (п. п. 2(5), 2(6) Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, пп. "ю" - "я1" п. 7 Положения, утвержденного указанным Постановлением).
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
(ред. от 31.07.2025)Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
"Сборник разъяснений по применению сборника цен и справочников базовых цен на проектные работы в строительстве (Вопросы и ответы)"14. Вопрос: Какие объекты относятся к особо опасным и технически сложным, а какие - к уникальным?
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (январь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи в компетенцию высших исполнительных органов субъекта Российской Федерации входит определение порядка установления причин причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства), не являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными объектами. Таким образом, они должны принять соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие этот порядок.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи в компетенцию высших исполнительных органов субъекта Российской Федерации входит определение порядка установления причин причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства), не являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными объектами. Таким образом, они должны принять соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие этот порядок.
Статья: Разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию как документ, подтверждающий соответствие участника закупки дополнительным требованиям
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 7)- линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и/или разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов;
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 7)- линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и/или разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов;
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (август 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии с позицией 13 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии с позицией 13 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (февраль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
Статья: Перевод земель сельскохозяйственного назначения для целей недропользования: правоприменительная практика
(Салиева Р.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)К землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, которые предоставлены для нужд сельского хозяйства или предназначены для таких целей. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения определяется нормами Земельного кодекса РФ (гл. XIV "Земли сельскохозяйственного назначения", ст. 77 - 81) и нормами специальных законов <1>. В Земельном кодексе РФ установлены общие правила использования земель сельскохозяйственного назначения. В отдельных случаях возможно использование таких земель без перевода в земли иных категорий. Так, использование сельскохозяйственных земель на основе публичного сервитута осуществляется в отдельных случаях, в том числе и в сфере недропользования, при которых не требуется получение разрешения на строительство. Например, в Постановлении Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 <2> к случаям, при которых не требуется получение разрешения на строительство, отнесены строительство и реконструкция линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов. В указанном Постановлении также содержится перечень случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получать разрешение на строительство, в частности, к таким случаям отнесены создание поисковых и разведочных горных выработок, предусмотренных проектной документацией на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых. В целом по правилам специального Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности, с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (п. 8 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель).
(Салиева Р.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)К землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, которые предоставлены для нужд сельского хозяйства или предназначены для таких целей. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения определяется нормами Земельного кодекса РФ (гл. XIV "Земли сельскохозяйственного назначения", ст. 77 - 81) и нормами специальных законов <1>. В Земельном кодексе РФ установлены общие правила использования земель сельскохозяйственного назначения. В отдельных случаях возможно использование таких земель без перевода в земли иных категорий. Так, использование сельскохозяйственных земель на основе публичного сервитута осуществляется в отдельных случаях, в том числе и в сфере недропользования, при которых не требуется получение разрешения на строительство. Например, в Постановлении Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 <2> к случаям, при которых не требуется получение разрешения на строительство, отнесены строительство и реконструкция линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов. В указанном Постановлении также содержится перечень случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получать разрешение на строительство, в частности, к таким случаям отнесены создание поисковых и разведочных горных выработок, предусмотренных проектной документацией на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых. В целом по правилам специального Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности, с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (п. 8 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель).
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (март 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В Извещении Заказчиком указаны дополнительные требования по позиции 13 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В Извещении Заказчиком указаны дополнительные требования по позиции 13 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с позицией 13 приложения к Постановлению N 2571 в случае проведения закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства необходимо наличие у участника закупки одного из следующих видов опыта выполнения работ:
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с позицией 13 приложения к Постановлению N 2571 в случае проведения закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства необходимо наличие у участника закупки одного из следующих видов опыта выполнения работ:
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (март 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июнь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с позицией 13 Постановления N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ в соответствующей сфере деятельности.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с позицией 13 Постановления N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ в соответствующей сфере деятельности.