Особенности труда педагогических работников
Подборка наиболее важных документов по запросу Особенности труда педагогических работников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
(ред. от 29.09.2025)Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Готовое решение: Какие есть особенности приема на работу действующих и бывших военнослужащих
(КонсультантПлюс, 2025)В остальном процедура оформления приема на работу по совместительству в целом будет стандартная. В частности, заключите трудовой договор, включив в него обязательные сведения и условия. Также при необходимости как обычно учитывайте особенности, характерные для того или иного вида работы, на которую принимаете военнослужащего. Например, принимая на педагогическую работу, направьте работника на предварительный медосмотр, если ваша деятельность связана с воспитанием и обучением детей, учтите особенности оформления трудовых договоров с педагогом (ч. 1, 2 ст. 57, ч. 3 ст. 214, ч. 2 ст. 220, ч. 4, 6 ст. 282 ТК РФ, п. 9 ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, п. 25 Приложения к Порядку проведения медосмотров работников).
(КонсультантПлюс, 2025)В остальном процедура оформления приема на работу по совместительству в целом будет стандартная. В частности, заключите трудовой договор, включив в него обязательные сведения и условия. Также при необходимости как обычно учитывайте особенности, характерные для того или иного вида работы, на которую принимаете военнослужащего. Например, принимая на педагогическую работу, направьте работника на предварительный медосмотр, если ваша деятельность связана с воспитанием и обучением детей, учтите особенности оформления трудовых договоров с педагогом (ч. 1, 2 ст. 57, ч. 3 ст. 214, ч. 2 ст. 220, ч. 4, 6 ст. 282 ТК РФ, п. 9 ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, п. 25 Приложения к Порядку проведения медосмотров работников).
Статья: Ценностные основы в правовом статусе педагога: позиции Конституционного Суда Российской Федерации
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)7. Аверьянова М.И. Особенности правового регулирования труда педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций: Дис. ... к. ю. н. М., 2014. 202 с.
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)7. Аверьянова М.И. Особенности правового регулирования труда педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций: Дис. ... к. ю. н. М., 2014. 202 с.
Статья: Нормативное регулирование труда преподавателей: проблемы реализации и пути их решения
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Вернемся к нормам трудового законодательства и отметим, что ТК РФ отводит правоотношениям между педагогическими работниками и образовательными организациями отдельную гл. 52 "Особенности регулирования труда педагогических работников". Данное обстоятельство позволяет утверждать, что законодатель относит отношения между педагогом и образовательным учреждением исключительно к трудовым, а не к гражданско-правовым.
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Вернемся к нормам трудового законодательства и отметим, что ТК РФ отводит правоотношениям между педагогическими работниками и образовательными организациями отдельную гл. 52 "Особенности регулирования труда педагогических работников". Данное обстоятельство позволяет утверждать, что законодатель относит отношения между педагогом и образовательным учреждением исключительно к трудовым, а не к гражданско-правовым.
Готовое решение: Какие есть особенности рабочего времени педагогических работников
(КонсультантПлюс, 2025)Для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ). Конкретная продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников в зависимости от должности и (или) специальности, особенностей труда определена в п. п. 3 - 9, 11, 12 Приложения N 1 к Приказу Минпросвещения России от 04.04.2025 N 269 и п. 1 Приложения N 1 к Приказу Минобрнауки России от 11.04.2025 N 335.
(КонсультантПлюс, 2025)Для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ). Конкретная продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников в зависимости от должности и (или) специальности, особенностей труда определена в п. п. 3 - 9, 11, 12 Приложения N 1 к Приказу Минпросвещения России от 04.04.2025 N 269 и п. 1 Приложения N 1 к Приказу Минобрнауки России от 11.04.2025 N 335.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Ответ на этот вопрос влияет как на распределение учебной нагрузки, учитывая индивидуальные особенности трудового режима педагогических работников (многие из них осуществляют педагогическую деятельность на условиях внешнего совместительства), так и на составление учебного расписания с указанием в нем адресов проведения практической подготовки.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Ответ на этот вопрос влияет как на распределение учебной нагрузки, учитывая индивидуальные особенности трудового режима педагогических работников (многие из них осуществляют педагогическую деятельность на условиях внешнего совместительства), так и на составление учебного расписания с указанием в нем адресов проведения практической подготовки.
