Особенности регулирования труда педагогических работников
Подборка наиболее важных документов по запросу Особенности регулирования труда педагогических работников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Статья: Нормативное регулирование труда преподавателей: проблемы реализации и пути их решения
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Вернемся к нормам трудового законодательства и отметим, что ТК РФ отводит правоотношениям между педагогическими работниками и образовательными организациями отдельную гл. 52 "Особенности регулирования труда педагогических работников". Данное обстоятельство позволяет утверждать, что законодатель относит отношения между педагогом и образовательным учреждением исключительно к трудовым, а не к гражданско-правовым.
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Вернемся к нормам трудового законодательства и отметим, что ТК РФ отводит правоотношениям между педагогическими работниками и образовательными организациями отдельную гл. 52 "Особенности регулирования труда педагогических работников". Данное обстоятельство позволяет утверждать, что законодатель относит отношения между педагогом и образовательным учреждением исключительно к трудовым, а не к гражданско-правовым.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
(ред. от 29.09.2025)Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
"Трехстороннее отраслевое соглашение по организациям сферы физической культуры и спорта Российской Федерации на 2024 - 2026 годы"
(утв. Минспортом России, Общественной организацией "Общероссийский профессиональный союз работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации", Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта" 28.02.2024)III. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ТРЕНЕРОВ,
(утв. Минспортом России, Общественной организацией "Общероссийский профессиональный союз работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации", Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта" 28.02.2024)III. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ТРЕНЕРОВ,
Статья: Дистанционный режим труда работников из числа профессорско-преподавательского состава
(Машукова Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)В трудовом законодательстве предусмотрены особенности правового регулирования труда и педагогических, и дистанционных работников, о них написано немало научных трудов <3>. При этом практически отсутствуют исследования дистанционной работы представителей профессорско-преподавательского состава. С учетом сложной структуры трудовой функции преподавателей, включающей в себя не поддающиеся нормативному регулированию элементы (например, творческая нагрузка), активного внедрения в образовательный процесс дистанционных технологий и электронного обучения научные изыскания в этом направлении целесообразны и практически обоснованы.
(Машукова Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)В трудовом законодательстве предусмотрены особенности правового регулирования труда и педагогических, и дистанционных работников, о них написано немало научных трудов <3>. При этом практически отсутствуют исследования дистанционной работы представителей профессорско-преподавательского состава. С учетом сложной структуры трудовой функции преподавателей, включающей в себя не поддающиеся нормативному регулированию элементы (например, творческая нагрузка), активного внедрения в образовательный процесс дистанционных технологий и электронного обучения научные изыскания в этом направлении целесообразны и практически обоснованы.
Статья: Понятие "педагогическая деятельность" в законодательстве и правоприменительной практике: комплексный анализ содержания
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Понятие "педагогическая деятельность" имеет правовое значение и в контексте оценки правового статуса осуществляющего ее субъекта. Трудовое законодательство и ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <9> (далее - Закон об образовании), устанавливая особенности регулирования труда отдельных категорий работников, оперируют понятиями "педагогическая деятельность" (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Закона об образовании) и "педагогический работник" (ст. 331.1 - 336 ТК РФ, ст. 47 - 50 Закона об образовании), не определяя при этом ни их содержание, ни их соотношение <10>.
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Понятие "педагогическая деятельность" имеет правовое значение и в контексте оценки правового статуса осуществляющего ее субъекта. Трудовое законодательство и ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <9> (далее - Закон об образовании), устанавливая особенности регулирования труда отдельных категорий работников, оперируют понятиями "педагогическая деятельность" (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Закона об образовании) и "педагогический работник" (ст. 331.1 - 336 ТК РФ, ст. 47 - 50 Закона об образовании), не определяя при этом ни их содержание, ни их соотношение <10>.
Статья: Ценностные основы в правовом статусе педагога: позиции Конституционного Суда Российской Федерации
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)7. Аверьянова М.И. Особенности правового регулирования труда педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций: Дис. ... к. ю. н. М., 2014. 202 с.
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)7. Аверьянова М.И. Особенности правового регулирования труда педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций: Дис. ... к. ю. н. М., 2014. 202 с.
Статья: Конституционный Суд РФ разъяснил порядок определения заработной платы педагогов при неполной учебной нагрузке
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)Педагогические работники относятся к категории лиц, чья деятельность обладает спецификой, позволяющей устанавливать особенности регулирования их труда. Выполнение педагогическим работником нормы часов учебной (преподавательской) работы (в частности, 18 часов в неделю) должно гарантировать выплату ему заработной платы в размере не ниже МРОТ с соблюдением требования об обеспечении повышенной оплаты труда сверх этого размера в случаях работы в особых условиях или условиях, отклоняющихся от нормальных. При неполной учебной нагрузке зарплата педагога рассчитывается исходя из размера оплаты труда по данной должности за полное рабочее время пропорционально количеству фактически отработанных работником часов. При этом оплата за полное рабочее время, из которой производится расчет, должна быть не менее МРОТ с начислением сверх этого - в установленных случаях - дополнительных выплат. Если структура оплаты труда педагога, помимо оклада и иных выплат, включает так называемую доплату до МРОТ, то при исчислении зарплаты работника, учебная нагрузка которого составляет менее установленной нормы часов, данная доплата также подлежит включению в оплату за полное рабочее время, из которой производится расчет. Тем самым обеспечивается соответствие размера оплаты труда такого работника минимальному гарантированному размеру заработной платы.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)Педагогические работники относятся к категории лиц, чья деятельность обладает спецификой, позволяющей устанавливать особенности регулирования их труда. Выполнение педагогическим работником нормы часов учебной (преподавательской) работы (в частности, 18 часов в неделю) должно гарантировать выплату ему заработной платы в размере не ниже МРОТ с соблюдением требования об обеспечении повышенной оплаты труда сверх этого размера в случаях работы в особых условиях или условиях, отклоняющихся от нормальных. При неполной учебной нагрузке зарплата педагога рассчитывается исходя из размера оплаты труда по данной должности за полное рабочее время пропорционально количеству фактически отработанных работником часов. При этом оплата за полное рабочее время, из которой производится расчет, должна быть не менее МРОТ с начислением сверх этого - в установленных случаях - дополнительных выплат. Если структура оплаты труда педагога, помимо оклада и иных выплат, включает так называемую доплату до МРОТ, то при исчислении зарплаты работника, учебная нагрузка которого составляет менее установленной нормы часов, данная доплата также подлежит включению в оплату за полное рабочее время, из которой производится расчет. Тем самым обеспечивается соответствие размера оплаты труда такого работника минимальному гарантированному размеру заработной платы.