Статья: Трудовой договор с педагогическим работником: актуальные проблемы заключения и содержания сопровождающих документов
(Шония Г.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Современный трудовой договор с педагогическим работником, помимо основного документа, содержит ряд сопровождающих документов (приложений). Термин "сопровождающие документы" не предусмотрен в трудовом законодательстве, на наш взгляд, под документами, сопровождающими трудовой договор, понимаются юридические акты (дополнительные соглашения и согласия), направленные на конкретизацию прав и обязанностей работника при выполнении им трудовой функции, включая дистанционную трудовую функцию. По нашему мнению, необходимо внести изменения в действующее трудовое законодательство применительно к особенностям выполнения педагогическими работниками дистанционной трудовой функции, на данный момент эти отношения не урегулированы действующим трудовым законодательством. До внесения соответствующих изменений в законодательство работодателю целесообразно применять трудовой договор, а также сопровождающие его документы. К таким документам, с нашей точки зрения, можно отнести:
(Шония Г.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Современный трудовой договор с педагогическим работником, помимо основного документа, содержит ряд сопровождающих документов (приложений). Термин "сопровождающие документы" не предусмотрен в трудовом законодательстве, на наш взгляд, под документами, сопровождающими трудовой договор, понимаются юридические акты (дополнительные соглашения и согласия), направленные на конкретизацию прав и обязанностей работника при выполнении им трудовой функции, включая дистанционную трудовую функцию. По нашему мнению, необходимо внести изменения в действующее трудовое законодательство применительно к особенностям выполнения педагогическими работниками дистанционной трудовой функции, на данный момент эти отношения не урегулированы действующим трудовым законодательством. До внесения соответствующих изменений в законодательство работодателю целесообразно применять трудовой договор, а также сопровождающие его документы. К таким документам, с нашей точки зрения, можно отнести:
Статья: Понятие "педагогическая деятельность" в законодательстве и правоприменительной практике: комплексный анализ содержания
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Понятие "педагогическая деятельность" имеет правовое значение и в контексте оценки правового статуса осуществляющего ее субъекта. Трудовое законодательство и ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <9> (далее - Закон об образовании), устанавливая особенности регулирования труда отдельных категорий работников, оперируют понятиями "педагогическая деятельность" (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Закона об образовании) и "педагогический работник" (ст. 331.1 - 336 ТК РФ, ст. 47 - 50 Закона об образовании), не определяя при этом ни их содержание, ни их соотношение <10>.
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Понятие "педагогическая деятельность" имеет правовое значение и в контексте оценки правового статуса осуществляющего ее субъекта. Трудовое законодательство и ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <9> (далее - Закон об образовании), устанавливая особенности регулирования труда отдельных категорий работников, оперируют понятиями "педагогическая деятельность" (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Закона об образовании) и "педагогический работник" (ст. 331.1 - 336 ТК РФ, ст. 47 - 50 Закона об образовании), не определяя при этом ни их содержание, ни их соотношение <10>.
Статья: Конституционный Суд РФ разъяснил порядок определения заработной платы педагогов при неполной учебной нагрузке
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)Педагогические работники относятся к категории лиц, чья деятельность обладает спецификой, позволяющей устанавливать особенности регулирования их труда. Выполнение педагогическим работником нормы часов учебной (преподавательской) работы (в частности, 18 часов в неделю) должно гарантировать выплату ему заработной платы в размере не ниже МРОТ с соблюдением требования об обеспечении повышенной оплаты труда сверх этого размера в случаях работы в особых условиях или условиях, отклоняющихся от нормальных. При неполной учебной нагрузке зарплата педагога рассчитывается исходя из размера оплаты труда по данной должности за полное рабочее время пропорционально количеству фактически отработанных работником часов. При этом оплата за полное рабочее время, из которой производится расчет, должна быть не менее МРОТ с начислением сверх этого - в установленных случаях - дополнительных выплат. Если структура оплаты труда педагога, помимо оклада и иных выплат, включает так называемую доплату до МРОТ, то при исчислении зарплаты работника, учебная нагрузка которого составляет менее установленной нормы часов, данная доплата также подлежит включению в оплату за полное рабочее время, из которой производится расчет. Тем самым обеспечивается соответствие размера оплаты труда такого работника минимальному гарантированному размеру заработной платы.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)Педагогические работники относятся к категории лиц, чья деятельность обладает спецификой, позволяющей устанавливать особенности регулирования их труда. Выполнение педагогическим работником нормы часов учебной (преподавательской) работы (в частности, 18 часов в неделю) должно гарантировать выплату ему заработной платы в размере не ниже МРОТ с соблюдением требования об обеспечении повышенной оплаты труда сверх этого размера в случаях работы в особых условиях или условиях, отклоняющихся от нормальных. При неполной учебной нагрузке зарплата педагога рассчитывается исходя из размера оплаты труда по данной должности за полное рабочее время пропорционально количеству фактически отработанных работником часов. При этом оплата за полное рабочее время, из которой производится расчет, должна быть не менее МРОТ с начислением сверх этого - в установленных случаях - дополнительных выплат. Если структура оплаты труда педагога, помимо оклада и иных выплат, включает так называемую доплату до МРОТ, то при исчислении зарплаты работника, учебная нагрузка которого составляет менее установленной нормы часов, данная доплата также подлежит включению в оплату за полное рабочее время, из которой производится расчет. Тем самым обеспечивается соответствие размера оплаты труда такого работника минимальному гарантированному размеру заработной платы.